Устройство для измерения линейных размеров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«» 1 0028О8 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1501,81 (21) 3234738/25-28 (51)М Кл з

G 01 В 5/00 с присоединением заявки Мо—

Госуаарственный комитет

СССР по лелам изобретений н открытий, (23) Приоритет (53) УДК 531. 717 (088. 8) Опубликовано 070383 Бюллетень М 9

Дата опубликования описания 070383

4, Л.Я. Аксенова и А.В. Гринберг

j р li4ъ»

r.

:: „ f,:.

Я::"... с

Украинский научно-исследовательский нистов станков и инструментов - .. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ

Изобретение относится к линейным измерениям, может быть использовано в любых отраслях металлообрабатывающей промышленности, в частности, для измерений длины, ширины, диаметров отверстий, расстояния или зазора между разнесенными предметами и т.д.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для измерения линейных размеров, содержащее корпус с измерительный губкой, установленную в корпусе каретку с второй измерительной губкой, отсчетный узел, взаимодействующий с измерительной губкой каретки и узел изменения направления измерительного усилия. В известном устройстве узел изменения направления измерительного усилия выполнен в виде винта, расположенного под измерительной губкой р 1 j.

Недостатком известного устройства является то, что переналадка прибора при переходе от внутренних измерений к наружным достаточно трудоемка в связи с необходимостью поворота измерительных губок на 180

1!ель изобретения — повышение производительности измерений.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для измерения линейных размеров, содержащем корпус с измерительной губкой, установленную в корпусе каретку с второй измерительной губкой, отсчетный узел, взаимодействующий с измерительной губкой каретки, и узел изменения направления измерительного усилия узел изменения направления измерйтельного усилия выполнен в виде двух пружин, установленных в каретке, промежуточного элемента, расположенного между

15 пружинами и связанного с их свободными концами, подпружиненного тормозного барабана, установленного в корпусе и взаимодействующего с промежуточным элементом, причем промежуточный элемент может быть выполнен в виде гибкой нити, а тормозной барабан — в виде шкива.

ПромежуТочный элемент может быть выполнен в виде зубчатой рейки, а тормозной барабан — в виде зубчатого колеса.

На фиг. 1 изображен пример выполнения устройства, в котором промежу .зчный элемент выполнен в виде гибкзй нйти, а тормозной барабан в ниде шкива; на фиг. 2 — пример вы1002808 полнения устройства, в котором промежуточный элемент выполнен в виде зубчатой рейки, а тормозной барабан в виде зубчатого колеса.

Устройство для измерения линейных размеров содержит корпус 1 с измерительной губкой 2 (фиг. 1 ), в котором с возможностью продольного перемещения установлена каретка 3 с измерительной губкой 4. Губки 2 и 4 выполнены поворотными на 180 и вза- 10 имодействуют с фиксаторами 5 и 6.

Между корпусом 1 и кареткой 3 установлены шарики 7.

Величина взаимного перемещения корпуса и каретки измеряется при помощи индикатора 8, салазок 9 и микрометра 10, которые являются отсчетным узлом. Узел изменения изме- рительного усилия между губками 2 и 4 выполнен в виде пружин 11 и 12, наружные концы которых закреплены на каретке 3, а .внутренние свободные концы соединены промежуточным элементом 13, например гибкой нитью, охватывающей тормозной барабан 14, выполненный, например, в виде шкива, установленного на оси 15 в вилке 16, закрепленной в корпусе 1. В отверстии вилки 16 установлен тормозной башмак 17, прижимаемый к ободу тормозного барабана 14 пружиной 18, регулируемой винтом 19.

Ось 15 тормозного барабана 14 может быть расположена параллельно оси тормозного башмака 17, который в этом случае прижимается к торцовой 35 поверхности тормозного барабана 14.

Каретка 3 имеет разъем 20 для установки дистанционных удлинителей (на фиг. 1 не показаны ), увеличивающих диапазон измерения. 40

Промежуточный элемент 13 может быть выполнен в виде рейки (фиг.2 ), усюановленной вместе с пружинами

11 и 12 в направляющей 21, установ- 45 ленной в каретке 3 неподвижно относительно этой каретки. Пружины 11 и 12 предварительно сжаты торцовыми заглушками 22 и 23. Промежуточный элемент 13 находится в зацеплении с зубчатым венцом 24 тормозного барабана 14, установленного на оси

15 в вилке 16, которая смонтирована в корпусе 1. В отверстии вилки 16 ус тановлен тормозной башмак 17, взаимодействующий с цилиндрической шей- 55 кой тормозного барабана 14 рядом с зубчатым венцом 24. Возможно расположение оси 15 тормозного барабана 14 параллельно оси тормозного башмака 17 — взаимодействие их мо-- 60 жет тогда происходить по торцовой поверхности тормозного барабана 14., Тормозной башмак 17 подпружинен пружиной 18, усилие которой регулируется винтом 19. 65

Устройство для измерения линейных размеров работает следующим образом.

Между измерительными губками 2 и 4 (фиг. 1 ) вначале устанавливается образец длины, например блок концевых мер, и индикатор 8 устанавливается на "нуль" путем передвижения салазок 9 микрометром 10, на лимбе которого считывается настроечный отсчет. Затем устройством измеряется, например, наружный размер детали, для чего губки 2 и 4 вначале сближаются до размера несколько меньше измеряемого, а затем раздвигаются несколько больше измеряемого расстоя— ния и вводятся в контакт с измеряемыми поверхностями.

