Воздушная одноцепная линия электропередачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советфкии

Соцчалистнческнк

Респубпик

gssi1001269 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06. 10. 81(21) 3343917/24-07

f51) M Кп з с присоединением заявки ¹

Н 02 С 7/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 260283. Бюллетень ¹8

Дата опубликования описания 2802,83 (53) УДК 621. 315. .1(.088.8) М.Я. Тесис и Л.М. Кесельм (72) Авторы изобретени я

Среднеазиатское отделение Орден (Ьтрбцьской Рей п всесоюзного государственного и ектно-нзыск4 1щлйд и научно-исследовательского ин титуЫБЭце1 ретичес систем и электрических сетей "Энер оект" ии о (71) Заявитель (54 ) ВОЗДУШНАЯ ОДНОЦЕПНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к воздушным од« ноцепным высоковольтным линиям электропередачи.

Известна воздушная одноцепная линия электропередачи, содержащая одностоечные опоры с тремя траверсами, две иэ которых расположены в

У нижнем ярусе по обе стороны от ствола опоры, а третья траверса — в верхнем ярусе, пс одну сторону от ствола опоры, и провода, смонтированные с нормальным тяжением, обеспечивающим требуемый провес в середине расчетного пролета и закрепленные к траверсам. В этой линии используются обычные типовые опоры с треугольным расположением проводов (11.

По условиям работы проводов в пролетах одна из траверс нижнего яруса, расположенная со стороны траверсы верхнего яруса, должна быть в этой линии электропередачи большей длины, чем две другие траверсы. Увеличенйое количество типоразмеров траверс, связанное к тому же с повышением расхода металла, усложняет их производство, монтаж и увеличивает стоимость линии. Кроме того, в высокогололедных районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более, а также в районах с частой пляс- кой проводов требуется увеличенное вертикальное расстояние между ярусами по сравнению с нормальными условиями. Последнее обстоятельство при одинаковой высоте подвеса проводов нижнего яруса, такой же, как и на

1р опорах для нормальных условий, приводит к необходимости. увеличения общей высоты опоры и действующих на нее внешних нагрузок. Это вызывает значительное увеличение материалоемкости опор и приводит к значитель» ному удорожанию линии. Неэкономичным является сооружение такой линии также тогда, когда определяющим для расчета стойки опоры

20 является изгибающий момент, действующий на нее в аварийном режиме обрыва верхнего провода. Прочность и материалоемкость стоек опор при этом оказываются неоправданно завышенными по отношению к требуемым в нормальных режимах работы линии.

При необходимости защиты линии электропередачи от грозовых перенапряжений путем подвески к опорам грозозащитного троса весьма затрудЗ1 нительным, особенно в болыинх проле1001 269 тах, может оказаться выдерживание нормируемых расстояний в середине . пролета между верхним проводом и тросом. Выполнение этого требования еще более усугубляется при довольно часто практикующейся для целей осу- ществления каналов высокочастотной связи, релейной защиты и автоматики подвеске в качестве грозозащитного тросф сталеалюминиевого провода усиленной конструкции, имеющего значительно большие провесы по сравнению с обычным стальным тросом. На практике в этих случаях либо увеличивают рысоту верхней части опоры (тросо..тойки), либо выполняют монтаж про- 15 водов с ослабленным тяжением. В первом случае увеличивается расход металла на тросостойки, во втором необходимо уменьшение длин пролетов и увеличение количества опор иа линии щ

8 обоих случаях снижается экономич-. 1 ность линии.

Наиболее близкой к предлагаемой является воздушная одноцепная линия электропередачи, содержащая одностоеч-25 ные опоры с тремя траверсами, две из которых расположены в нижнем ярусе по обе стороны от ствола опоры, а третья. — в верхнем, поочередно справа и слева от ствола опоры, и провода, закрепленные к траверсам и смонтированные с нормальным тяже.нием, обеспечивающим требуемый про-вес в середине расчетного пролета P 2). .Траверсы опор этой линии могут быть выполнены одинаковыми, меньшего. З5 типоразмера.

В случаях, когда определяющим для расчета стойки опоры является изгибающий момент, действующий на нее в аварийном режиме, а также . 4Q при необходимости подвески на этой линии грозозащитного троса, ей присущи те же недостатки, что и линии I1j-, B последнем случае отсутствие гори,зонтального смещения между тросом 4 и верхним проводом в середине пролета без увеличения вертикального рас,стояния между ними вызывает, особенно в высокогололедных районах и районах с.частой. пляской право дов, опасность схлестыванйй в проле тах.

Кроме того, поперечная составляю;щая тяжения верхнего провода, идущего по зигзагу и смонтированного с

:нормальным тяжением, вызывает в опре- >> деленных случаях (при недостаточной величине отношения весового пролета к ветровому или удлиненной гирлян.де) необходимость в подвеске компенсирующих грузов (балластов), что 60 ,вызывает перерасход металла.

Цель изобретения - повышение эко номичности и надежности линии.

Поставленная цель достигается тем, что в воздушной одноцепной.ли нии электропередачи, содержащей одно-. стоечные опоры с тремя траверсами, две из которых расположены в нижнем ярусе по обе стороны от ствола опоры, а третья — в верхним ярусе, поочередно справа и слева от ствола опоры, и провода, прикрепленные к траверсам, два из которых, в нижнем ярусе, смонтированы с нормальным тяжением, обеспечивающим требуемый провес в середине расчетного пролета, провод верхнего яруса смонтирован с ослабленным тяжением, обеспечивающим провес его в середине расчетного пролета до . уровня проводов нижнего яруса, причем линия снабжена изолирующими распорками, установленными в середине пролета, выполненными с двумя зажимными элементами по концам для закрепления проводов нижнего яруса и третьим,закрепленным консольно, — для закрепления провода верхнего яруса.

