Явнополюсный ротор синхронной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцмалкстическнх

Республик (ii)! 0013! 9

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 13.05.81 (21) 3289012/24-07 (5! )М. Кл.

Н 02 К 3/52 с присоедкнениехт заявки №

Гввудврстееииый комитат (23) Приоритет с (5З) УДК 621.3 13, .04 (088.8) Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 28.Р ав авивм юобретеиий и открытий

"-"- .. fPpg>., т а

В, Ф. Тряпицын > "- . "-" -,:; /> т 1 - с

Ф

5.. 1.

-*„- . 4

Производственное объединение "Уралэлектротя жмаш" им. B. И. Ленина

P2) Автор изобретения (7l ) Заявитель (54) ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к электрома-, шиностроению, в частности к крупным синхронным машинам, например, к гидрогенераторам.

Известны HBHQIloJllocHblp. роторы синхронных машин, содержашие демпферную обмотку с короткозамыкаюшими сегментами из электропроводного металла, средние участки которых прикреплены к полюсным наконечникам, концевые участки соединены между собой в междуполюсных пром ежутках гибкими электропроводными перемычками, а механическое закрепление концевых участков выполнено силовыми тягами, радиальной расположенными в междуполюсных промежутках ме>.ду сегментами и ярмсм ротора Р 1)

Недостатками данных роторов являются HFBblcoKBB надежность KoHctp tHB но слои ного устройсгва крепления сегментов тягами с шарнирами на концах. необходимыми для к ом пенсации, неодинаBhlx т н «ратурных удлинений деталей, а также ухудшение условий охлаждения роторов из-за того, что тяги затрудняют вход воздуха в междуполюсные промежут ки.

Известен также явнополюсный ротор, 5 в котором на концах короткозамыкаюших сегментов установлены силовые накладки в виде высокопрочных металлических колец сблоченных с сегментами в аксиальном направлении равномерно по окружности. При этом концевые участки короткозамыкаюн|их сегментов, выступаютдие за пределы полюсных наконечников в междуполк>сные промежут» ки, .разгружены от восприятия центробежных сил посредством их закрепления на накладках скрепленных, в свою очередь с полюсными башмаками через промежуточные элементы, которые являются

20 средними участками тех же сегментов1 21 .

Ротор с кольцевыми накладками надежен и хорошо охлаждается, поскольку

BxDQ воздуха В межлунолк1f ны нроме100 13 19 жутки не затруднен, однако он обладает большой металлоемкостью силовых крепежных элементов и невозможностью выполнения ремонтных работ на отдельных полюсах без полного демонтажа кольцевых накладок.

11ель изобретения — упрощение конструкции, снижение расхода материалов и повышение ремонтопригодности..

Указанная цель достигается тем, . 10 что указанные накладки выполнены в виде балок, размещенных симметрично осям междуполюсных промежутков и опертых концами швеллерного профиля на внутренние поверхности сегментов, болты крепления концевых участков которых расположены радиально.

На фи .. 1 изображен предлагаемый ротор в сборе; на фиг. 2 - короткозамыкаюший сегмент и сопряженные летали, поперечное сечение.

Ротор содержит магнитопроводяшее ярмо 1, явновыраженные полюса 2 с катушками обмотки возбуждения. и полюсными чаконечниками 3. Короткозамыкаюшие сегменты 4 демпферной обмотки расположены по торцам козырьков полюсных наконечников, а средние участки сегментов, каждый из которых простирается на длину полюсной дуги, прикреплены к

ЗО наконечникам болтами 5 или иными известными крепежными элементами и зафиксированы от перемещения в радиальном направлении, например, посредством выступов 6 на торцах наконечников, Электрическое соединение концевых участ З ков короткозамыкаюших сегментов, вы-. ступающих за пределы полюсных дуг в межполюсные,промежутки, выполнено посредством гибких перемычек 7.

Внутри колец, составленных из короткозамыкаюших сегментов, установлены балки 8 из высокопрочного конструкционного материала, например из немагнитной стали, которые распол ожены симме тричн о осям междуполюсных промежутков, Каждая балка своими концами, имеюшими профиль швеллера, для исключения бокового соскальзывания, опирается на внутренние поверхности смежных сегментов в пределах их средних участков, а конце- о . вые участки и гибкая перемычка скреплены с балкой посредством радиально расположенного болта.

При вращении ротора в рабочем режиме центробежные силы от масс концевых участков короткозамыкающих сегментов и гибких перемычек воспринимаются балками и передаются на полюсные наконечники через промежуточные элементы, которые являются средними участками тех же сегментов, жестко скрепленнымя с козырьками наконечников.

Предлагаемое устройство обладает достаточной прочностью и жесткостью, что ограничивает деформации и исключает разрушение центробежными силами концевых участков сегментов и гибких перемычек, собственные прочностные характеристики которых невысоки.

Балки просты в изготовлении, их монтаж не вызывает затруднений, а расход материалов для их использования меньше, чем для любого из известных равноценных по прочности устройств.

Обладая относительно небольшими размерами, балки лишь незначительно сужают проходы в межполюсные промежутки, поэтому охлаждение ротора достаточно эффективно.

Предлагаемый ротор обладает высокой ремонтопригодностью, так как ремонтные работы на олном из полюсов могут быть выполнены после демонтажа всего лишь одной-двух балок без разборки всего узла ротора.

Формула изобретения

Ъ

Явнополюсный рстор синхронной машины, содержащий демпферную обмотку с коро ткозамык а юши ми сегме н тами, средние участки которых прикреплены к торцам полюсных наконечников, а концевые соединены между собой в междуполюсных промежутках гибкими перемычками и скреплены болтами с разгружающими накладками, например из немагнитной стали, сопряженными со средними участками, о т л и ч а ю ш и Й с я тем, что, с целью упрощения, снижения расхода материалов и повышения ремонтопригодности указанные накладки выполнены в виде балок, размещенных симметрично осям междуполюсных промежутков и опертых концами швеллерного профиля на внутренние поверхности сегментов, болты крепления концевых участков которых расположены радиально,.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 226001, кл. Н 02 К 3/20, 05.09.68.

2. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. M.— Ë., ГЭИ, 1958, с. 165, рис. 5-6.

Составитель В. Науменко

РедактоР Ю. Ковач ТехРед М.Тенер Корректор О. Билак

Заказ 1433/67 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., n. >/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная,