Торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
OllMCAH
ИЗЬБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»)1 000556 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.10.81 (21) 3343105/25 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 28.02.83. Бюллетен
Дата опубликования описания 05. (51) М.К .
F 01 D 5/04
F 04 D 29/00
Гооударстаеикык комитет
СССР (53) УДК 621.635 (088.8) IIo делам изооретеиий и открытий
Л. П. Батвинов, А. С. Хоменко, А. В. 1 енковский и В. М. Чантурия /: =;
° .. 1
Всесоюзное научно-производственное объединение" у
«Союзтурбо газ» (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) ТОРЦОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
ТУРБОМАШИНЫ С ВАЛОМ
Изобретение относится к турбостроению и может быть применено в роторах турбин и компрессоров.
Известно торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом, содержащее выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы, и стяжной элемент !1).
Недостатком данного соединения является сложность технологии изготовления из-за необходимости фрезерной обработки сопрягаемых поверхностей путем нарезки зубьев, выступов и т. д. Кроме того, в таком соединении нет радиальных связей, что снижает надежность работы соединения.
Цель изобретения — упрощение технологии изготовления и повышение надежности соединения.
Указанная цель достигается тем, что в торцовом соединении рабочего колеса турбомашины с валом, содержащем выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы и стяжной элемент, выступы и пазы расположены по спирали.
Причем торцовое соединение снабжено выполненными на сопрягаемых поверхностях дополнительными выступами и пазами, расположенными по спирали противоположного направления.
При этом выступы и пазы расположены с переменным шагом.
На фиг. 1 показано, меридианальное сечение соединения; на фиг. 2 — вид по А на фиг. 1 с выступами и пазами одного направления; на фиг. 3 — вид по А на фиг. 1 с выступами и пазами противоположных направлений.
Торцовое соединение рабочего колеса 1 турбомашины с валом 2 содержит выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы 3, а на другой ответные пазы 4 и стяжной элемент 5. Выступы 3 и пазы 4 расположены по спирали. Торцовое соединение может быть снабжено дополнительными выступами 6 и пазами 7, расположенными по спирали противоположного направления. Выступы 3,6 и пазы 4, 7 могут быть расположены с переменным шагом Т.
При посадке колеса 1 на вал 2 выполненные на одной из сопрягаемых поверх1000556 ностей выступы 3 и 6 попадают в ответные пазы 4 и 7. Затем колесо 1 фиксируется стяжным элементом 5.
При передаче через соединение крутящего момента возникают тангенциальные и радиальные связи, что повышает надежность работы соединения. Такое соединение характеризуется также более простой технологией изготовления, так как отпадает необходимость фрезерной обработки пазов и выступов. 1О
Формула изобретения
1. Торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом, содержащее выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы и стяжной элемент, отличающееся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и повышения надежности соединения, выступы и пазы расположены по спирали.
2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено выполненными на сопрягаемых поверхностях дополнительными выступами и пазами, расположенными по спирали противоположного направления.
3. Соединение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что выступы и пазы расположены с переменным шагом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шубенко-Шубин Л. А. и др. Атлас конструкций и схем газотурбинных установок. М., «Машиностроение», 1967, с. 64.
1000556 (Pun. 3
Редактор В. Пилипенко
Заказ 1308/29
Составитель P. Данилов
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 533 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4