На фиг. 1 дано схематичное,изображение предлагаемой линии в аксонометрии1 на фиг.-2 то же, в плане, на фиг. 3 — выполнение узла фиксирования проводов линии в пролете изолирующей распоркой.

На одностоечных опорах 1 расположены две траверсы 2 в нижнем ярусе и третья траверса 3 — в верхнем.

Траверсы 2 нижнего яруса расположены по обе стороны от ствола опоры 1, а траверса 3 верхнего яруса — поочередно справа и слева от ствола опоры

1. К траверсам 2 нижнего яруса закреплены провода 4, смонтированные с нормальным тяжением, обеспечивающим требуемый провес в середине расчетного пролета, а к траверсам 3 верхнего яруса — провод 5, смонтированный с ослабленным тяжением, обеспечивающим увеличенным провес его в середине расчетного пролета до уровня проводов 4 нижнего яруса. В пролетах линии электропередачи установлены изолирующие распорки б с двумя зажимными элементами 7 по концам для закрепления проводов 4 нижнего яруса. К серединам распорок б с помощью консолей 8 укреплены зажимные элементы 9 для закрепления провода 5 верхнего яруса. Подвеска всех проводов осуществляется с помощью гирлянд изоляторов, которые показаны на фиг. 1 утолщенными линиями. Линия электропередачи может быть снабжена тросом 10, закрепленным к верху опор 1.

Благодаря улучшению условий работы проводов в пролетах за счет фиксирования их с помощью изолирующих распорок, сооружение предлагаемой линии оказывается возможным в районах с толщиной стенки гололеда 15 мм и более, а также в районах, опасных по пляске проводов. Это позволяет отказаться от перехода в этих случаях

1001269 на горизонтальное расположение проводов на опорах линии и существенно снизить при этом ее стоимость.

В случаях, когда определяющим для. расчета стойки опоры является аварийный режим обрыва провода верхнего яруса, выполнение линии электропередачи позволяет, благодаря ослабленному тяжению этого провода и сниженному в связи с этим изгибающему моменту, действующему на стойки . 1 опоры, снизить ее материалоемкость и повысИть общую экономичность линии.

При необходимости подвести на этой линии грозозащитный трос ослабленное тяжение провода верхнего яру- )5 са, обеспечивающее увеличенный провес его в середине расчетного пролета до уровня проводов нижнего яруса, позволяет в необходимых случаях значительно увеличить вертикальное расстояние между указанным проводом и тросом в середине пролета, соблюсти требования норм в части защиты от перенапряжений и исключить опасность ахлестывания. Во многих случаях, когда значительного увеличения указанного расстояния не требуется, тяжение троса может быть ослаблено,чем достигается снижение нагрузок в аварийном, режиме и облегчение тросостойки. Опасность схлестываний про- ЗО водов друг с другом в пролетах также исключается фиксированием их с по" мощью изолирующих распорок.

Благодаря наличию распорок, фиксирующих все три провода, а также 35 разным величинам тяжений проводов разных ярусов, следовательно, их различным динамическим характеристикам, ухудшаются сами условия возникновения.и развития пляски про- 4g водов и улучшаются условия ее гашения, Это позволяет с успехом эксплуатировать такие линии электроперечи в районах с частой пляской проводов.

Кроме того, в связи с ослаблением тяжения провода верхнего яруса, идущего по зигзагу, поперечная составляющая его тяжения уменьшена по сравнению с прототипом, и не вызы(вает необходимости в подвеске бал. ластов, следовательно, не требуетс . дополнитЕльного расхода металла.

Наличие возможности ослабления тяжения провода верхнего яруса в этой линии может быть реализовано и заменой его на провод с меньшим содержанием стали, чем достигается дополнительная экономия металла.

Формула изобретения

Воздушная одноцепная линия электропередачи, содержащая одностоечные опоры с тремя траверсами, две из которых расположены в нижнем -,русе по обе стороны от ствола о.оры, а .третья — в верхнем ярусе, поочередно справа и слева от ствола опоры, и провода, прикрепленные к траверсам, две из которых, в нижнем ярусе, смонтированы с нормальным тяжением, обеспечивающим требуемый провес в середине расчетного пролета, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью .повышения экономичности Й надежности провод верхнего яруса смонтирован с

:ослабленным тяжением, обеспечивающим провес его в середине расчетного пролета до уровня проводов нижнего яру.са, причем линия снабжена изолирующими распорками, установленными в середине пролета, выполненными с двумя зажимными элементами по концам для закрепления проводов нижнего яруса, :и третьим, закрепленным консольно, для закрепления провода верхнего яруса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бошнякович A.Ä. Механический расчет проводов и тросов линий электропередачи. Л., "Энергия", 1981, с. 6, рис. В-2.

2. Проект Среднеазиатского отделения института "Энергосетьпроект"

:ВЛ 220 кВ п/ст. 500 кВ Фрунзенская

4/ст. Быстровка. Инв. Р 1365-26-т.1, чертеж 9 1365-26-19, Ташкент, 1976.

1001269

Составитель Л. Январева

Твхред М.Костик Корректор Е. Рошко

Редактор A. Власенко

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1429/64 Тираж 615 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5