Обтекатель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(11) 1000334

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.81 (21) 3373482/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 62 D 35/00

В 62 D 37/02

l4cf43PcT44NNblN камитат

СССР ле делам лзобратеннл и аткрмтий

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 05.03.83 (53) УДК 629.! 13..068 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Черняков, А. Г. Полторацкий, и Б. В. Левинсон

i !

Государственный автотранспортный науч и проектный институт «Госавтотрансниипрое конструкторско-технологическое бюро « (71) Заявители (54) ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам, служащим для снижения аэродинамического сопротивления движению транспортных средств с обтекаемыми формами.

Известен обтекатель транспортного средства, преимущественно автопоезда, содержащий экран с гибкой нижней кромкой, установленный на крыше кабины транспортного средства с возможностью изменения угла наклона и перемещения экрана по направляющим вдоль крыши кабины (1) .

Однако обтекатель имеет сложную конструкцию, а движущийся по поверхности экрана воздушный поток не защищен от воздействия бокового ветра, что снижает аэродинамические свойства обтекателя.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является обтекатель транспортного средства, преимущественно автопоезда, содержащий установленный на крыше кабины транспортного средства с возможностью изменения угла наклона экран, боковые щитки, связанные с ним, и передний закрылок, выступающий за переднюю кромку крыши кабины f21

Недостатком конструкции является ее сложность. Кроме того, боковые щитки толь2 ко частично ограждают воздушный поток, проходящий через экран от воздействия бокового ветра, т. е. верхняя часть экрана остается незащищенной и не имеет направляющего потока заднего закрылка.

Цель изобретения — снижение лобового аэродинамического сопротивления транспортного средства и повышение его топливной экономичности.

Поставленная цель достигается тем, что боковые щитки связаны с экраном жестко и расположены вдоль всей длины его боковых кромок и наклонены под острым углом к передней стенке экрана, при этом последний снабжен задним закрылком, а передний закрылок жестко закреплен в зоне нижней кромки экрана, причем верхние кромки боковых щитков связаны между собой упомянутыми закрылками, образуя замкнутый контур.

На фиг. 1 изображен автопоезд со смонтированным на крыше кабины тягача обтекателем, общий вид; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1, повернуто; на фиг. 3— сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение

 — В на фиг. 2, повернуто; на фиг. 5 сечение à — Г на фиг. 4.

1000334

Формула изобретения

Обтекатель транспортного средства содержит экран 1, передний край которого шарнирно закреплен на передней опорной стойке 2, закрепленной на крыше кабины тягача. В зоне передней кромки экрана размещен передний закрылок 3 и эластичный уплотнитель 4. Задняя кромка экрана имеет задний закрылок 5 и опирается при помощи регулируемых по длине тяг 6 на заднюю опорную стойку 7. Боковые кромки экрана снабжены боковыми щитками 8, установленными под острым углом к передней поверхности экрана.

С целью изменения угла наклона экрана I в тягах и входящих в них цапфах 9 имеется ряд отверстий, в которые вставляются пальцы 10.

Обтекатель транспортного средства работает следующим образом.

Поток воздуха, возникающий при движении транспортного средства, разделяется на два потока: поток и,, отраженный вверх от лобовой поверхности кабины тягача, и поток и>, проходящий выше крыши кабины тягача. При слиянии потоков п и пг происходит турбулизация отраженного выше крыши кабины тягача потока, что оказывает аэродинамическое сопротивление движению. Аналогичное явление наблюдается и при установке на крышу кабины отражательного экрана.

Поток воздуха П1, отраженный вверх от лобовой поверхности кабины, улавливается передним закрылком 3 и направляется вдоль вы пуклой поверхности экрана 1, установленного под углом к поверхности крыши тягача.

Поток воздуха П, проходящий выше крыши кабины, встречается с потоком П, обтекающим выпуклую поверхность экрана, увлекается вместе с ним под задний закрылок 5 и в виде общего потока воздуха направляется на крышу полуприцепа.

Боковые щитки 8 препятствуют растеканию потока воздуха с экрана в стороны под влиянием бокового ветра. Одновременно отражают на боковые поверхности полуприцепа ту часть встречного потока, которая не попадает на экран обтекателя, так как крыша кабины тягача, а соответственно и экран несколько уже лобовой плоскости полуприцепа.

Угол наклона экрана регулируется (при смене полуприцепов) путем освобождения пальцев 10, соединяющих тяги 6 с цапфами 9. Затем опускают или поднимают экран

50 и снова соединяют в новом положении тяги 6 с цапфами 9.

При изменении угла наклона экрана 1 эластичный уплотнитель 4 изгибается и обеспечивает постоянный контакт с отбортовкой крыши кабины тягача.

Наличие переднего закрылка позволяет улавливать поток воздуха, отраженного вверх от лобовой поверхности тягача и направить вдоль выпуклой поверхности экрана. Благодаря заднему закрылку, поток воздуха, проходящий выше крыши тягача, встречается с потоком, обтекающим выпуклую поверхность экрана, и направляется в виде общего потока на крышу полуприцепа.

Щитки обеспечивают защиту воздушного потока, движущегося по поверхности экрана от воздействия бокового ветра.

Такое конструктивное выполнение обтекателя позволяет создать плавный ламинарный воздушный поток, что снижает аэродинамическое сопротивление движению авгопоезда. Кроме того, снижается расход топлива и увеличивается скорость движения транспортного средства. Устройство конструктивно просто и удобно в эксплуатации.

Обтекатель транспортного средства, преимущественно автопоезда, содержащий vcтановленный на крыше кабины транспортного средства с возможностью изменения угла наклона экран, боковые щитки, связанные с ним, и передний закрылок, выступающий за переднюю кромку крыши кабины, отличающийся тем, что, с целью снижения лобового аэродинамического сопротивления транспортного средства и повышения его топливной экономичности, боковые щитки связаны с экраном жестко, расположены вдоль всей длины его боковых кромок и наклонены под острым углом к передней стенке экрана, при этом последний снабжен задним закрылком, а передний закрылок жестко закреплен в зоне нижней кромки экрана, причем верхние кромки боковых щитков связаны между собой упомянутыми закрылками, образуя замкнутый контур.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 673517, кл. В 62 D 35/00, 1977.

2. Патент США Ме 4006931, кл. 296 — I, 1977 (прототип).

1000334

1000334

Г-Г

Составитель И. Антропова

Редактор Е. Лушникова Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Заказ 1254/18 Тираж б45 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4