Система смазки двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социвиистическик
Республик (i1) l 002621
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (2) Заявлено 04. 08. 81 (21) 3348327/25-06 с присоелинением заявки рй (23) Приоритет (51)М. Кл.
F 01 М 5/02
Гесударстюеяай кееятет
СССР ае алкам язабретеяия и еткрытий
Опубликовано 07. 0 3. 83 ° Бюллетень М 9
Дата опубликования описания 09 . 03 .83 (53) УДК 621 43-g74 (088. 8) Л.С, Волков, И.С. Сабуров и О. (72) Авторы изобретения
Уфимский авиационный институт им. (7l) Заявитель (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Йзобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смаз- ки двигателей внутреннего сгорания с устройствами для предпускового разогрева масла.
Известна система смазки двигателя 5 внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос высокого давления для предпусковой прокачки масла через фильтр в главную масляную магистраль, всасывающий и нагнетателвный трубопроводы насоса, дроссель разогрева с осью и жестко связанным с ней наконечником, установленным в нагнетательном трубопроводе с возможностью поперечного перемещения относительно продольной оси последнего, и датчик температуры масла 1 1 ).
Однако эта система смазки недостаточно надежна в работе иэ-за эначи20 тельного гидравлического сопротивления в нагнетательном трубопроводе насоса после дросселя разогрева. Кроме того, при использовании этой системы
2 возникают Ьольшие тепловые деформации деталей двигателя из-за резкого изменения температурного режима их работы при предпусковом разогреве масла.
Цель изобретения — ускорение предпускового подогрева масла и повышение надежности работы системы.
Цель достигается тем, что система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос высокого давления для предпус" ковой прокачки масла через фильтр в главную масляную магистраль, всасы.вающий и нагнетательный трубопроводы насоса, дроссель разогрева с осью и жестко связанным с ней наконечником, установленным в нагнетательном трубопроводе с возможностью поперечного перемещения относительно продольной оси последнего, и датчик температуры масла, снабжена дополнительным трубопроводом, сообщенным с нагнетательным трубопроводом и с емкостью, дроссель разогрева снабжен дополнитель"
3 10026 ным жестко связанным с осью наконеч- ником, установленным в дополнительном трубопроводе, а датчик температуры размещен в нагнетательном трубопроводе и кинематически связан с осью дросселя разогрева.
На фиг. 1 схематически представлена предлагаемая система смазки; на фиг. 2 - узел «1 на фиг. 1, продольный разрез, увеличенный масштаб (sea- 10 сывающий трубопровод насоса условно не показан); на фиг. 3 - электрическая схема включения системы запуска двигателя внутреннего сгорания с предлагаемой системой смазки.,15
Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит масляную емкость 1 картер 1, насос 2 высокого давления с электродвигателем 3 его привода и со всасывающим и нагнетательным трубопроводами 4 и 5 соответственно, фильтр 6, установленный на линии связи нагнетательного трубопро" вода 5 с главной масляной магистралью последняя не показана ), дополнитель- 5 ный трубопровод 7, сообщенный с нагнетательным трубопроводом 5 и с картером 1, и дроссель разогрева масла имеющий ось 8 и жестко связанные с ней наконечники 9 и 10, установленные в трубопроводах 5 и 7 соответственно с возможностью поперечного перемещения относительно их продольных осей..
Датчик (регулятор) ll температуры масла размещен в нагнетательном трубопроводе 5 и кинематически связан при помощи рычага 12 с осью 8 дросселя разогрева, а при помощи. кронштейна 13с подвижным электрическим контактом 14 электрической схемы включения системы запуска двига"-с "I внутреннего сгорания. Контакт 14 взаимодейст"; вует с неподвижным электрическим контактом 15. Электрическая схема включения системы запуска двигателя
1 фиг. 31 содержит также включатель 16 4 зажигания, стартер 17 и аккумуляторную батарею 18.
