Укладчик линейных непрерывных зарядов под снег

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (» }1000964 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 23. 01. 81(21) 3241889/18-25 (51 } M. Кл. с присоединением заявки №С 01 У 1/13

Гасударственных комитет (23} Приоритет

Опубликовано 28. 02. 83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 28. 02. 83

60 делам изобретений и открытий (53} УДК 550.83 (088. 8) Б. M. Козак, В. A. Хаймович, В. А.фо еев,:- 8.";:Н,;-,;-Сотнич и И. В.Кныш i .--, - - -" «7

° «

Западно-Сибирское отделение Всесоюзного на гчн1з= исследовательского института геофизике«ских- ; методов разведки (72} Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УКЛАДЧИК ЛИНЕЙНЫХ НЕПРЕРЫВНЫХ ЗАРЯДОВ

ПОД СНЕГ

1

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для укладки линейного непрерывного заряда под снег, Известен укладчик линейных непрерывных зарядов, состоящий из базовой машины, гидросистемы и ножа с зарядопроводами, который двойным шарнирным соединением, обеспечивающим его вращение в горизонтальной плоскости и плоскопараллельное перемещение в вертикальной, соединен с двумя концевыми точками продольных тяг навески параллелограммного типа, управляемых гидроцилиндром гидросистемы и шарнирно связанных с остовом базовой машины, причем нож выполнен с углом менее 90 между передней его гранью и горизонтальной плоскостью, проходящей через его основание, а в гидросистему управления навеской ножа введен редукционный клапан, стабили ирующий его прижим к грунту с целью уменьшения толщины снежной

2 прослойки между линейным зарядом и поверхностью земли 1 1 j

Однако при укладке линейных непрерывных зарядов этим укладчиком снежная прослойка между зарядом и поверхностью земли все же остается. так как во-первых для предотвращения снятия зарядопровода стенка его. в месте контакта ее с землей должна иметь толщину 20-25 мм, во-вторых, натяжение в процессе укладки погруженной ветки линейного заряда приводит к образованию воздушного промежутка между ним и поверхностью земли, который заполняется осыпающимся рыхлым снегом. В реальных условиях толщина снежной прослойки составляет 30-35 мм, что ослабляет интенсивность полезного сигнала примерно на 10 . Кроме того, сам микрорельеф мерзлого грунта является мощным рассеивателем энергии взрыва. Использование неувлажненяого снега для укус

100096

3 порки линейного заряда позволяет существенно погасить интенсивность образующейся при взрыве звуковой волны — помехи, однако экранирующий эффект неувлажненной снежной укупор- g ки мал и амплитуда сейсмических сигналов увеличивается несущественно.

Наиболее близким к предлагаемому является укладчик линейных непрерывных зарядов под снег, содержа- 10 щий базовую машину с двигателем с газораспределительным устройством, заглубляющий нож с каналом подвода в снег горячих газов от выхлопной трубы двигателя, закрепленный на 15 задней навеске. базовой машины, и управляющую гидросистему. Заглубляющий нож кладчика имеет в нижней части насадку, например, полуцилиндрической формы с эпектронагревательны- gp ми элементами, к которой подведены выхлопные газы от двигателя трактора.

Проходя под снегом, разогретая насадка образует на границе "земля-снег" полость со стенками из увлажненного 2g снега,в которую затягивается прикрепленный к насадке линейный заряд 1 2 ).

Однако в этом укладчике для обеспечения герметичности и прочности насадки с электронагревом заглубляющий нож должен быть массивным, что приводит к теплопотерям из-за его большой теплоемкости, = также из-за нагрева элементов, соединяющих заглубляющий нож с трактором.

Использование существующих газораспределительных устройств для направления горячих газов, имеющих на выходе из двигателя температуру

400 С, неэффективно, так как они либо сложны в изготовлении, либо быстро выходят из строя.

Подача выхлопных газов под снег через отверстия в насадке из-за небольшой рассредоточенности их по высоте (не более 1 0- 180 мм ) и низкой теплопроводности снега не позволяет осуществить разогрев необходимой для создания экрана снежной массы над линейным зарядом.

