Переключатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сотов Советских

Сотаматиетичееких

Ресиубпик (i i) l 0014?2 (Sl ) Дополнительное к авт. саид-ву-(22) Заявлено 23.10.81 (21) 3349292/18-21 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень pfe 8

Дата опубликования описания 28.02.83. (5l)M. Кл.

Н ОЗ К 17/26

Гееудеуетеевай кемлтет

CGCP во делам лзееретеике и етарытий (53) УДК 621.383 (088.8) (72) Автор изобретения е. .о, е

А. В. Шевелев

t и

;) и

Пенингредский ордене Трудового Кресдйроо йнвййщгиу и сеовскоиоенйственный институт (71) Заявитель (54) ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ

Изобретение относится к коммутвцнон. ной технике, в частности к переключателям с кнопочным управлением и с временной блокировкой их работы после поступления управляющих сигналов, и может быть использовано в контрольноизмерительной и специальной аппаратуре, работающей в условиях дефицита времени и энергии.

Известен сенсорный переключатель, содержаший ) )-ячеек, каждая из которых включает звгорможенный автогенератор на транзисторе, выход которого соединен с входом триггера, первый выход которого соединен с выходом сенсорного переключателя, а входы сброса обьединены параллельно, при этом база

\ трвнзистора заторможенного ввтогенератора соединена с вторым выходом трит гера данной ячейки(Я.

Однако переключатель не имеет надежной обратной связи, а также в нем не предусмотрены блокировка его рвботы от сигнала датчика технологического . процесса и ручное выключение нескольких каналов одновременно.

Наиболее близким к предлагаемому является цифровой переключатель рода работ, содержащий кнопки с самовозвратом, I первые и вторые ДЯ-триггеры, световые индикаторы, формирователь импульсов сброса, инверторы, датчик, элемент И, 10 нагрузку и другие элементы, при этом первые входы первых -триггеров через замыкаюшие кнопки управления соединены с общим проводом, вгорые входы триггеров подключены к формирователю

15 .одиночного импульса сброса, выходы первых kQ -триггеров подсоединены к световым индикаторам и через инверторы к первым входам вторых К р григгеров, вгорые входы которых обьедине20 ны и соединены с выходом датчика технологического процесса, в выходы вторых К5 -триггеров подключены к нагруз»

- Г23

3 1001472

Переключатель позволяет включать основные режимы- путем кратковременного нажатия оператором соответствующей кнопки, при этом происходит светоBB5t индикация выбранного режима и один канал включается, ни один из режимов не включается при случайном нажатии двух и более кнопок. При включении напряжения питания устройство автоматически устанавливается в начальный l0 режим { "Стоп ), так как от сигнала формирователя импульсов сброса первые

Щ --триггеры занимают исходное сос-, тояние (на прямом выходе — сигнал логического нуля). При выполнении техно-. логического процесса работа части каналов переключателя блокируется от сит нала датчика.

Однако переключатель не позволяет включать одновременно несколько каналов (режимов) путем нажатия одной, а также двух и более кнопок одновременно, отключать их индивидуально в произвольном порядке, в нем нет сигнализации о режиме простоя переключателя.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей переключателя.

Поставленная цель дос"лтается тем, что в переключатель, содержащий в каж30 дом канале кнопку с самовозвратом и с тремя контактами, R5-триггер, световой индикатор, а также общие формирователь импульсов сброса, датчик сигналов, элемент И, инвертор и нагрузку, первый контакт каждой кнопки соединен с о(щей шиной, второй контакт — с входом, Щ-триггера, введены в каждый канал Т-тригтер, а также общие элемент

ИЛИ, замыкающая кнопка с самовозврагом и блок индикации, при этом третий

40 кокгакт кнопки в каждом канале соединен с входом Р КЯ-триггера, прямой выход Ю-триггера соединен со счетным входом Т григгера, прямой выход

Т-триггера соединен со световым инди45 катором и нагрузкой, а вход j)- co своим инверсйым выходом и соогветствуюшим входом элемента И, выход элемента И соединен с блоком индикации и наг рузкой, входы всех Т-триггеров соеди- нены между собой и с выходом элемента ИЛИ, первый вход элемента ИЛИ соединен с формирователем импульсов сброса, второй вход через замыкающую кнопку с самовозвратом соединен с обшей шиной, а датчик сигналов соединен через инвергор с третьим жодом элемента ИЛИ и свободным входом элемента И.

Такое соединение ps-тригт еров и элемента ИЛИ со счетным входом и входами сброса канальных Т-триггеров и введение блока индикации, которые соединены с выходом элемента И, входы которого подключены к инверсным выходам RS -триггеров и через инвертор к датчику, позволяет сигнализировать оператору о режимах работы переключателя, блокировать работу Т-триггеров переключателя ог сигнала датчика, приводить

Т-триеры в исходное состояние от сигнала формирователя импульсов сброса и при нажатии замыкающей кнопки с самовозвратом, включать один, а также два и более каналов одновременно путем первого кратковременного нажатия кнопок в каналах, проводить индивидуальное и групповое отключение каналов пугем повторного нажатия кнопок в каналах (или путем нажатия кнопки с самовозвратом) ., На чергеже предсгавлена схема предлагаемого устройства.

