Способ комплексного двухпрофильного контроля гибких зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено,250881 (21) 3331896/25-28 с присоединением заявки ¹(23) ПриоритетОпубликовано 1503.83. Бюллетень ¹ 10 ($)) + gg з
G 01 В 5/20
Государственный комитет
СССР но делам изобретениЯ и открытий (53) УДК 531. 717..2:621.833 (088.8) Дата опубликования описания 1 0383 (72) Автор изобретения
Г.Н. Райхман (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДВУХПРОФИЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ ГИБКИХ -ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к машиностроению, а именно.к контролю зубча" тых колес.
Известен способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что производят взаимный обкат контролируемого колеса в плотном двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом и регистрируют величину осевого смещения одного из колес (1).
Йедостатком этого способа является то, что он не позволяет осуществить контроль гибких зубчатых колес в деформированном состоянии.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ комплексного двухпрофильного контроля гибких зубчатых колес, заключающийся в том, что производят:обкат контролируемой пары колес и регистрируют осевое смещение одного из колес, соответствукыее погрешности высоты зацепления контролируемой пары (2).
Недостатком этого способа является невозможность. осуществления. контроля гибких зубчатых колес в деформированном состоянии.
Цель изобретения — повышение точности контроля гибких зубчатых колес в деформированном состоянии.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу коМплексного двухпрофильного контроля гибких зубчатых колес, заключающемуся в том, что производят обкат контролируемой пары колес и регистрируют осевое или радиальное смещение одного из колес, . соответствующее погрешности высоты зацепления или измерительного межосевого .расстояния контролируемой пары, гибкое колесо устанавливают соосно с жестким измерительным колесом на расстоянии, равном величине заданной осевой дефбрмации, предварительно деформируют гибкое колесо на величину заданной его осевой или радиальной деформации, имитируют обкат волновым деформированием гибкого колеса в плотном двухпрофильном зацеплении с жестким измерительным колесом и определя-. ют колебание высоты их зацепления или измерительного межосевого расстояния.
На фиг. 1 показана принципиальная схема контроля; на фиг. 2 — схема устройства для осуществления способа для гибких плоских колес.
1004741
Устройство содержит основание 1, на котором размещены .Установочная и измерительная каретки 2 и 3. Измерительная каретка 3 подпружинена пружиной 4. На измерительной каретке 3 установлены соосно оправки 5 и б, на которых закреплены соответственно измерительное колесо 7 и гибкое плоское колесо 8. На установочной каретке 2 расположена оправка 9 соосно с оправками 5 и 6 измерительной каретки 3.
На оправке 9 закреплен волнообраэователь 10. На основании 1 установлен отсчетный узел 11, который чувствительным элементом контактирует с измерительной кареткой 3.
Осуществляется способ следующим образом.
На трех соосных оправках 5,6 и 9 20 устанавливают соответственно измерительное колесо 7,> гибкое колесо 8 и. волнообраэователь 10. Пружина 4, воздействуя на измерительную каретку, 3, осуществляет предварительное деформи- 25 рование гибкого колеса 8 на величину
W (фиг. 1). Поворачивая волнообразователь 10, волновым деформированием контролируемого гибкого колеса 8 имитируют обкат контролируемого гибкого колеса. Регистрацию величины
Смещения и колебания измерительной каретки 3 при имитации обката производят отсчетным узлом 11. Эта величина смещения хаРактеРизует комплекс- 35 йую двухпрофильную погрешность (колебание высоты зацепления) контролируемого колеса.
При контроле гибких цилиндрических зубчатых колес осуществляют предварительное деформирование гибкого колеса на величину заданной радиальной деформации. Поворачивая волнооб разователь, волновым деформированием контролируемого гибкого колеса имитируют обкат контролируемого колеса. 45
Регистрацию величины смещения и колебания измерительной каретки при имитации обката производят отсчетным узлом. Эта величина смещения характеризует комплексную двухпрофильную погрешность (колебание измерительного межосевого расстояния) контролируемого колеса.
Воспроизведение обката измеряемой пары волновым деформированием контролируемого- колеса позволяет осуществить двухпрофильный контроль гибких зубчатых колес в деформированном состоянии
Формула изобретения
Способ комплексного двухпрофильного контроля гибких зубчатых колее, заключающийся в том, что производят обкат контролируемой пары колес и регистрируют осевое или радиальное смещение одногоиз колес, соответствую" щее погрешностивысоты зацепления или измерительного межосевого расстояния контролируемой пары, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности контроля гибких зубчатых колес в деформированном состоянии, гибкое колесо устанавливают соосно с жестким измерительньм колесом, предварительно деформируют гибкое колесо на величину заданной его > осевой или радиальной деформации, имитируют обкат волновьм деформированием гибкого колеса в плотном двухпрофильном зацеплении с жестким измерительным колесом и определяют колебание высоты их зацепления или измерительного межосевогс расстояния.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Калашников С.Н.,Калашников А.С.
)Контроль производства конических зуб>чатых колес. М., Машиностроение, 197 б, с. 120. с
2. Райхман Г.Н. Комплексный метод контроля муфт с торцевыми зубьями.
Металлорежущий и контрольно-измерительный инструМент. Научно.(технический реферативный сборник, вып. б.
> НИИмаш, М., 1969, с. 21-23.
1004741
Составитель Б. Афонский
Техред Л. Пекарь Коррек тор Н. Король
Редактор М. Дылын
Заказ 1850/49
Тираж 600 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4