Терморегулятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ь П И С А Н И Е 10010з1
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свнд-ву(22)Заявлено 19.05.80 (21) 2926449/18-24 (51)M. Кл.
G 05 0 23/02 с присоединением заявки ¹вЂ”
ГевударстаевэМ квмктат (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.83. Бюллетень Рй 8
Дата опубликования описания 28.02. 83
М делам кэабратенкк и открытии (5З) УДК 621.525. (088. 8) l
1 у
В.Ю. Бадаев, Б.П. Пластинин и К. Н1.Деулин -- :." . ! (72) Авторы изобретения
l.. /
:,/
/ (7I) заявители (54) ТЕРМОРЕГУЛЯТОР
Изобретение относится к системам автоматического регулирования температуры и может быть использовано в автомобилестроении и других отраслях промышленности.
Известен терморегулятор для системы автоматического регулирования температуры охлаждающей воды дизелей с радиаторными установками и гидродинамической муфтой в приводе вентилятора, содержащий датчик температуры с термореактивным наполнителем и усилитель с золотниковым клапаном, возвратной пружиной и гильзой, размещенными в корпусе (1) .
Недостаток терморегулятора - невозможность регулирования температуры начала открытия клапана и возможность осуществления работы только в одном режиме.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является терморегулятор, содержащий корпус, в котором размещены подпружиненный зо,2 лотник и датчик температуры, соединенный с корпусом с помощью специаль ной гайки, причем между корпусом и датчиком температуры размещены шайбы, необходимые для регулирования начала перемещения золотника, а в боковой части включателя установлена пробка, имеющая на выходе из корпуса рычаг, в котором размещен подпружиненный фиксатор.
Указанный тер: орегулятор может работать в трех режимах (автоматическом, постоянном и выключенном ) с регулированием начала перемещения золотника (2) .
Однако размещение пробки с рычагом и фиксатором в боковой части регуля". тора усложняет устройство, а регулига рование температуры начала перемещения золотника при помощи шайб неудоб. но в эксплуатации.
Цель изобретения — упрощение устройства.
10010 31 з
Указанная цель достигается тем, что в известном териорегуляторе,содержащем корпус с крышкой, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной, связанный со штоком датчика температуры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, поворотная пробка с рычагом и фиксатором уста- новлена в цилиндрической расточке корпуса ме>кду крышкой и запорным органом, седло которого расположено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе, в котором закоеплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соеди— ненный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены вход-. ной канал с возможностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена ме>кду поворотной пробкой и запорным органом. Седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости боль— ше внутреннего диаметра нижней полос— ти.
Запорный орган выполнен с гнездом, в котором установлен торец пружины, и пазом, в котором установлен шток датчика температуры.
На фиг.1 изображен терморегулятор, разрез; на фиг.2 и 3 - выполнение узлов.
Терморегулятор содержит корпус 1, в нижней части которого установлен корпусной элемент 2 с н<естко закрепленным в нем датчиком 3 температуры, а в верхней части — поворотная пробка
4 с рычагом 5. Корпусной элемент 2 по резьбе соединен с седлом 6 запорного органа 7,который под><ат к штоку датчика 3 температуры пружиной 8, поджимающей одновременно пробку к крышке 9, выполненной с гнездами под шарик 10, являющийся фиксатором пробки 4. Для обеспечения герметичности между корпусом 1, корпусным элементом 2 и пробкой 4 установлены уплотнительные кольца 11 и 12, а для подвода и отвода рабочей жидкости предусмотрены входной 13 и выходной
14 каналы. В корпусном элементе выполнены кольцевая выточка 15 и канал 16, соединенный с выходным каналом б корпуса, а в поворотной пробке выполнен входной канал 17 с возможностью соединения с входным каналом 13 корпуса.
5 !
О
>5
4О
5l3
4
Седло запорного органа выполнено с полостью 18 большего диаметра и полостью 19 меньшего диаметра, а запорный орган имеет гнездо 20, в котор ом установлен торец пружины 8 и паз
21, в котором установлен шток датчика
3 температуры.
Терморегулятор работает следующим образом.
При повышении температуры охла><дающей жидкости двигателя выше необходимой объемное расширение термореактивного наполнителя датчика 3 температуры преобразуется в переиецение штока, который поднимает запорный орган 7, сжимая пружину 8. Рабочая жидкость из канала 13 поступает через образовавшийся зазор между заflopHbIM органом и седлом 6 в канал
14 и далее в гидропривод вентилятора, при работе которого образуется воздушный поток, понижаюций температуру охлаждаю>цей жидкости. При понижении температуры пружина 8 растягивается, прижимая запорный орган к седлу 6.
При этом доступ рабочей жидкости в гидропривод вентилятора прекращается. последний останавливается и температура охлаждающей жидкости начинает подниматься. Далее цикл повторяется в той же последовательности.
Устройство может работать в трех режимах, что обеспечивается путем установки s соответст вуюцее положение при помоци рычага 5 поворотной пробки 4. Основной режим работы - автоматический. В этом случае температура охлаждающей жидкости периодически изменяется в диапазоне необходимых температур, а запорный орган 7 периодически поднимается и опускается.
При выходе датчика 3 из строя для обеспечения работы вентилятора термо регулятор устанавливают в положение
"постоянно". В этом случае шток терморегулятора 3 совершает полный ход, при этом каналы 13 и 14 сообщаются и вал вентилятора постоянно вращается. При необходимости остановки вентилятора терморегулятор устанавливают в положение "выключено".
Устройство просто в эксплуатации, за счет установки седла на резьбе позволяет регулировать начало перемещения золотника, а выполнение седла запорного органа с двумя полостями с разными диаметрами позволяет сократить время охлаждения двигателя за счет увеличения тока рабочей жидS 1ОО кости через клапан, а изготовление запорного органа с гнездом и пазом, в которые упираются пружина и шток датчика температуры исключает откло нение запорного органа от оси симметрии седла.
Формула изобрет ения
1. Терморегулятор, содержащий корпус с крышкой, с входным и выходным каналами, запорный орган с пружиной, связанный со штоком датчика температуры, поворотную пробку с рычагом и фиксатором, отличающийся тем, что, с целью упрощения регулятора, поворотная пробка с рычагом и фиксатором установлена в цилиндричес. кой расточке корпуса между крышкой и запорным органом, седло которого установлено на резьбе в расположенном в корпусе корпусном элементе,в котором закреплен датчик температуры и выполнены кольцевая выточка и канал, соединенный с выходным каналом корпуса, а в поворотной пробке выполнены входной канал с возмож1П З1 б ностью соединения с входным каналом корпуса, причем пружина установлена между поворотной пробкой и запорным,органом..
2. ТерморегулятоР по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что седло запорного органа выполнено с двумя внутренними полостями, причем внутренний диаметр верхней полости боль10 ше внутреннего диаметра нижней полос. ти.
3. Терморегулятор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что за порный орган выполнен с гнездом,в ко1S тором установлен торец пружийы, и пазом, в котором установлен шток датчика температуры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2о 1. Тимошенков К.Д. и др. Терморегуляторы для дизелей, мощностью 600200 л.с., снабженных регулируемым гидроприводом вентилятора НИИИНФОРИТЯЖИАШ, ДВС, 4-72-8, 1972.
25 2. Унгер З.В. и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КАМАЗ. И., "Транспорт"; 1976, с. 117 (прототип).
1001031
©ue 2 сия.3
Заказ 1390/52 Тираж 872
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 111-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В.Скибенко
Редактор Н, Гриаанова Техред Т.Фанта Корректор О.Билак