Судовой движительный комплекс

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 1000348

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.09.80 (21) 2994494/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 63 Н 5/02

Гееудлрствеюай квнитет

СССР

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень №8

Дата опубликования описания 05.03.83 (53) УДК 629.1. .037.25 (088.8) пе делан иэвбретеиий и вткрытий

А. И. Шурмин, В. С. Манин, Н. Е. Архфнвепьскии -:: ° ., и Г. М. Пивоваров / „:, (72) Авторы изобретения

Камское ордена Ленина речное пароходс речного флота РСФСР (71) Заявитель (54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, и предназначено для использования на судах и других плавучих средствах, работающих преимущественно на реках с ограниченным форватером.

Известен судовой движительный комплекс, содержащий роторный движитель, смонтированный в обойме, расположенной на обносе корпуса судна с возможностью перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, и приводы вращения гребного колеса и перемещения обоймы (1) .

Однако известный комплекс предназначен для размещения исключительно на корме судна, что естественно снижает его маневренность, особенно в условиях ограничения габаритов пути.

Цель изобретения — повышение маневренности судна.

Поставленная цель достигается тем, что судовой движительный комплекс охарактеризованный вышееуказанной совокупностью признаков, снабжен смонтированным на обносе корпуса судна кольцеобразным рельсовым путем, выносной платформой, установленной на кольцеобразном рельсовом пути посредством опорных роликов, на которой установлена обойма с движителем, при этом привод перемещения обоймы в вертикальной плоскости выполнен в виде жестко закрепленных на платформе по меньшей мере двух вертикальных стоек и подвижных вдоль стоек траверс.

На фиг. 1 изображен судовой движительный комплекс; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — то же, вид сверху; на фиг. 5— то же, вид сверху; на фиг. 6 — то же, вид сбоку; на фиг. 7 — разрез Б — Б на фиг. 6; на фиг. 8 — узел II на фиг. 7.

Судовой движительный комплекс включает в себя гребное колесо 1 на валу 2, гидропривод 3, кольцеобразный рельсовый путь 4, выносную платформу 5, состоящую из фундаментных балок 6, встроенных в профильное кольцо 7 и установленного на круговом рельсе 8, прикрепленному к обносу судна с помощью плавающих катковых

20 опор 9 с горизонтальными буртами 10 против опрокидывания. В торцах на выносной платформе закреплены стабилизаторы 11 с потокоупорами 12 и консольными площадками 13 для опор гребного колеса 1. В верхней части платформы к фундаментным бал1000348

Формула изобретения

Зо

45 кам 6 прикреплены стойки 14 с распорками 15 и направляющими стержнями 16, в которые вмонтированы подвижные по вертикали траверсы 17, жестко соединенные со стабилизаторами и с консольными плошадками 13. Траверсы 17 движутся возвратнопоступательно по вертикали с помощью вращения ходовых винтов 18 и привода 19.

Врашение комплекса вокруг вертикальной оси осуществляется с помощью механизма 20 поворота и цепной передачи 21.

При бортовом расположении на судне (фиг. 6) комплекс устанавливается на платформе с круговым рельсом с возможностью перемешения вдоль борта по рельсу 22 на обносе 23 и по рельсу 24 на борту судна с помошью колесных скатов 25.

Комплекс работает следующим образом.

Судовой движительный комплекс навешивается раздельно в корме или по бортам судна или одновременно в корме и по бортам. При этом каждый комплекс может быть с одним гребным колесом или с двумя соосно спаренными. Главная машинная установка судна (не показана) работает на гидронасосе системы гидропривода.

Энергия с помощью рабочей жидкости по гибким шлангам и трубам высокого давления подается на гидромоторы, находяШиеся в составе движительного комплекса, которые приводят во вращательное движение гребное колесо, переходящее в поступательное движение судна. Энергия с помощью рабочей жидкости также через самостоятельные системы гидропривода подается на исполнительные механизмы поворота комплекса вокруг вертикальной оси и механизмы регулирования вертикального положения движителя независимо от осадки судна и перемещения его вдоль борта.

При повороте движителя на 90 и фиксации его в этом положении происходит торможение судна, а при повороте на 180 осуществляется реверс с равнозначным упором движителя.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого судового роторно-навесного движительного комплекса по сравнению с известными конструкциями состоит в том, что повышается маневренность и проходимость судна, возможность использования на судах большой мощности с малой осадкой на водных путях с ограниченным форватером, а также создается при бортовом навешивании дополнительный рулевой эффект и возможность осуществления дифферента судна в пути следования и при выполнении ремонтных корпусных работ.

Кроме того, обеспечивается надежная высокоэффективная передача энергии от двигателя к движителю и надежный высокоэффективный способ строго вертикального регулирования и выбора оптимального погружения движителя в воду независимо от осадки судна.

Предлагаемая конструкция движительного комплекса, сохраняя возможность регулирования вертикального положения движителя независимо от осадки судна и поворота его на 360 в горизонтальной плоскости, создающего благодаря наличию стабилизаторов рулевой эффект, вместе с тем, позволяет разместить его как на корме, так и по бортам судна в зависимости от условий плавания с помощью колесных скатов, передвигаюшихся вдоль борта по прикрепленным к судну рельсам, при этом сдвиге комплексов в нос или корму создается дифферент судна, необходимый, например, при снятии судна с мели, а при асимметричном размешении комплексов по бортам создается дополнительный рулевой эффект, повышая маневренность судна.

Судовой движительный комплекс, содержащий роторный движитель, смонтированный в обойме, расположенной на обносе корпуса судна с возможностью перемешения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, и приводы вращения движителя и перемешения обоймы, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности судна, он снабжен смонтированным на обносе корпуса судна кольцеобразным рельсовым путем, выносной платформой, установленной на кольцеобразном рельсовом пути посредством опорных роликов, на которой установлена обойма с движителем, при этом привод перемещения обоймы в вертикальной плоскости выполнен в виде по меньшей мере двух вертикальных стоек, жестко закрепленных на платформе и подвижных вдоль стоек траверс.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 69681, кл. В 63 Н 5/02, 24.06.43 (прототип) .

1000348

1000348

1000348

Юи 2., 1000348

1000348 иг.

Составитель А. Честной

Редактор Е. Лушникова Техред И. Верес Корректор М; Шароши

Заказ 1255/18 Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оп крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4