Способ получения вяжущего
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО путем обезвоживания и последующего окисления воздухом легких сланцевых фусов при повышенной температуре, отличающийся тем, что, с целью повышения качества вяжущего, обезвоженные фусы смешивают с кислым :гудроном, взятым в количестве 1632 вес.% от фусов, и окисление проводят при 100-150С.
СОЮЭ СОВЕТСНИХ ,СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(50;С 10 С 3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н AR TopcKoMY ссссвтссъствт
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
1(21) 3370488/23 -04
:(22) 23.12.81
l(46) 23 ° 03 .83 . Бюл . 9 11 (72) Е.Н. Баринов, В.В. Вебер и
Г.В. Кореневский (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени инженерно-строительный институт (53) 665.4(088.8) (56) 1. авторское свидетельство СССР по заявке Р 3301588/23-04, кл. С 10 С 3/04, 1981. ,2. Информационный листок ЛенЦНТИ. 9 992-79, 1979 (прототип) .
„.SU„„00647 А (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО путем обезвоживания и последующего окисления воздухом легких сланцевых фусов при повышенной температуре, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью повышения качества вяжущего, обезвоженные фуеы смешивают с кисльм ,гудроном, -взятым в количестве 1632 вес.% от фусов, и окисление прово дят при 100-150 С.
1006476
Изобретение относится к.способу получения вяжущего для дорожного строительства и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и сланцехимической промышленности, Известен способ получения вяжущего путем термической обработки сланцевых фусов, предварительно иэмель - ченных до 0,005-1,3 мм, при 130230 С (1), Наиболее близким к изобретению 10 является способ получения вяжущего путем обезвоживания при 90-100 С легких сланцевых фусов (содержание механических примесей до 20 вес.Ъ ) с последующим окислением воздухом 35 при 125-135 С E 2 ), Недостатками.известного способа являются низкие прочность и водостойкость вяжущих, не обеспечивающие асфальтобетонным смесям для дорожных 20 покрытий, полученным на их основе, высоких показателей физико-механических свойств.
Целью изобретения является повышение качества вяжущего, в частности повышение водостойкости вяжущего и прочности асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий, полученных на его основе.
Поставленная цель достигается способом получения вяжущего путем: обезвоживания легких сланцевых фусов, смешения обезвоженных фусов с кислым гудроном, взятым в количестве
16-32 вес.% от фусов, и окисления смеси воздухом при 100-1500С.
З .Пример. Окисление смеси фусов и кислого гудрона проводят путем их продувки воздухом при 100-150 С в стационарных окислительных установках, используемых на асфальтобе- 40 тонных заводах для окисления нефтяных гудронов, по обычной технологии, принятой при окислении гудронов, Выбор режима окисления (100-150 C ) объясняется следующим. При температурах ниже 100 С продувка сланцевых фусов, как и других вяжущих, напри-г мер гудронов, затруднена ввиду их высокой вязкости, оказывающей существенное сопротивление продвижению воздуха в процессе продувки, что требует подогрева этих материалов до температур выше 100 С. При продувке фусов при температурах выше
150 С конечный продукт обладает меньшей стабильностью своих свойств
55 при старении по сравнению с вяжущим, окисленным при температурах ниже
150 С.
В качестве кислого гудрона приме:няют кислые гудроны сланцеперераба- 60 тывающей промышленности, получаемые при очистке ароматических углеводородов, например бензола и толуола.
Основные свойства кислого гудрона приведены в табл. 1. 65
В табл. 2 приведены показатели изменения глубины проникания вяжущего в результате прогрева и стабильности в соответствии с ГОСТ 11955-74 для дорожных битумов.
Из табл. 2 следует, что увеличе ч ние температур при окислении вяжущих неизбежно приводит к снижению их стабильности (показатель стабильности увеличивается). В соответствии с требованиями ТУ-38-9-31 на сланцевые вяжущие для дорожных покрытий (битум сланцевый) показатель их стабильности не должен превьпцать 55%.
Этому условию удовлетворяют крайние значения принятых температурных интервалов .(100-150 С) и состава вяжущего — содержание в нем кислого гудрона (16-32% от веса фусов).
При увеличении окисления показатель стабильности значительно возрастает.
При добавлении в фуаы перед их окислением кислого гудрона в количестве более 32% показатель стабильности .также резко увеличивается.
