Способ изготовления шаблонных обмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик из)1003257 ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 21.1281 (21) 3369010/24-07 с присоединением заявки Нов ($1IМ Кп з

Н 02 К 15/12

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621 ° 315 (088.8 ) Опубликовано 070383, Бюллетень Но 9

Дата опубликования описания 07.03.83

Л.М. Бернштейн, С.М. Ммаевка, A.Ï Мшвейиерадзе и В.Ф. Размахова

1

Московский ордена Ленина, ордеф Октябрьской - . ;,.(Революции и ордена Трудового Кфдсного . намени ( электромеханический завод им. ВладирптраЦльича / (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАБЛОННЫ?: ОБМОТОК

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологии электромашиностроения, а именно к производству обмоток электрических машин.

Известен способ изготовления шаблонных обмоток для статоров и якорей, включающий намотку заготовок в виде лодочек, пропитку их, наложение основной и временной изоляции, опрессовку, растяжку, рихтовку лодочек и удаление временной изоляции. . Для пропитки применяют лак МЛ-92 с содержанием.нелетучих -(пленкообразующих) веществ 50-553 (1).

Недостатком данного способа является то, что при опрессовке излишки размягчившегося при нагревании пропиточного состава отжимаются и впитываются в защитную, временную изоляцию и удаляются вместе с ней..

Известен также способ изготовления шаблонных обмоток для электрических машин, при котором наматывают заготовки-лодочки, пропитывают их лаком для заполнения пустот и частичного скрепления витков, нано,сят скрепляющую изоляцию, временную защитную изоляцию из киперной ленты, опрессовывают при нагреве с последую щим охлаждением, растягивают лодоч-. ку в катушку, рихтуют лобовые части и снимают защитную изоляцию.

Временная хлопчатобумажная изоляция наносится для защиты катушки от механических повреждений и предотвращения применения скрепляющей изоляции к прессовочным планкам 121.

Недостаток известного способа трудоемкость процесса.

Цель изобретения — повышение производительности труда и снижение расхода материалов путем совмещения операции нанесения скрепляющей и защитной изоляции.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления шаблонных электрических машин, при котором изготавливают пропитанную лаком, после сушки скрепленную и защищенную изоляционной лентой заготовку в виде лодочки, после чего опрессовывают лодочку, растягивают и- рихтуют, в качестве изоляци25 онной ленты исйользуют лавсановую ленту тафтяного плетения, наносят ев на заготовку до пропитки лаком, при этом ленту выбирают с плотностью ,плетения нитей, обеспечивающей проЗО никновение лака через ленту в про1003257

Формула изобретения

Составитель Н. Зеленцова

Редактор Л. Филь Техред М.Гергель Корректор И. 1 1улла

Заказ. 1583/41 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 цессе пропитки и невытекание его при усадке ленты в процессе сушки.

Сущность изобретения заключается в том, что скрепляющая изоляция выполняет также функции защитной изоляции. 5

В качестве такой изоляции используется, лавсановая лента тафтяного плетения иэ полиэфирных лент с линейной плотностью 12,5х16,6 текс, плотность ленты на 1 см — 38 нитей 10 по основе и 15х2 по утку, поверхностное заполнение ленты 92 — 96%. Плотность и усадка полиэфирных нитей и плотность их плетения должны бить таковы, чтобы при пропитке обеспечить хорошее наполнение внутреннего пространства лаком и задержание всего пропиточного материала внутри обмотки, ° Материал должен обеспечить механическую защиту катушки и не прилипать к пресс-планкам.

Лодочку после намотки изолируют упомянутой лентой по всему периметру и .пропитывают в лаке с пониженным содержанием пленкообразующих. Так, например, для лака МЛ-92 содержание пленкообразующих снижают с 50-55 до

28-35%.

При последующей сушке и опрессовке лодочек нити дают такую усадку, при которой лак отжимается внутрь и лучше заполняет внутреннее прост-ранство, т.е. эффективность пропитки сохраняется при использовании более дешевого лака (с пониженным содержанием пленкообразующих), при этом не 35 происходит непроизводительного расхода лака.

Усадка нитей и отжимание лака начинается с сушки пропитанных лодочек, которая продолжается 1,5 ч при 4П

120-130 С.

Последующая опрессовка происходит при такой же температуре в течение

20 мин, но под давлением 2 МПа, что обеспечивает дальнейшую усадку ленты.45

После пропитки и термообработки лента из полиэфирных нитей приобретает механическую прочность, достаточную для защиты изоляции проводников при растяжке и рихтовке.

Предлагаемый способ изготовления 1 шаблонных катушек не содержит операций наложения и снятия временной изоляции, т.е. он более производителен, а также обеспечивает экономию материалов и снижение доли ручного труда в обмоточно-изоляционных работах.

Одновременно достигается повышение качества: усадка ленты, намотанной по всему периметру, повышает монолитность катушки, что улучшает ее теплопроводность. Кроме того, экономится дефицитная хлопчатобумажная лента.

Способ изготовления шаблонных обмоток электрических машин, при котором изготавливают пропитанную лаком, после сушки скрепленную и защи-. щенную изоляционной лентой заготовку в виде лодочки, после чего опрессовывают лодочку, растягивают и рихтуют, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда и снижения расхода материалов путем совмещения операции нанесения скрепляющей и защитной изоляции, в качестве изоляционной ленты используют лавсановую ленту тафтяного плетения, наносят ее на заготовку до пропитки лаком, при этом ленту выбирают с плотностью плетения нитей, обеспечивающей проникновение лака через ленту в процессе пропитки и невытекание его при усадке ленты в процессе сушки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Калитвянский В.И. Изоляция электрических машин. M.-Л., Госэнергоиэдат, 1949, с. 189-191.

2. Зимин B.È. Обмотка электрических машин. Л., "Энергия", 1975, с. 318-324, 334-336.