Система смазки работает следующим образом.
При замыкании электрической цепи включателем 16 зажигания питание от аккумуляторной батареи !8 подается на контакты электродвигателя 3 привода насоса 2, и масло из емкости (картера) 1 начинает засасываться через мас 5 лоприемник, установленный в картере 1, и всасывающий трубопровод 4 в шестеренчатый насос 2 высокого дав21 пения, откуда масло под давлением порядка 70-100 ат через трубопроводы 5 и 7. поступает к наконечникам 9 и 10 дросселя разогрева. Положение наконечников 9 и 10 относительно трубопроводов 5 и 7 определяется температурой масла, поступающего в трубопровод 5, вследствие того, что датчик (регулятор) 11 температуры установлен в трубопроводе 5 и связан с осью 8 дросселя разогрева при помощи рычага 12. При низкой температуре масла, поступающего в трубопровод 5, жестко связанный с осью 8 наконечник 9 перекрывает поперечное сечение трубопровода 5, и масло, не поступая к фильтру 6, проходит по дополнительному трубопроводу 7 в емкость (картер) 1, при этом масло разогревается за счет сил внутреннего трения, проходя через узкое сечение трубопровода 7, образованное наконечником 10 дросселя разогрева. По мере разогрева масла и уменьшения его вязкости датчик (регулятор) 11 температуры масла перемещает при помощи рычага 12 ось 8 дросселя и жестко связанные с ней наконечники 9 и 10 вверх, вследствие чего при подъеме наконечника 9 плавно приоткрывается проходное сечение трубопровода 5, и подогретое масло начинает поступать к фильтру 6 и через него в главную масляную магистраль двигателя внутреннего сгорания. В этот период масло нагревается, проходя через узкие сечения, образованные в обоих трубопроводах 5 и 7 наконечниками 9 и 10. При достижении маслом температуры, достаточной для нормальной работы деталей двигателя внутреннего сгорания, подвижный электрический контакт 14, связанный с осью 8, входит в соприкосновение с неподвижным электрическим контактом 15 и тем самым замыкает электрическую цепь включения стартера 17 от аккумуляторной батареи 18, при этом отключается электродвигатель 3 привода насоса 2.
Таким образом, предлагаемая система смазки позволяет ускорить предпусковой разогрев масла при обеспечении возможности использования менее мощных шестеренчатых насосов высокого давления по сравнению с известной системой за счет уменьшения гидравлического сопротивления при прохождении масла через фильтр, что позволяет повысить надежность работы фильтра и системы смазки в целом, а также поз5 1002621 б воляет производить разогрев масла тью поперечного перемещения относи" постепенно с емкости для хранения тельно продольной оси последнего, и масла, что уменьшает тепловые дефор- датчик температуры масла, о т л и " мации деталей двигателя внутреннего ч а io щ а я с я тем. что. с целью сгорания и повышает надежность его S ускорения предпускового подогрева работы. масла и повышения надежности работы системы, она снабжена дополнительным трубопроводом, сообщенным с нагнетаФормула изобретения тельным трубопроводом и с емкостью, дроссель разогрева снабжен дополниСистема смазки двигателя внутрен- тельным жестко связанным с осью нанего сгорания, содержащая масляную конечником, установленным в дополниемкость, насос высокого давления для тельном трубопроводе, а датчик темпепредпусковой прокачки масла через ратуры размещен в нагнетательном труфильтр в главную масляную магист- 1s бопроводе и кинематически связан с раль, всасывающий и нагнетательный осью дросселя разогрева. трубопроводы насоса, дроссель разогре. Источники информации, ва с осью и жестко связанным с ней принятые во внимание при экспертизе наконечником, установленным в нагне- 1. Авторское свидетельство СССР . тательном трубопроводе с воэможнос- У 149649, кл. 7 01 М 5/02, 1961.
100262
ВНИИПИ Заказ 1491/9 Тираж 533 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Подписное