Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11)1000313 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.11.81 (21) 3351728/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 G 21/04

Гееудерстеенкмк кемитет

СССР (53) УДК 619.11.

012 813 (088 8) Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 05.03.83 лв делам лэебретеник к еткрмтий (72) Авторы изобретения

А. В. Жуков, В. А Симанович, А. И. Сме и С. Н. Логовский /

), Белорусский ордена Трудового Красного Знамени:.тахнологическ и институт им. С. М. Кировэ-(71) Заявитель (54) СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости последних при поперечном крене, возникающем вследствие наезда на неровность, движении на поворотах и т.д.

Известен стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсио" на концах которого смонтированы продольные рычаги, связанные через шарнирные звенья и рессорную подвеску с осью колес (1).

Однако известная конструкция стабилизатора является сложной и ненадежной в связи с необходимостью выполнения конструкции с шарг но соединенными рычагами. Передача крутящего момента только через две контактные площадки создает сложные условия работы сочленения. К недостаткам данного стабилизатора относится также невозможность изменения жесткости его демпфирующего элемента в зависимости от величины углового поперечного крена подрессорной части транспортного средства, а также то, что при кренах системы, меньших какого-то критического угла, снабилизатор не работает вообще.

Такие боковые крены в большинстве случаев будут иметь место на хороших дорогах и при больших скоростях движения, но именно при таких обстоятельствах даже малая боковая раскачка значительно отражается на курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства. о

Цель изобретения — повышение плавности хода и улучшение управления транспортным средством.

Поставленная цель достигается тем, что стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, на концах- ко горого смонтированы продольные рычаги, через шарнирные звенья и рессорную подвеску с осью колес снабжен двумя коаксиально расположенными трубчатыми торсионами, соединенными зубчатой муфтой, между зубьями которой смонтированы упругие элементы, сохраняя зазор между последними и зубьями муфты, а упомянутый торсион расположен

1000313 внутри трубчатых торсионов и жестко связан с ними своими концами.

На фиг. 1 изображена ходовая часть транспортного средства со стабилизатором; на фиг. 2 — стабилизатор транспортного средства в сборе; на фиг. 3 — зацепление венца и колеса муфты.

Стабилизатор поперечной устойчивости монтируется на шасси транспортного средства и содержит торсион 1 и трубчатые торсионы 2 и 3, связанные между собой через муфту 4.

Торсион 1 посажен посредством шлицевого соединения во втулки 5, которые, в свою очередь, жестко соединены трубчатыми торсионами 2 и 3.

Наружная часть корпуса муфты 4 с зубчатым венцом 6, обе внешние стороны каждого из зубьев которого снабжены упругими элементами 7, является продолжением трубчатого торсиона 2, а внутренняя муфта 4 в виде зубчатого колеса 8 жестко связана с вторым трубчатым торсионом 3, также являясь его продолжением. Между зубьями венца 6 и колеса 8 существует определенный рабочий зазор 9. Для обеспечения более надежной работы муфта снабжена крышкой 10, которая крепится винтами к корпусу муфты 4.

Торсион поворотно установлен в опорах на подрессоренной части 11 транспортного средства и сочленен посредством шлицев с рычагами 12. Для осуществления надежной посадки рычагов используется резьбовое соединение 13 гайка-торсион. На торсионе расположен рычаг 12 с пальцами 14.

Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства работает следующим образом.

При одновременном и равномерном перемещении колес обеих сторон транспортного средства торсион 1 свободно поворачивается в опорах подрессоренной части 11.

В данном случае отсутствует крен и стабилизатор не оказывает влияния на подвеску.

При наезде на препятствия происходит крен транспортного средства, например, в левую сторону. В этом случае расстояние по вертикали между подрессоренной частью и левым колесом уменьшается, рычаг 12 поворачивается в пальце 14 и, действуя на торсион 1, закручивает его, Торсион 1 имеет малую угловую жесткость, которая на плавности хода отражается мало, однако улучшает управляемость и устойчивость движения системы. Вместе с торсионом 1 вращаются трубчатые торсионы 2 и 3, однако не работающие на кручении до тех пор, пока не исчезнет зазор 19 между

10 зубьями муфты 4.

Начиная с этого момента закручиваются трубчатые торсионы, в результате чего возрастает угловая жесткость подвески, и крутильная жесткость используется полностью для обеспечения поперечной устойчивости транспортного средства.

Применение предлагаемой конструкции стабилизатора поперечной устойчивости позволит улучшить плавность хода транспортного средства, обеспечить лучшую устойрр чивость и управляемость его и за счет этого повысить транспортные скорости передвижения на 8 — 120/р на дорогах с асфальто-бетонным покрытием и на 11 — 160/р на дорогах с гравийным покрытием.

Формула изобретения

Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, на концах которого смонтированы проЗО дольные рычаги, связанные через шарнирные звенья, и рессорную подвеску с осью колес, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности хода, устойчивости и улучшения управления транспортным средством, он снабжен двумя коаксиально

35 расположенными трубчатыми торсионами, соединенными зубчатой муфтой, между зубьями которой смонтированы упругие элементы, сохраняя зазор между последними и зубьями муфты, а упомянутый торсион расположен внутри трубчатых торсионов и жестко связан с ними своими концами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 623761, кл. В 60 G 25/00, 1977.

1000313

Редактор А. Фролова

Заказ 1251/17

Составитель А. Никитин

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тираж 673 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал, ППП сГатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4