Способ контроля конических и гипоидных зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсник
Социалистических
Республик (1ц:10021) 3 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 03. 78 (2l ) 2602232/25-28 с присоединением заявки М (26) Приоритет (5! )М. Кл.
23 F 23/12
Гесударствеллыб квюлтет
СССР (53) УД К:.658. . 562 (088.8) !
Опубликовано 07.03.83. Бюллетень J5 9
- пе дллэет кзебретеккк и етквытий дата опубликования описания 1р.р3.83 (72) Авторы изобретения
М.Г. Сегаль, В.А. Безгодов и А.В. Богачев
Саратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОНИЧЕСКИХ
И ГИПОИДНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к области изготовления конических и гипоидных зубчатых колес, в частности к промежуточному контролю расчетных наладок зуборезных станков и к окончательной оценке качества изготовления зубчатых пар.
Известен способ контроля конических и гипоидных зубчатых колес, включающий нанесение маркировочного слоя на боковые поверхности зубьев, вращение в зацеплении пары зубчатых ко. лес и анализ отпечатков пятен контактов зубьев 1.1 3.
Недостатком известного способа является низкая точность оценки степени модификации поверхности зубьев или циклической погрешности зубчатых колес из-за деформации зубьев от щ действующей нагрузки.
Целью изобретения является повышение точности контроля качества зубчатых колес.
Эта цель достигается тем, что способ контроля конических и гипоидных колес включает в себя нанесение маркировочного слоя на боковые поверхности зубьев, вращение пары зубчатых колес с касанием боковых поверхностей зубьев и анализ отпечатков зон касания, зубчатые колеса вращают с наперед заданными угловыми скоростя" ми без контакта между зубьями, затем одному из зубчатых колес сообщают дополнительный поворот, например, в сторону направления окружной скорости до касания боковых поверхностей зубьев и вращают их с упомянутыми угловыми скоростями после чего сообщают дополнительный поворот тому же зубчатому колесу в обратном направлении до касания противоположных боковых поверхностей и производят вращение колес в указанном относительном их положении.
На фиг. 1 показано устройство для контроля зубчатых колес с двумя при3 10021 водными двигателями; на фиг.. 2 - то же, с одним двигателем; на фиг. 3— последовательные относительные положения зубчатых колес.
Устройство для реализации способа (фиг. 1) содержит два синхронных дви-, гателя 1 и 2, первый из которых через редуктор 3 передает вращение контролируемому зубчатому колесу 4, а второй через дифференциальный меха- g низм 5 и редуктор 6 передает вращение другому зубчатому колесу 7.
Устройство может быть выполнено с одним двигателем 1 (фиг. 2), который по тем же (описанным выше) кинематическим цепям одновременно передает вращение на зубчатые колеса 4 и 7..
Реализация способа осуществляется следующим образом. ,Сначала на боковые поверхности контролируемых зубчатых колес 4 и 7 наносится маркировочный слой. Затем зубчатым колесам (фиг. 1 и 2) передают движение от двигателей так, что они вращаются с равными окружными скоростями без .контакта между зубьями.
Для этого случая на фиг. 3 контурной линией показано относительное по- Зв ложение зубчатых колес.
Лотом сообщают дополнительный по- ворот зубчатому колесу 7, например, в сторону направления окружной скорости при помощи дифференциального
3$ механизма 5 до касания боковых поверхностей зубьев колес 4 и 7 (см. нижний пунктир на фиг. 3) и вращают их необходимое время с касанием. После чего сообщают дополнительный погЩ ворот зубчатому колесу 7 в обратном направлении до касания противоположных боковых поверхндстей зубьев (см. верхний пунктир на фиг. 3) и некоторый период времени производят их вращение в указанном относительном поло43 жении.
При этом угол 8 относительного поворота зубчатых колес, который обусловливает боковой зазор передачи, замеряется непосредственно в процессе реализации способа.
По окончании взаимной обкатки ко-, лес анализируют пятна контакта обеих сторон зубьев, по которым получают более точные данные (в сравнении с известными способами) о величинах погрешности окружного шага и биения зубчатого венца в виду того, что контроль зубчатых колес в данном способе осуществляется при отсутствии нагрузки и соответствующих ей деформа ций зубьев.
Кроме того, принудительное вращение каждого из колес позволяет зубьям контактировать не по всей длине активной действующей линии, а только в одной ее точке, называемой центром контакта,,что позволяет получить отпечаток, совпадающий с теоретической зоной касания зубьев при минимальных ошибках шага.
При положительных отклонениях от минимального значения шага будет смят меньший слой микронеровностей . и маркировочной краски и, соответственно, будет получена зона касания меньшего размера.
Разность в размерах зоны касания на различных зубьях и различие в ее расположении будет также наблюдаться. при биении зубчатого колеса.
Предлагаемый способ позволяет производить более точную корректировку расчетных подналадок зубофрезерных станков и получать более точные характеристики качества изготовления зубчатых колес. формула изобретения
Способ контроля конических и гипоидных зубчатых колес, включающий нанесение маркировочного слоя на.боковые поверхности зубьев, вращение пары зубчатых колес с касанием боковых поверхностей зубьев и анализ отпечатков эон касания, о т л и ч а ю— шийся . тем, что, с целью повышения точности контроля качества зубча- . тых колес, зубчатые колеса вращают с наперед заданными угловыми скоростями без контакта между зубьями, затем одному из зубчатых колес сообщают дополнительный поворот, например, в сторону направления окружной скорости до касания- боковых поверхностей зубьев и вращают их с упомянутыми угловыми скоростями, после чего сообщают дополнительный поворот тому же зубчатому колесу в обратном направлении до касания противоположных боковых поверхностей и производят вращение.колес в указанном относительном их положении., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 3528286, кл. В 23 F 19j02, опублик. 1967.
-:1002113
Заказ 1690/5
Тираж 1104 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Стаценко
Редактор Н. Багирова Техред С.Мигунова Корректор С. Шекмар