Устройство для проверки аккумуляторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (t1)1000954

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлентэ 24.06.81 (21) 3307469/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

G О1 R 31/36

Н О1 М 10/48

Геаударстееллые кенлтет

Опубликовано 28. 02 . 83, Бюллетень Юэ 8

Дата опубликования описани 28.02.83

M делан иэабретелий и етхрытий (53) УДК 621.

° 355.1 (088.8) Я., Ю. M. Хашев, Л. M. Кошелев, Г. А. Кали щн, "Г ва-.

В. В. Сочипов, Н. Н. Панков и Н..А. P АйВ "," :,,:,. 1 / - -" ); : и г, ФВ

l

-« t (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ АККУМУЛЯТОРОВ ео го

Изобретение относится к эксплуатации аккумуляторных батарей, в част ности к устройствам, предназначенным для оценки электрических характе-. ристик аккумуляторов, входящих в состав электроустановок.

Известны устройства для провврки аккумуляторов в виде пробников, в состав которых входят вольтметр, нагрузочные сопротивления, подбираемые в зависимости от емкости аккумуляторов, и кнопка с одним замыкающим контактом для подключения нагрузочных сопротивлений к испытуемым аккумуляторам $ 1 ).

Недостатком пробников является большая их погрешность при измерениях напряжений аккумуляторов, обусловленная применением вольтметра с ценой деления, равной 0,1 В.

Известно устройство для проверки аккумуляторов, входящих в состав батарей, установленных в трулнодоступных местах.Это устройство содержит вольтметр,нагрузочные сопротивления, шунтированные сигнальной лампой,кнопку для подключения сопротивлений, выносную контактную вилку и дополнительный выносной зажим, присоединяемый через переключатель и добавочное сопротивление к вольтметру.

Выполнение контактной вилки выносной и применение дополнительного зажима позволяют повысить точность проверки указанных аккумуляторов ?).

Однако известное устройство также не дает возможности достичь более высокой точности измерений и делает невозможным применение его для определения отстающих аккумуляторов в батареях.

Цель изобретения - повышение точности и упрощение контроля состояния аккумуляторов.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для проверки аккумуляторов, состоящее из вольтметра, нагрузочных сопротивлений, шунтиро3 10 ванных сигнальной лампой, и однопозиционной, кнопки для подключения нагрузочных сопротивлений к испытуемым аккумуляторам, введены полупроводниковый усилитель напряжения, поляризованное реле и конденсатор, причем вывод цепи питания полупроводникового усилителя и его вход, соединенный последовательно с конденсатором, подключены параллельно нагрузочным сопротивлениям, к вы ходу усилителя напряжения подсоеди" нено через свои замыкающие контакты поляризованное реле, а его размыка" ющие контакты включены в цепь сигнальной лампы, кнопка снабжена до-! полнительными замыкающим и размыкающим контактами, включенными последовательно в цепь конденсатора, при этом замыкающие контакты поляризованного реле шунтированы размыкающими контактами кнопки, конструктивно выполненными так, что они размыкаются по сравнению с замыканием замыкающих контактов кнопки с опозданием, равным времени срабатывания

I!o.ïëðèçîâà Híîãî реле.

Кроме того, с целью ограничения

Iaàðÿäíîãо тока конденсатора и ускорения его заряда вход усилителя напряжения шунтирован последовательно соединенными сопротивлением и диодом включенным в прямом направлении по отношению к испытуемым аккумуляторам.

На чертеже представлена электрическая схема устройства для проверки аккумуляторов.

Устррйство содержит вольтметр 1, нагоузочное сопротивление 2, кнопку

3, замыкающие 4 и 5 и размыкающие б контакты кнопки, полупроводниковый усилитель 7 напряжения, выводы 8 цепи питания, вход 9 и выход 10 усилителя1 поляризованное реле 11, размыкающие 12 и замыкающие 13 контакты реле, сигнальную лампу 14, конденсатор 15„ диод 16 и сопротивление 17, ограничивающее зарядный ток конденсатора.

Устройство работает следующим образом.

Для определения отстающих аккумуляторов в батарее устройство подl соединяют йбЬчередно к каждому аккумулятору, нажимая каждый раз кнопку и измеряя напряжение вольтметром 1.. Причем, если батарея находится на разряде, нагрузочное сопротив.

20 г5

При нажатии кнопки 3 напряжение испытуемых аккумуляторов подается через замыкающие контакты 4 кнопки на нагрузочное сопротивле:,ие 2 и одновременно на выводы 8 цепи питания усилителя 7 напряжения, а также через размыкающие контакты 12 реле

11 на сигнальную лампу 14.