Цель изобретения — повь>шение сейсмической эффективности путем улучшения условий передачи энергии взрыва в грунт за счет увлажнения снега при одновремнном повышении надежности

55 и безопасности работ.

Поставленная цель достигается тем, что укладчик линейных непрерывных зарядов под снег, сс>держащий базовую машину с двигателем и газораспределительным устройством, заглубляющий нож с каналом подвода в снег горячих газов от выхлопной трубы двигателя, закрепленный на задней привалочной плоскости базовой маши - ы, .и управляющую гидросистему, снабж-:.i по крайней мере одним закрепленным в передней части базовой машины дополнительным ножом, имеющим в нижней.части боковые каналы, связывающие газоподводящий канал с атмосферой., а в верхней части — фланец с кольцевыми канавками снабженными шариками„ которым дополнительный нож on .„ç."åòñÿ на подпружиненную с одного конца подвижную балку, второй конец которой шарнирно закреплен на П-образном кронштейне, соединенном шарнирно ïîсредством тяг с базовой машиной, при этом оси симметрии дополнительного и заднего ножей находятся в одной вертикальной плоскости.

Газораспределительное устройство выполнено в виде закрепленного на выхлопной трубе двигателя герметичного корпуса с двумя выпускными отверстиями, выполненными с возможностью поочередного перекрытия клапаном и заслонкой, шарнирно связанными мек<ду собой посредством жесткой регулируемой тяги.

На фиг. показан предлагаемый укладчик, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — нож для подачи горячих газов в снег; на фиг.4 — газораспределительное устройство.

Укладчик состоит из двух ножей 1 с с зарядопроводами 2, шарнирно закрепленных через заднюю навеску 3 параллелограммного типа с привалочной плоскостью 4 базовой машины 5, и двух дополнительных ножей 6 с газоподводяшими каналами, имеющими отверстия

8 для подачи в снег горячих газов, поступающих от выхлопной трубы 9 трактора через газораспределительное устройство 10 и гибкий термостойкий рукав 11. Но>к 6 имеет в верхней части фланец 12 со сферическими углублениями 13, которым через шарики

14, катящиеся по кольцевым канавкам 15, он опирается на подвижную балку 16 и удерживается на ней крышкой 17. Один конец балки опирается на пружину 18 (фиг.1), а другой шар нирно связан с П-образным кронштейном 19, соединенным также шарнирно

55 через переднюю параллелограммную навеску 20 с базовой машиной 5. Навески 3 и 20 управляются гидросистемой, включающей насос 21, гидрораспределитель 22, редукционный клапан 23, бак 24 с жидкостью и гидроцилиндры 2 .

Газораспределительное устройство

10 состоит из разборного герметичного корпуса, включающего основание

26 и крышку 27, соединенные между собой болтами 28. В корпусе имеется входное отверстие 29 и два выпускных отверстия. Отверстие 30 предназначено для "ыпуска разогретого газа через нож в снег и закрывается заслонкой 31,имеющей накладку с коническим пояском 32, а отверстие 33, оснащенное конической втулкой с направляющей

34, служит для выпуска газа в атмос ðó и перекрывается клапаном 35.

Клапан и заслонка связаны между собой жесткой ре;улируемой тягой 36, Управление работой газораспределительного устройства осуществляется через систему тяг 37 из кабины базовой машины.

Устройство работает следующим образом.