Качество вяжущего, полученного по предлагаемому способу, испытано в дорожных смесях с каменными материалами для дорожных покрытий. Используют для этой цели мелкозернистые плотные малощебенистые смеси на гранитных материалах, общий расход вяжущего 7% от массы смеси °
Испытанию пбдвергают пять образцов смеси с вяжущим, полученным по ,предлагаемому способу, при различ- ном содержании компонентов: 1 состав — 90% легких фусов +10% кислого гудрона; II состав — 84% легких фусов 16% кислого гудрона; III состав — 76Ъ легких фусов + 24Ъ кислого гудрона; IY состав — 68% легких фусов + 32% кислого гудрона и У состав — 60% легких фусов + 40% кислого гудрона.
Результаты испытаний приведены в табл. 3. Для сравнения приведены также показатели физико-механических свойств смеси с вяжущим, полученным
1 по известному способу (окисленные легкие фусы беэ добавок кислого гудрона }.
Иэ данных табл. 3 следует, что с смеси на вяжущем, приготовленном по предлагаемому способу, по прочности и водостойкости существенно превосходят смеси на вяжущем, приготовленном по известному способу (по прочности в сухом состоянии на
2,7-14,8 кг/см2; по прочности в водонасыщенном состоянии в среднем на 3,9-15,8 кг/см2; по водостойкости в среднем на 11,1-19,5%, так как коэффициент водостойкости выше на
0,08-0,14)."
Кроме того, добавлять кислый гудрон в сланцевые фусы перед их окислением целесообразно в количестве .
1006476 Таблица 1
Показатели
1720
1660
3,3
6,3
13,1
17,6
67,0
49,2
16,6
26,9
16-32% от массы фусов. Это подтверждают .результаты испытаний I и У составов, которые выходят эа пределы .16-32В, а показатели их свойств не выше аналогичных показателей свойств
Плотность при 20 С, кг/м.Содержание асфальтосмолистых веществ, мас.%
Содержание сульфокислот, ; мас.Ф1. Содержание свободной серной кислоты, мас.Ъ
:.Содержание воды, мас.%
I других составов ° При увеличении содержания кислого гудрона выше 32% наблюдается резкое снижение показателей физико-механических свойств вяжущего. 1006476
j o
1 о l
I ч-4 1
1 I
1 — Ч
1 I
1о!
1л I
I сЧ I.
1 I
Ф вЂ” Ч
I 1
1о!
l o l
I е1 1
1 1
Ю и о
ОО
I ..
1о t
I 1Р 1
I i! I I 1
Ф вЂ” — Ф
llot ! а!
I c
1 I
I . I
Г 11
t 1
I 1
tot
tot
l с-! 1
I 1
1 I (Ч Н н о
° о
1 м
I 1 ! I
1 I
1 I
I I
1о l
I ю 1
1 г1
1 1
Ь вЂ” 4
I 1
1 1
1 1
I t
I I
I I
Ю 1
I Ю 1
1 -1 1
1 I
I I
Ь вЂ” Ч
I 1 I 1
1 1
1о!
to l
I т- I
I I
1 1
I 1
I I
1 1
I Ю I
I o I
1 г1 I
I 1
I 1
I 1
1 Ч
I I
l o l
I W t
I а-
I I
l 1
Ь вЂ” 4
I I
Ю
I (I Ю I о !. ч 1
I 1
I 1 х с х ю о а
0 ецио
>кх3
Х9 0
r х е ь
I
1 !
I
I
I
I
I
1 Х
1 О
1 >ь
I ЧЭ
I ! о
t Ф
I и
1 Н
1 О
1 бР
1 с
1 (6 х
I ь
1
1 О
1 О
1 1:, 1 O
1 Х
I Х
I Ф
1 Х
1 Х
t Ф
I а
I Ф
I Ц
1 О
t u
1
I
t
1
1 ф )0
Я 1 N4
Ф О l0 а а F а
4 4 Е<
Ф 0
Ф Х оФ Фха
4 4 Ф Ф о оа хххн
Хох
293
1 и !ч
Ф0. Ом Ф ЕО я а Ф L
Фй ФМ ао,х ц ах ох
1006476
Т а б л и ц а 3 юлю
Показатели
Водон асыщение, об.В
6,1
4,3 4 4
4,5
4,3 4,4
Набухание, об,Ъ . 0,43 0,44
0,44 0,43 0,44
0;44 до водонасы- щения
21,2 24,0
36,1 28,0
21,4
21,3 после водонасыщения 15,2 19,2
15,3
15,6
31,1 22I7
0,72
Коэффицнент водо- . стойкости . 0,72
080 086 081
0,73
Составитель Е. Горлов
Редактор Г. Безвершенко Техред М.Коштура Корректор Е.Рошко
Заказ 2049/41
Предел прочности при сиатии при
200Су,кг/см2
Вянущее, приготовленное по известному способу
Тираюк 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретейий и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Уигород, ул. Проектная, 4