Направляющие скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
И ЗЬБееЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 1000215 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.07.81 (21) 3323363/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з
В 23 Q 1/02
Гееударстеекнмй кемктет
СССР
Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 05.03.83 (53) УДК 621.941.. I (088.8) пп делам кзебретекий к пткрмтий (72) Авторы изобретения
О. Д. Лещенко, В. А. Прокопен
1 --тг
- -«
° Ъ (.
Особое конструкторское бюр стаййЫфроенкя
А:1 (71) Заявитель (54) НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках.
Известны направляющие скольжения со смазочными канавками, выполненными в виде поперечных канавок, соединенных двумя рядами прерывистых продольных канавок 11).
Указанные направляющие имеют протяженные участки поверхности в направлениях вдоль и перпендикулярно перемещению, на которых при относительном движении сопряженных поверхностей возникают значительные гидродинамические силы, приводящие к изменению расстояния между поверхностями (явлению «всплытия») и деформациям узлов. Для прецизионных направляющих, например, координатно-расточных станков указанное явление является недопустимым, так как приводит к снижению точности станка.
Цель изобретения — повышение точности направляющих за счет устранения гидродинамического всплытия при рабочих подачах подвижного узла под действием гидродинамических сил в стыке поверхностей направляющих.
Поставленная цель достигается тем, что направляющие скольжения, преимущественно стола прецизионного металлорежущего станка, содержащие контактирующие сопряженные поверхности базового и подвижных узлов с системой подвода и распределения смазочной жидкости, снабжены сеткой взаимопересекающихся смазочных канавок.
С целью улучшения условий эксплуатации поперечные канавки расположены на направляющих подвижного узла, а продольные на направляющих базового узла.
Кроме того, расстояние между поперечными канавками в средней части направляющих меньше соответствующего расстояния на концах этих направляющих.
На фиг. 1 и 2 — эпюры давлений соответственно в продольном и поперечном направлениях; на фиг. 3 — направляющая подвижного узла,; на фиг. 4 — m же, вид сбоку; на фиг. 5 — вариант выполнения направляющей подвижного узла с одной закрытой канавкой и обводной контурной замкнутой канавкой; на фиг. 6 — то же с пере.ц,FibiM расстоянием между поперечными канавками; на фиг. 7 — конструкция направлякнцей, гидравлически разгружен1000215 ной от веса подвижного узла и гидродинамических сил.
Направляющие скольжения, преимущественно стола 1 координатно-расточного станка (фиг. 1) содержат плоскую 2 и призматическую 3 направляющие. На каждой из направляющих поверхностей выполнены взаимнопараллельные пересекающиеся продольные 4 и поперечные 5 сквозные канавки.
Канавка 6 закрыта с обеих сторон направляющей (фиг. 5) и имеет систему распределения смазочной жидкости; в эту канавку открывается канал, выходное отверстие 7 которого размещено между продольными канавками 4. По контуру направляющей поверхности выполнена замкнутая обводная канавка 8, в которую открываются продоль- 15 ные 4 и поперечные 5 канавки. С внешней стороны обводной канавки 8 по ее контуру имеется участок направляющей поверхгшсти 9. С помощью отверстия 10 канавка 8 сообгцается с дренажной магистралью станка.
Направляющие могут быть выполнены также с поперечными канавками 5, у которых шаг увеличивается от средней части к краю направляющей.
На фиг. 7 приведена конструкция на- 25 правляющей, на которой выполнены опоры
11 системы гидроразгрузки от веса подвижногЬ узла. Сетка продольных 4 и поперечных 5 канавок размещена в промежутках между участками, на которых выполнены разгружаюшие опоры.
Работа направляющих состоит в том, что возникающие в стыке гладких направлягощих продольные и поперечные эпюры давления Pf и Р2 разрываются в области продольных и поперечных канавок. Зпюры дав- l$ ления для направляющих с нанесенной на них сеткой продольных и поперечных канавок станут Рз и Р . В результате уменьшения до нуля давления в области канавок существенно уменьшается (практически в
3 — 10 раз) под ьемная сила, вызыгяюпгая
4Q гидродинамическое всплытие и деформацию узла, особенно на больших рабо«цх подачах. Снижение гидродинамического всплытия обеспечивает повышение точности станка без применения каких-либо дополнительных устройств.
При выполнении одной из поперечных канавок, .как показано на фиг. 5, возможно использование сетки канавок не только для гидродинамической разгрузки, но и для распределения подводимой смазки между трущимися направляющими поверхностями скольжения. При этом выполнение -ой канавки, в которую подается смазочная жидкость, закрытой с обеих сторон, предотвращает вытекание смазки наружу и способствует более равномерному ра "ïðåäåëåíèþ по направляющей поверхности. Таких закрытых канавок при необходимости может быть выполнено несколько. Для предотвращения растекания смазочной жидкости по станку и ее сбора служит ооводная канавка 8. При этом собираемая жидкость через отверстие попадает в сливную магистраль станка.
Выполнение направляющей по фиг. 6 позволяет, учитывая нелинейный характер эпюры гидродинамического давления, уменьшить трудоемкость изготовления сетки за счет нанесения поперечных канавок в области меньших давлений по концам с больнгим расстоянием между канавками, «eм в области больших давлений (в средней части}, и таким образом, уменьшить общее количество канавок.
Направляющие скольжения позволяют в несколько раз уменьшить гидродинамическое всплытие подвижного узла. Это повышает точность обработки и позволяет применять на станках более производительные режимы обработки.
Формула изиб(гетения
1. Направлякгщие скольжения, например, стола прецизионного станка, содержащие контактирующие сопряженные поверхности базового и подвижного узлов с системой подвода и распределения смазочной жидкости, отличающиеся тем, что, с целью повышения точности расположения направляюгцих за счет устра гепия всплытия подвижного узла под действием гидродинамических сил в стыке поверхностей направляющих, последние снабжены ссткой взаимопересекающихся ка навок.
2. Направлявшие по и. 1, отличающиеся тем, «то, с целью улучшения условий эксплуатации, попере гные канавки распо.чожены на направляюгцих подвижного узла, а продольные -- на направляющих базового узла.
3 Направляющие ffo и. 1 и 2, отличающиеся тем, что расстояние между поперечными канавками в средней части направляющих меньше соответствующего рассстояния на концах этих направляющих.
Источники информации, принятые ьо внимание при экспертизе
1. Отраслевой стандарт РТгЧ2 Н20 — 6 — 73 черт. l.
10002!5
1000215
Составитель Ю Жарченков
Редактор Н. Безродная Тсхред И. Верес Корректор Е. Рошко
Заказ 1235112 Тираж!58 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1)3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4