Способ ремонта двухслойной обмотки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 300981 (21) 3341105/24-07 (51)AA Кп з
Н 02 К 15/12 с присоединением заявки ¹â€”
Госулврственный комитет
СССР но лелам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК б 21. 313 ., 1.045.004. .67(088.8 ) Опубликовано 0703.83. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 07.03.83
Ф
1,,„
A. П. Филиппов, П. И. Печеркин, В. Н. Бфрещеной ---:- .:, и В.Я. Маргулис
"/ .. g
Производственное объединение "Уралэлектротйжмаш" им. В.И. Ленина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ РЕМОНТА ДВУХСЛОЙНОЙ OBNOTKH
CTATOPA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к технологии ремонта обмоток статоров электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ ремонта двухслой. ной обмотки статора электрической машины, включающий замену поврежденной обмотки (1).
Недостатком известного способа является большая трудоемкость ремонта, так как при повреждении нижней полукатушки извлекают и заменяют секцию обмотки или всю обмотку.
Цель изобретения — уменьшение трудоел кости ремонта.
Поставленная цель достигается тем, что отрезают по лобовым частям участок верхней полукатушки, расположенной в одном пазу с поврежденной нижней полукатушкой, и удаляют ее, затем отрезают по лобовым частям и удаляют поврежденную нижнюю полукатушку, изготовляют П-образную заготовку нижней полукатушки с корпусной изоляцией на длине, большей длины паза статора, устанавливают ее в паз статора и формуют лобовые части .заготовки полукатушки до рабочего ,положения, соединяют ее проводники с соответствующими проводниками в месте отрезки, выполняют витковую и корпусную изоляцию, после чего укладывают в паз статора верхнюю полукатушку и соединяют ее с соответ.ствующими проводниками в месте отрезки аналогично нижней полукатушке.
На фиг. 1 показан продольный разрез статора электрической машины с двухслойной обмоткой, в паз которого установлена П-образная заготовка нижней полукатушки вместо поврежденной; на фиг. 2 - вид по стрелке A на фиг. 1 (развертка).
Способ ремонта двухслойной обмотки.статора электрической машины осуществляется следующим образом.
При повреждении нижней полукатушки 1, лежащей в пазу 2 статора электрической машины 3 сначала отрезают н удаляют верхнюю полукатушку 4, лежащую в одном пазу с поврежденной нижней полукатушкой. Затем отрезают и удаляют поврежденную нижнюю полукатушку 1. Полукатушки 1 и 4 отрезают по лобовым частям на участке между головкой 5 катушки и ее прямой частью. У оставшихся частей каЗО тушек в зоне разреза удаляют корпус.
1003256 ную изоляцию на длине примерно 2030 мм, освободйвшиеся проводники разводят и подготавливают к пайке.
Эатем изготовляют Н-образную заготовку б нижней полукатушки, среднюю часть которой выполняют с корпусной изоляцией на длине L<, большей длины L паза статора. Лобовые части заготовки выполняют без корпусной изоляции и отогнуты на ребро. Общая длина L 3 заготовки нижней полукатушки в направлении оси статора примерно соответствует длине прямой части ремонтируемой катушки. П-образную заготовку б нижней полукатушки устанавливают в 15 паэ статора, ее лобовые,асти вводят через полости образовавшиеся при извлечении полукатушек 1 и 4 (на фиг. 2 показаны пунктиром). Лобовые части заготовки отгибают (формуют ) 2О до рабочего положения и соединяют (спаивают) ее проводники с соответствующими проводниками неудаленной части катушки б в месте отрезки и выполняют Витковую и корпусную иэоля 25 цию лобовых частей.
В случае, если затруднен доступ для формования пайки и изолирования проводников лобовых частей заготовки полукатушки, то в обшивке статора выполняют специальные отверстия 7, которые после окончания ремонта обмотки могут быть заглушены.
Удаленную верхнюю полукатушку 4 устанавливают на место или заменяют новой и соединяют ее проводники с соответствующими проводниками неудаленной части катушки аналогично нижней полукатушке.
Изобретение позволяет упростить технологию ремонта двухслойной обмотки статора электрической машины.
Формула изобретения
Способ ремонта двухслойной обмотки статора электрической машины, включающий замену поврежденной обмотки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости ремонта, отрезают по лобовым частям участок верхней полукатушки, расположенной в одном пазу с поврежденной нижней полукатушкой, и удаляют ее, затем отрезают пО лобовым частями удаляют поврежденную нижнюю полукатушку, изготовляют П-образную заготовку нижней полукатушки с корпусной изоляцией на длине, большей длины паза статора, устанавливают ее в паэ статора и формуют лобовые части заготовки полукатушки до рабочего положения, соединяют ее проводники с соответствующими проводниками в месте отрезки, выполняют витковую и корпусную изоляцию, после чего укладывают в паз статора верхнюю полукатушку и соединяют ее с соответствующими проводниками в месте отрезки аналогично нижней полукатушке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Иноземцев Е.Н. Ремонт мощных электродвигателей блочных электростанций. М., "Энергия", 1975, с. 95-98. 1003256
Фуе г
Составитель В. Воскобойников
Редактор E. Кинив Техред A.À÷ Корректор Н. Король
Подписное
Заказ 1583/41 Тираж 685
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4