Тепловой аналог электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Союз Советских
Социалистических
Республик
294 (61)Дополнительное к авт. свид-ву 9
f22) Заявлено 22.07.81 (21) 3323239 с присоерииеиием заявки М - .
{23} Приоритет «
Опубликовано 28.0283. Ьюллетен
Дата опубликования описания 28
Н 7/085
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
621 316.
25(088.8) Е
М.З. Дудник, М.М. Федоров, B.Е. хайлрв и В.П. Мариночкин Г 4
4, ° 4„ с
Донецкий ордена Трудового Красного Знайе пйтитехн .институт и Всесоюзный научно-исследовательск ек
:конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (72) Авторы изобретения еский тно.— (71) Заявители ! (54) TEOTABQA АНй3ЮГ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и предназначено для получения теплового аналога электродвигателя, который может быть использован s устройствах косвенного контроля темпера.туры и защиты от перегрева. -.
По основному авт. св. Р 936187 известен тепловой аналог электродвигателя, который содержит резистивноемкостный контур, соединенный последовательно с цепочкой из параллельно соединенных двух сопротивлений и конденсатора, причем в ветвь одного иэ сопротивлений включен ключ или вентиль.
Основным недостатком этого .теплос вого аналога является то, что устройство не учитывает изменение ха« рактера и длительности теплового пе реходного процесса в зависимости от величины тока нагрузки, что имеет место s реальной электрической машине.
Это приводит к тому, что при различных величинах тока нагрузки кривая нагрева теплового аналогоа претерпевает лишь пропорциональное изменение, а реальная кривая нагрева двигателя при атом меняет и сам характер нарастания температуры.
Цель изобретения - повьхаение точ-; ности моделирования теплового состояния электродвигателя при переменной
5 нагрузке.
Укаэанная цель достигается тем, что тепловой аналог электродвигателя дополнительно снабжен вторьви источником напряжения, который после 0 довательно включен в ветвь с сопротивлениями.
На фиг. 1 приведена схема теплового аналога, на фиг. 2 - схема его включения в устройство . тепловой защиты, на фиг. 3 - модулируемые кривые нагрева.
Тепловой аналог представляет со .бой сложную активно-емкостную цепь с двумя источниками питания, в которой к известной ветви с последовательно соединенными источником 1 напряжения, сопротивлением 2 и ем. костью 3, включены ветвь с емкостью
4, и сложная ветвь с источником 5 напряжения и параллельно соединенны25 ми сопротивлениями 6 и 7, причем в ветви активного сопротивления 7 имеется ключ 8.
Устройство защиты двигателя от перегрева, выполненного на основе предлагаемого теплового аналога, 1001294 состоит из трансформатора 9 тока, квадратора 10, теплового аналога 11 и исполнительного органа 12. Трансформатор тока включен в силовую цепь электрической машины. Напряжение его вторичной обмотки подается на вход квадратора, в котором формируется сигнал, прямо пропорциональный переменным потерям электрической машины. Этот же сигнал в виде напряжения U, подается на первый вход те- 10 плового аналога. На второй вход теплового аналога подается сигнал от дополнительного источника питания напряжением U, величина которого прямо пропрциональна постоянным по- 15 терям электрической машины. Такой подход к созданию тепловой модели электрической машины аналогичен представлению ее в виде двух тел с учетом раздельного влияния постоянных и 20 переменных потерь.
Кривые нагрева и охлаждения представляют собой в этом случае сумму двух экспонент с малой и большой постоянной времени, условно наэываемыми35 постоянными времени меди и стали.
При различных нагрузка соотношение постоянных времени (малой и большой) остается неизменным, а изменяется удельный вес экспонент с малой и ЗО большой постоянной времени, который зависит от соотношения постоянных и переменных потерь. На фиг. 3 показаны кривые нагрева теплового переходного процесса, построенные в относительных единицах при различных величинах тока нагрузки, свидетельствующие о том что при увеличении тока нагрузки характер теплового переходного процесса претерпевает существенное изменение.
Предлагаемая тепловая модель позволяет учесть этот факт, благодаря введению двух источников, один иэ которых моделирует переменные потери, а другой — постоянные.
Кривая напряжения на емкости 3 в схеме теплового аналога будет состоять из двух экспонент, постоянные времени которых остаются неизменными при различных по величине значениях lL,, а в зависимости от соотношения U„ U меняется удельный вес этих экспонент в общей кривой напряжения на емокости, что соответствует аналогичному изменению характера кривой нагрева машины.
Предлагаемая тепловая модель позволяет с наибольшей точностью моделировать кривые нагрева и охлаждения электрических машин при любой величине тока нагрузки, что значительно снижает накопление ошибки в любом режиме работы машины.
Формула изобретения
Тепловой аналог электродвигателя по авт. св. 9936187, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности моделирования теплового состояния электродвигателя при переменной нагрузке, он дополнительно снабжен вторым источником напряжения, который последовательно включен в ветвь с сопротивлениями.
1001294
У
Ууг
Составитель В. Орлов
Редактор Ю. Середа Техред M.Teriep Корректор В. Бутяга
Заказ 1431/66 Тираж 615 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4