При передвижении корпуса 1 относительно каретки 3 тормозной барабан 14 может перекатываться по промежуточному элементу 13, например, по нити, петлеобразно его охватывающей. Однако вследствие давления на тормозной барабан 14 со стороны тормозного башмака 17 усилием пружины 18 создается тормозной момент, препятствующий вращению тормозного барабана 14.

В результате этого пружина 11 растягивается промежуточным элементом 13 (нитью ) до тех пор, пока ее усилие не уравновесит тормозное усилие на тормозном барабане, после чего тормозной барабан 14 начинает вращаться и перекатываться вдоль промежуточного элемента (нити ). При этом противоположная пружина 12 несколько сжимается, ее усилие воздействия на промежуточный элемент (нить ) ослабевает. Благодаря избыточному растяжению пружины 11 создается избыточное усилие, передающееся через промежуточный элемент 13 на тормозной барабан 14, далее на его ось 15, вилку 16 и далее на корпус 1.

Это усилие стремится сблизить, таким образом, измерительные губки 2 и 4.

Поэтому, как только оператор прекращает принудительную раздвижку корпуса 1 и каретки 3, под воздействием укаэанного усилия измерительные губки 2 и 4 сближаются и прижимаются к измеряемым поверхностям детали с требуемым измерительным усилием.

После этого микрометром 10 подводят салазки 9 до установки стрелки индикатора на "нуль". На лимбе микрометра считывается отсчет. Разность между этим отсчетом и настроечным и является искомым добавочным размером, который необходимо алгебраически суммировать с размером настроечного образца длины.

При переходе на внутренние измерения поворотные губки 2 и 4 расфиксируются фиксаторами 5 и 6, поворачиваются на 180 и фиксируются снова.

1002808

Измерительные губки 2 и 4 сначала разводятся несколько больше измеряемого размера, а затем вводятся между измеряемыми поверхностями так, чтобы расстояние между ними было несколько меньше измеряемого размера.

Тогда из-за наличия тормозного момента на тормозном барабане 14 дополнительно растягивается пружина 12, а пружина 11 ослабевает..При этом создается избыточное усилие, .стремящееся раздвинуть корпус 1 и каретку 3 друг относительно друга.

Поэтому, при прекращении со стороны оператора принудительного сближения губок 2 и 4, они автоматически расходятся и прижимаются изнутри с требуемым измерительным усилием к измеряемым поверхностям. Получение результата измерения производится также, как это описано для наружно- 20

ro измерения.

Если промежуточный элемент 13 выполнен в виде зубчатой рейки (фиг. 2 ), при раздвижении корпуса 1 и каретки 3, вследствие тормозного 25 момента, возникающего на тормозном барабане 14 от воздействия на его цилиндрическую шейку тормозного башмака 17, промежуточный элемент 13 (зубчатая рейка ) увлекается в сторо- чп ну зубчатым венцом 24, сжимая пружину 12 до тех пор, пока усилие ее не уравновесит тормозной момент на тормозном барабане 14,после чего начинается перекатывание зубчатого венца 24 вдоль рейки — промежуточного элемента 13. При этом пружина

11 ослабевает, а пружина 12 приобретает избыточное усилие, которое, пеI редаваясь через заглушку 24 на каретку 3, стремится сблизить измерительные губки, которые, как и в первом случае, при прекращении воздействия оператора сжимают поверхности контролируемой детали измерительным усилием. 45

То же самое, но в обратном направлении, происходит и при внутренних измерениях. В этом случае рейка— промежуточный элемент 13 дополнитель: но сжимает пружину 11, а пружина 50

12 ослабевает.

Таким образом, независимо от кон структивного исполнения описанного устройства, при раздвижениИ измерительных губок оператором всегда создается усилие, направленное на их сближение, а при сближении измерительных губок, наоборот, всегда возникает усилие, направленное в сторону их раздвижения. Величина измерительного усилия легко регулируется оператором путем измерения тормозного момента регулировочным винтом.

Описанное устройство увеличивает производительность измерений еа счет снижения времени переналадки при переходе от внутренних измерений к наружным по сравнению " известным.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения линейных размеров, содержащее корпус с измерительной губкой, установленную в корпусе каретку с второй измерительной губкой, отсчетный узел, взаимодействующий с измерительной губкой. каретки, и узел изменения направления измерительного усилия, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности измерения, узел изменения направления измерительного усилия выполнен в виде двух пружин, установлеьных в каретке, прОмежуточного элемента, расположенного между пружинами и связанного с их свободными концами, подпружиненного тормозного барабана, установленного в корпусе и взаимодействующего с промежуточным элементом.

2. Устройство по п.1, î T л и ч а ю щ е е с я тем, что.промежуточный элемент выполнен в виде гибкой нити, а тормозной барабан — в виде шкива.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что промежуточ. ный элемент выполнен в виде зубчатой рейки, а тормозной барабан — в виде зубчатого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Проспект по прибору "УHHMACTEP" фирмы "Теэа" 9 1111.001.7705, Швейцария, 1977 (прототип ).

1002808

1002808

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Гаранина

Редактор Л. Алексеенко Техред M.Tåïåð

Заказ 1528/18 Тираж 600

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., д. 4/5

Корректор А. дзятко

Подписное