Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 23.12. 81 (21) 3373060/25-06 (51) М. КЛ. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

F 04 0 29/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (531 УДК 621. 671 (088. 8) Опубликовано 07.03.83. Бюллетень ¹ 9

Дата опубликования описания 07 . 03 . 83 (72) Автор изобретения

A.Â. Огарков (71) Заявитель.(54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в конструкциях центробежных насосов G автоматическими Разгрузочными устройствами.

Известен центробежный насос, содермвщий корпус, установленное в нем на валу с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с покрывным диском, подвижную в осевом направлении кольцевую вставку и разгрузочную камеру, ограниченную с одной стороны покрывньви диском и отделенную от проточной части колеса внутренней и периферийной дросселирующими щелями f1 ).

Недостатком известной конструкции является относительно невысокая на.дежность.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является центробежный насос, содержащий корпус, установленное в нем на валу с возможностью oceaoro перемещения рабочее колесо с покрывным диском, подвижную в осевом направлении кольцевую вставку, разгрузочную камеру, ограничен.ную с одной стороны покрывныи диском и отделенную от проточной части колеса внутренней и периферийной торцовыми дросселирующими щелями, первая из которых образована торцами вставки и покрывного диска, а втоРая— ограничена с одной стороны кольцевым выступом последнего и камеру противодавления, связанную посредством перепускного канала в корпусе с областью нагнетания насоса, а посредством дросселирующего канала - с разгрузочной камерой и ограниченную с одной стороны корпусом (.2).

Однако при высоком давлении. нагнетания надежность известного насоса оказывается недостаточно высокой, поскольку из-за осевых деформаций рабочего колеса и корпуса фактическая ширина дросселирующих щелей отличается-от расчетной. При этом не обеспечивается разгрузка от осевых сил.

Цель изобретения - повышение надежности работы насоса.

Поставленная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем овленное в нем на вал с воэможностью бсевого перемещения рабочее колесо с покрывным диском, подвижную в осевом направлении кольцевую вставку, разгрузочную камеру, ограниченную с одной стороны покрыв1002678 ным диском и отделенную от проточной части колеса внутренней и периферийной торцовыми, дросселирующими щелями, первая иэ которых образована торцами вставки и покрывного диска, а вторая — ограничена с одной стороны кольцевым выступом последнего, и камеру противодавления, связанную посредством перепускного канала в корпусе с областью нагнетания насоса, а посредством дросселирующего каналас разгрузочной камерой, и ограниченную с одной стороны корпусом, перепускной канал выполнен дросселирующим вставка расположена между покрывным диском и корпусом с образованием 15 двух полостей, одна иэ которых служит разгрузочной камерой, а другая— камерой противодавления, подпружинена со стороны корпуса и снабжена кольцевым выступом, ограничивающим 30 с другой стороны периферийную щель, а дросселирующий канал выполнен во вставке.

Кроме того, между корпусом и вставкой может быть установлено уплотне- 25 ние.

На чертеже схематично изображен центробежный насос, продольный разрез

Центробежный насос содержит корпус 1, установленное в нем на валу щ()

2 с возможностью осевого перемещения рабочее колесо 3 с покрывным диском

4, подвижную в осевом направлении кольцевую вставку 5, разгрузочную камеру б, ограниченную с одной стороны покрывным диском 4 и отделенную от проточной части колеса 3 внутренней и периферийной торцовыми дроссели. рующими щелями, соответственно 7 .и

8, первая из которых образована торцами 9 и 10 соответственно вставки 5 и покрывного диска 4, а вторая — ограничена с одной стороны кольцевым выступом 11 последнего и камеру 12 противодавления, связанную посредством перепускного канала 13 в корпусе 45

1 с .областью нагнетания насоса, а посредством дросселирующего. канала 14 с разгрузочной камерой б, и ограниченную с одной стороны корпусом 1.