Свободные концы предварительно подготовленного заряда 38 иэ детонирующего шнура пропускают через зарядопроводы 2 и закрепляют на грунте при помощи вилки 39. Системой тяг

37 машинист укладчика перекрывает клапаном 35 выпускное отверстие 33, прекращая выброс выхлопных гаэсв в атмосферу, открывает при этом связанную с клапаном тягой 36 заслонку

31, направляя выхлопные газы через выпускное отверстие 30 и термостой— кий рукав 11 в газоподводящие каналы 7 дополнительных ножей 6 и -зате при помощи гидроцилиндров 25 гидросистемы опускает переднюю 20 и заднюю 3 параллелограмные навески до упора ножей 1 и 6 в грунт, после чего базовая машина начинает движение. Горячие выхлопные газы, выходя из отверстий 8 каналов 7, увлажняют снег вокруг дополнительных ножей 6 и разогревают их. Дополнительные ножи 6, скользя по поверхности мерзлого грунта, сглаживают микронеровности рельефа за счет заполнения впадин увлажненным снегом. Находящиеся в одной вертикальной плоскости с дополнительными ножами 6 ножи

1 с зарядо роводами 2 при движении

000964

6 вперед укладывают линейный заряд 38 на сглаженную поверхность мерзлого грунта в зону увлажненного снега.

Независимая стабилизация усилия прижима двух ножей 6 к грунту и обеспечение тем самым сглаживания . микрорельефа поверхности осуществляются пружинами 18. При возможном боковом скольжении трактора на укло10 нах, а также при вынужденном изменении направления движения во время укладки линейного заряда ножи 6 поворачиваются за счет качения шариков 14 по кольцевым проточкам 15 от15 носительно балки 16 Такое крепление ножей позволяет исключить их поломку и снизить теплопотери за счет уменьшения площади их контакта с навеской.

Предлагаемый укладчик прост по

zo конструкции, маневренен, удобен и безопасен в эксплуатации. Конструкция крепления ножа для подачи под снег горячих газов позволяет не только уменьшить его массу и увели25 чить площадь рассредоточения выхлопных газов по высоте снежной укупорки над линейным зарядом, но и снижает теплопотери за счет малого контакта ножа с навеской. Газораспредели50 тельное устройство в связи с отсутствием в нем сальниковых уплотнений исключает утечки горячих газов в атмосферу в течение длительного срока эксплуатации укладчика.

Укладка линейного заряда в зону увлажненного снега, сглаженный микрорельеф поверхности мерзлого грунта и исключение рыхлой снежной прослойки ме)кду линейным зарядом и поверхностью земли повышают эффективность сейсморазведки эа счет улучшения передачи энергии взрыва линейного м заряда в грунт при обеспечении высокой надежности и безопасности работ.

Формула изобретения

Укладчик линейных непрерывных зарядов под снег, содержащий базовую машину с двигателем и газораспреде" лительным устройством, эаглубляющий нож с каналом подвода в снег горячих газов от выхлопной трубы двигателя, закрепленный на задней навеске базовой машины, и управляющую гидросистему, отличающийся тем, что, с целью повышения сейсми" ческой эффективности путем улучше7 10009 ния условий передачи энергии взрыва в грунт за счет увлажнения с.- ега при одновременном повышении надежности и безопасности работ, он снабжен по крайней мере одним закрепленным в передней части базовой машины дополнительным ножом, имеющим в нижней части боковые отверстия, связывающие газоподводящий анал с атмосферой, а в верхней части - фланец с кольцевыми канавками, снабженными шариками, которым дополнительный нож опирается на подпружиненную с одного конца подвижную балку, второй конец которой шарнирно закреп- 15 лен на П-образном кронштейне, соединенном шарнирно посредством тяг с базовой машиной, при этом оси симметрии дополнительного и заднего Но

61 о жей находятся в одной вертикальной плоскости.

2, Укладчик по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что газораспределительное устройство выполнено в виде закрепленного на выхлопной трубе двигателя герметичного корпуса с двумя выпускными отверстиями, выполненными с возможностью поочередного перекрытия клапаном и заслонкой, шарнирно связанными между собой посредством жесткой регулируемой тя=, è.

Источники информации, принятые во внимание при эг пертизе

1. Авторское свидетельсt о СССР

Ю 74121ч, кл. G 01 V 1/13, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

N 828866, кл. G 01 V 1/13, 1979 (прототип) .

1000964

1000964

Составитель Н.Чихладзе

Редактор А.Лежнина Техред М.Тепер Корректор И.Шулла

Заказ 1380/»9 Тираж 708 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 8-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4