Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1Ц!001336

{6I) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22)Заявлено 26.11.81 (21) 3356799/24-07 с присослннениеаа заявки РЙ

{23) Приоритет

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 28 .02 .83 (51 ) М. Кл.

Н 02 К 15/12//

Н 02 К 3/48

Гесуддрстеевхых квмктет (53) УДК 621.315 (088.8) во делам изобретений и отарытий

В. В. Добряк, Н. Н. Прихода, . И Г-ЗвФуд л4ман и А. И. Яковлев

Харьковский ордена Ленина авиацноннььцт"ььндтиттт т им. Н. E Жуковского (22) Ав нры изобретения

{7I ) Заявитель (54) СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ

В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

io го

Изобретение относится к элект рическим машинам преимущественно малой и средней мощности, в частности к технологии магнитокапсулирования пазов магнитопровода статора и ротора.

Известен способ одновременного магнитокапсулирования лобовых и пазовых частей обмоток электрических машин, заключающийся в том, что в расточку обмотанного статора вводят цилиндрическую оправку с отверстиями по числу пазов и заполняют с помощью механической вибрации пространство, образованное между корпусом машины и оправкой вакуумированной ферромагнитной массой (магнитокапсулирование), а затем термически отверждают ee(1).

Применение указанного способа к электромашинам малой и средней мощности, обмотки которых выполняют из круглого эмальпровода, не оправдывает себя из-за несовместимости ферромагнитной массы и электропроводов, выражающейся в ослаблении электроизоляции.

Известен способ капсулирования пазов магни опровода электрической машины, согласно которому во внутреннюю полость оправки (госле введения в ее пазы массы) вводят проводник и жидкий диэлектрик, а давление создают ударной волны от проводника, на который подают импульсы тока. Указанным давлением выталкивают магнитодиэлектрическую массу из оправки в пазы (2 l.

Указанный способ эффективен для машин большой мощности с высоковольтной изоляцией, а для рассматриваемого класса низковольтных электромашин он не дает удовлетворительных результатов из-за возможности пробоя низковольтной эмальизо ляции и малой производительности.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае1001

3 мому эффекту является способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода, при котором из магнитодиэлектрической массы готовят плоские листы, формируют из них цилиндр, разиещают его в расточке статора, пропускают через обмотку ток, вращают статор и рсуществляют перенос иассы в пазы.под воздействием центробежных сил, возникающих в результате вра-!0 щения статор- Г3!.

Недостатками данного способа являются сложность конструкции, обеспечивающей перенос массы в магнитопровод, и низкая производительность. 15

Цель изобретения — упрощение процесса и повышение производительности.

Поставленная цель достигается тем, что цилиндр получают из магнитодиэлектрической массы, нанесенной на рр электроизоляционную подложку с расположением ее внутри цилиндра, в расточку статора помещают нагретый каток, вводят его в соприкосновение с цилиндром и перемещают по поверхности пос- р5 леднего, осуществляя перенос массы под воздействием сил, возникающих в результате вращения статора и катка.

Йа фиг. 1 представлена схема техно-зо логического процесса магнитокапсулирования пазов статора, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, продольный разрез, Предлагаемый способ заключается в

3S том, что приготовленную иагнитодиэлектрическую массу наносят на плоскую прямоугольной формы подложку из тонкой полимерной, например триацетатной, пленки, оставляя по краям

40 на 15-20 мм пленку свободной от массы, и в пластичном состоянии помещают в холодильную камеру для временного хранения и уменьшения прилипания при

-5-ОчС . После охлаждения листы извле45 кают из холодильной камеры ° По мере нагревания до окружающей температуры магнитодиэлектрические пластины вновь приобретают свойства пластичности. Их сворачивают в цилиндры 1 (фиг. 1 и 2), закладывают в расточку статора 2, куда помещают подогретый,до 100-130 С каток 3. Каток 3 закреплен вне статора на опоре 4.

Между зубцами расположена обмотка

5 статора. Перед вращением статора, закрепленного в станке 6, через его обмотки 5 пропускают электрический ток (условно схема подвода тока не

336

4 показана), при этом осуществляется выделение тепла от греющих потерь.

Магнитодиэлектрический цилиндр 1 подогревается катком и теплом от обмотки и расплавляется, а воздействующие на него при взаимном вращении статора и катка силы нажатия за счет перемещения опоры 4 по радиусу к пазам 7 разминают цилиндр 1 из массы на полоски, которые укладываются в надпазное пространство статора. Отверждение ферромагнитной массы в пазах статора происходит при температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции обмоток, и контролируется термопарой.

Предлагаемый способ осуществляется с помощью устройства, характерной особенностью которого является наличие подвижного подогреваемого катка

3, вращающегося относительно неподвижной державки 8, закрепленной в опоре 4..

Изобретение позволяет значитель.но снизить трудность капсулирования пазов электродвигателей.

Формула изобретения

Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, при которои из магнитодиэлектрической массы готовят плоские листы, формируют из них цилиндр, размещают его в расточке статора, пропускают через обмотку ток, вращают статор и осуществляют перенос массы в пазы магнитопровода, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упроще/ ния процесса и повышения производите льности, цилиндр получают из магнитодиэлектрической массы, нанесенной на электроизоляционную подложку с расположением ее внутри цилиндра, в расточку статора помещают нагретый каток, вводят его в соприкосновение с цилиндром и перемещают по поверхности последнего, осуществляя перенос массы под воздействием сил, возникающих в результате вращения статора и катка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .

1. Авторское свидетельство СССР

И 236608, кл. Н 02. К 15/12, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР и 826511, кл. Н 02 К 15/12, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке N 3369703, кл . H 02 K !5/12, 1981.

1001336

Фиг 1

Составитель Н. Зеленцова

Редактор 10.Ковач Техред Е. Харитончик Корректор С. Шекмар

Заказ 1435/68 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4