Кроме того, напряжение поступает на конденсатор 15 через вход 1 усилителя напряжения, шунтированный соединенными последователь о сопротивлением .17 и диодом 16, а —.акже через контакты 5 и 6 кнопки, последние из которых благодаря запаздыванию на открытие остаются закрытыми на время срабатывания реле 11.

В результате подачи напряжения на конденсатор последний заряжается и запоминает напряжение испытуемого в данный момент аккумулятора.При этом, если напряжение каждого следующего испытуемого аккумулятора больше или равно напряжению кон-! денсатора, то на выходе 10 усилителя напряжения срабатывает реле и разг мыкает свои контакты 12 в цепи сигнальной лампы, одновременно замыкая контакты 13, шунтируя тем самым контакты 6 кнопки и обеспечивая непрерывный подзаряд конденсатора. По окончании измерения напряжения каждого из аккумуляторов конденсатор в результате запоминает напряжение аккумулятора с наибольшим напряжением, тем самым устройство приводится в состояние готовности к определению отстающих аккумуляторов.

При повторном подключении устройства к каждому аккумулятору батареи в случае наличия отстающих аккумуляторов на вход усилителя напряжения подается разница напряжений конденсатора и отстающих аккумуляторов, что вызывает отпускание контактов реле, которое своими контактами замыкает цепь конденсатора, предотвращая его разряд.

Время приведения устройства в состояние готовности к определению отстающих аккумуляторов может быть сокращено до минимума, если в результате предшествующих наблюдений зэ работой аккумуляторных батарей становится известным аккумулятор с наиболь-. шим напряжением. В этом случае одно-, го подключения устройства к такому

0)954 ление 2 к устройству не подсоединяИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

Илюшин К. К. и др. Справочник по электроизмерительным приборам, Л,, 1973, с. 459.

Формула изобретения

1. Устройство для проверки акку- 2. Авторское свидетельство СССР муляторов, состоящее из вольтметра, 13 142, кл. G 0 1 R 31/02, 1960.

5 10009 аккумулятору достаточно для приведения его в готовность к определению отстающих аккумуляторов.

Так как саморазрядом конденсатора на время определения отстающих аккумуляторов можно пренебречь, а разряд .конденсатора предусмотрен тольб ко в течение долей секунды, необходимых для отпускания реле, то готовности устройства для определения от !о стающих аккумуляторов хватает для оп-,. ределения примерно 20 отстающих аккумуляторов без повторного приведения пробника в состояние готовности для определения отстающих аккумулято- 5 ров (например при емкости конденсатора 500 мкф и номинальном нагряжении 3-6 В).

Использование предлагаемого устройства обеспечивает по сравнению с щ известными повышение производительности труда, так как отпадает необходимость в измерениях с точностью до 0,01-0,02,В напряжения всех аккумуляторов.Достаточно измерить напряже- 25 ния только выявленных отстающих аккумуляторов,количество которых обычно не превышает 5 от всех аккумуляторов в батареях. 0 напряжениях остальных аккумуляторов в этом случае мож- ЗО но судить по измеренному напряжению одного из них.

Повышение точности определения отстающих аккумуляторов достигается вследствие того, что гарантируемая 55 чувствительность усилителя напряжения к сигналу о наличии отстающих аккумуляторов равна примерйо 0,010,02 В, в то время как аналогичный сигнал, фиксируемый вольтметром уст- 4ц ройства, равен примерно 0,1 В.

Дополнительные удобства при определении отстающих аккумуляторов и комплектовании батарей из аккумуляторов с примерно одинаковым напряже- 45 нием связаны со световой сигнализацией. нагрузочных сопротивлений, шунтированных сигнальной лампой, и кнопки для подключения нагрузочных сопротивлений к испытуемым аккумуляторам,о т-. л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и упроще ния контроля состояния аккумуляторов, в него введены полупроводниковый усилитель напряжения,конденсатор и поляризованное реле, причем вывод цепи питания полупроводникового усилителя и его вход, соединенный последовательно с конденсатором, подключены параллельно нагрузочным сопротивлениям, к выходу усилителя напряжения подсоединено через свои замыкающие контакты поля-. ризованное реле, а его размыкающие контакты включены в цепь сигнальной лампы, кнопка снабжена дополнительными замыкающим и размыкающим контактами, включенными последовательно в цепь конденсатора, при этом замыкающие контакты поляризован. ного реле шунтированы размыкающими контактами кнопки, конструктивно выполненными так, что они размыкаются по сравнению с замыканием замыкающих контактов кнопки с опозданием, равным времени срабатывания поляризованного реле.

2. Устройство по и, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью ограничения зарядного тока конденсатора и ускорения его заряда, вход усилителя напряжения шунтирован после. довательно соединенными сопротивлением и диодом, включенным в прямом направлении по отношению к испытуемым аккумуляторам. 000954

ВНИИПИ Заказ 1380/49 Тираж 70S Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,