Преключательсодержиг общую шину 1, первые контакты 2 и 3 с самовозвратом, вторые контакты 4 и 5, третьи контакты

6и 7, RS-триггеры 8 и 9, Т-триггеры 10 и 11, элемент ИЛИ 12, формирователь

13 импульсов сброса, замыкающую кноп. ку 14 с самовозвратом, датчик 15 сигналов, инвергор 16, элеменг И 17, канальные световые индикаторы 18 и 19, блок 20 индикации и нагрузку 21, Рассмотрим работу переключателя на примере ручного учета оператором видов простоев транспортного средства.

При подаче питающего напряжения в ус гройсгво срабатывает формирователь

13 импульсо сброса. Сигнал логического «О" с выхода формирователя 13 импульсов сброса, минуя элемент ИЛИ 12, поступает на сбросовые входы Т-триггеров 10 и 11, переводя последние в состояние логического "0", при этом на их инверсных выходах устанавливаются сигналы логической "1, индикаторы 18 и

19 выключены.

При стоянке транспортного средства на выходе датчика 1 5 сигналов — сигнал логического 0", а на первом входе элемента И 1 7 и на третьем входе элемента ИЛИ 12 — разрешающий погенциап логической «1" (с выхода инвертора

16). На выходе элемента И 17 устанавливается сигнал логической 1 ", так как íà его третьем и втором входах сит калы логической 1 с выходов Т-триг01472

35

5 10 геров 10 и 11, и поэтому срабатывает блок 20 индикации и в нагрузку 21 поступает сигнал о простое транспортного средства по неизвестной причине, так как кнопки видов простоев переключателя не были нажвты. Оператор реагирует на сигналы блока 20 индикации светового индикатора 19, классифицирует вид простоя объекта, и нажимает кратковременно нв первый контакт 2 с самовозвратом (вводя информацию, например, о первой причине простоя).

При этом общая шина 1 с потенциалом логического соединения через контакт 6 с вторым входом R, -триггера 8, нв выходе которого на время нажатия на контакт 2 устанавливается потенциал логической "1 ", от положительного фронта . которого срабатывает Т-триггер 10, на прямом выходе последнегб устанавливается сигнал логической "1, при этом све» тится индикатор 18, в нагрузку поступает сигнал о простое транспортного средства по первой причине, нв третий вход элемента И 17 поступает запрещаю щий сигнал логического "О" с инверсного выхода Т-триггера 10 и поэтому световой индикатор 19 и блок 20 индикации прекращают функционировать, в нагрузку

21 не поступает сигнал о простое объекта по неизвестной причине.

После окончания простоя по первой причине оператор повторно нажимает на подвижный контакт 2, вновь срабатывает К -триггер 8 и сигнал логической

"1" с его выхода поступает снова нв счетный вход Т-триггера 10, переводя теперь его в состояние логического "О", при этом срабатывает блок 20 индикации и.в нагрузку 21поступает сигнал о простое объекта по неизвестной причине.

Аналогичным образом переключатель работает и по второму каналу. . Если оператором были включены оба канала (в нагрузку,21 введена информация о простое по двум причинам), то при необходимости их одновременного выклю-. чения, чтобы сократить число рабочих движений, оператор нажимает замыкающую кнопку 14 с самовозвратом, при этом потенциал логического "О", минуя элемент ИЛИ 12, Т-триггеры 10 и 11 приводятся в состояние логического-"0".

Если объект после окончания простоя начинает двигаться, а канал или каналы переключателя до этого были вклк чены, то Т-триггеры 10 и 11 приводят20

55 ся в исходное состояние от сигнала ло,гического "0, поступающего с выхода инвертора 16, и блокируются на время движения транспортного средства (на выходе датчика 1 5 при этом сигнал логической 1 "). Нв первом входе элемента И 17 устанавливается запрещающий сигнал логического "0" с выхода инвертора 16, поэтому не работает блок

20 индикации.

Устройство позволяет расширить функции перключвтеля, обеспечить нвдежнук обратную связь оператору при работе с переключателем, облегчить его труд.

Ф ормула изобретения

Переключатель, содержащий в каждом канале кнопку с тремя контактами, Я, -триггер, световой индикатор, а также общие формирователь импульс в сброса, датчик сигналов, элемент И, инвертор и нагрузку, первый контакт каждой кнопки соединен с общей шиной, второй контакт — с входом Я RS -триггера, о т л и ч в ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, введены в -каждый канал

Т-триггер, а также общие элемент ИЛИ, замыкающая кнопка с самовозвратом и блок индикации, при этог:г третий контакт кнопки в каждом канале соединен с moдом Я, RS-триггера, прямой выход триггера соединен со счетным входом

Т-триггера, прямой выход Т-триггера соединен со световым индикатором и нагрузкой, в вход — со своим инверсным выходом и соответствующим входом элемента И, выход элемента И соединен с блоком индикации и нагрузкой, входы всех Т-триггеров соединены между собой и с выходом элемента ИЛИ, первый вход элемента ИЛИ соединен с формирователем импульсов сброса, второй вход через замыкающую кнопку с свмовозвратом соединен с обшей шиной, а датчик сигналов соединен через инвертор с третьим входол элемента ИЛИ и свободным входом элемента И.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 746925, кл. Н 03 К 17 00, 1980.

2. Болдатов А. ?цифровой переключатель рода работ. — Радио, 1981, N 7-8,с. 54-55 (прототип) .

1001472, Заказ 1445/75

Тираж 934 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Парфенов

Редактор В. Петраш Техред A. Ач Корректор C. Шекмар