Перепускной канал 13 выполнен дроссе-50 лирующим„ вставка 5 расположена меж ду покрывным диском 4 и корпусом 1 с образованием двух полостей 15 и 16, одна из которых 15 служит разгрузочной камерой б, а другая — камерой 12 55 противодавления, подпружинена посредством пружины 17 со стороны корпуса

1 и снабжена кольцевым выступом 18, ограничивающим с другой стороны периферийную щель 8, а дросселирующий 6 канал 14 выполнен во вставке 5. Между корпусом 1 и вставкой 5 установлено уплотнение 19, например, манжета

Внутренняя дросселирующая цель > имеет ðàHó д», периферийная щель 8 65 соответственно Д2, а зазор между вставкой 5 и выступом 20 корпуса 1

Д . Вставка 5 может быть снабжена ребрами жесткости 21.

Насос работает следующим образом.

При сборке насоса ширина Д периферийной дросселирующей щели 8 устанавливается равной сумме минимального входного рабочего зазора d8 и величины осевой деформации by. Рабочего колеса 3, а ширина зазора < принимается равной величине последней, т.е, А= (в+ к д;=, При этом ширина д» внутренней дросселирующей щели 7, должна быть равна сумме минимального выходного ребочего зазора б,хи осевого перемещения Ь вала 2 за вычетом деформаI ции колеса Ь

" =Ьых+ о к

При запуске насоса вставка 5 усилием пружины17 отжатав крайнеелевое положЕние и между покрывным диском

4, вставкой 5 и корпусом 1 сохраняются монтажные зазоры, определяемые формулами (1) и (2). При выходе насоса на номинальный режим перепад давления между камерами б и 12 увеличивается и сила, действующая на вставку 5 со стороны разгрузочной камеры б, преодолевая усилие пружины 17 сдвигает упомянутую вставку 5 вправо, до упора в выступ 20 корпуса 1. Под действием расчетного перепада осевая деформация колеса 3 открывается равной Ьg . В результате рабочая ширина периферийной щели 8 оказывается равной величине минимального входного рабочего зазора: d = 0(g, а ширина Д; внутренней щели 7 остается без изменений. На расчетном режиме работы насоса перемещение вала 2 с рабочим колесом 3 в ту или иную сторону, вызванное действием осевой силы, приводит к изменению ширины зазоров дросселирующих щелей 7 и 8 и соответст.— вующему изменению давления в разгрузочной камере 6 ° В результате возникает уравновешивающая сила, приводящая в равновесие систему вал — рабочее колесо. С уменьшением развиваемого насосом давления деформации колеса 3 уменьшаются, вследствие чего ширина периферийной щели 8 уменьшается. С другой стороны при этом снижается давление в камере 12 противодавления и вставка 5 под действием пружины 17 перемещается влево. Таким образом, ширина зазоров Д„ и К не может стать равной нулю при любом положении вала 3 насоса, поэтому исключается касание торцов деталей насоса. Уплотнение 19 снижает утечки

1002678

Формула изобретения

ВИИИПИ Заказ 1496/11 Тираж 663 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4 из камеры 12 в полость всасывания насоса.

1 ° Центробежный насос, содержащий корпус, установленное в нем на валу с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с покрывным диском, подвижную в осевом направле- 0 нии кольцевую вставку, разгрузочную камеру, ограниченную с одной стороны покрывным диском и отделенную от проточной части колеса внутренней и периферийной торцовыми дросселирую- 35 щими щелями, первая из которых образована торцами вставки и покрывного диска, а вторая — ограничена с одной стороны кольцевым выступом последнего, и камеру противодавления,;щ связанную посредством перепускного канала в корпусе с областью нагнетания насоса, а посредством дросселирующего канала с разгрузочной камерой, и ограниченную с одной стороны корпусом, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы насоса,-перепускной канал выполнен дросселирующим, вставка расположена между покрывным диском и корпусом с образованием двух полостей, одна из которых служит разгрузочной камерой, а другая - ка-, мерой противодавления подпружинена со стороны корпуса и снабжена кольце вым выступом, ограничивающим с другой стороны периферийную щель, а дросселирующий канал выполнен во вставке.

2. Насос по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что,ме>..: у корпусом и вставкой установлено уплотнение.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 . 2859482/25-06, кл. F 04 0 29/04, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР

9 .453493, кл. F 04 0 29/04, 1972.