Способ управления гидравлическим прыжком в водосбросном сооружении с концевым трамплином

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИД- РАВЛИЧЕСКИМ ПРЫЖКОМ В ВОДОСБРОСНОМ СООРУЖЕНИИ С КОНЦЕВЫМ ТРАМПЛИНОМ, включающий отгон гидравлического прыжка и пропуск потока с расчетной энергией, отличающийся тем, что, с целью уменьшения размыва русла в нижнем бьефе и недопущения продолжительного воздействия больших гидродинамических нагрузок на сооружение, отгон прыжка осуществляют путем уменьшения угла наклона трамплина с последующим увеличением угла до расчетного

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(Я) Е 02 В 806

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, - К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3313349/29-15 (22) 03.07.81 (46) 23.03.83. Бюл. № 11 (72) Е. И. Дубинчик и 1О. В. Тимошенко (71) Среднеазиатское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» им. С. Я. Жука (53) 627.838 (088.8) (56) 1. Чугаев P. P. Гидравлика. Л,, 1975, с. 287 — 284.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2934305/29-15, кл. Е 02 В 8/06, 1980.

„„SU„„1006587 A (54) (57) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИД-

РАВЛИЧЕСКИМ ПРЫЖКОМ В--ВОДОСБРОСНОМ СООРУЖЕНИИ С КОНЦЕВЫМ ТРАМПЛИНОМ, включающий отгон гидравлического прыжка и пропуск потока с расчетной энергией, отличающийся тем, что, с целью уменьшения размыва русла в нижнем бьефе и недопущения продолжи- тельного воздействия больших гидродинамических нагрузок на сооружение, отгон прыжка осуществляют путем уменьшения угла наклона трамплина с последующим увеличением угла до расчетного.

1006587

Составитель Л. Кудашкина

Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Заказ 2066/46 Тираж 671 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к способам управления гидравлическим прыжком в водосбросных сооружениях с концевым трамплином.

Известен способ управления гидравлическим прыжком в водосбросном сооружении с концевым трамплином, включающий пропуск потока с энергией, превышающей энергию расчетного потока (1).

Известен способ управления гидравли- 10 ческим прыжком в водосбросном сооружении с концевым трамплином, включающий отгон гидравлического прыжка и пропуск потока с расчетной энергией (2).

Недостатком известных способов является то, что из-за долговременного пропуска потока с повышенной энергией происходит размыв русла в нижнем бьефе.

Цель изобретения — уменьшение размыва русла в нижнем бьефе и недопущение продолжительного воздействия больших гид- 2О родинамических нагрузок на сооружение.

Указанная цель достигается тем, что отгон прыжка осуществляют путем уменьшения угла наклона трамплина с последующим. увеличением угла до расчетного.

На фиг. 1 изображено водосбросное уст- 25 ройство, осуществляющее способ, гидравлический прыжок надвинут, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, при пропуске потока с повышенной энергией, прыжок отогнан; на фиг. 3 — то же, при пропуске потока с расчетной энергией, прыжок отогнан.

Пропуск потока с расчетной энергией осуществляют открытием затвора 1, установленного в конце подводящего участка водосброса 2, который открывают на величину Ь,обеспечивающую пропуск заданного расхода Q. При этом перед тамплином 3 возникает гидравлический прыжок 4. Для предотвращения продолжительного воздействия гидравлического прыжка 4 на сооружение затвор 1 остается в прежнем положении, а угол оср наклона рабочей поверхности тамплина 3 уменьшают до значенияа1 на величину, обеспечивающую отгон гидравлического прыжка 4 за пределы сооружения.

После отгона гидравлического прыжка 4 уголА,увеличивают до прежнего расчетного значения d1. При этом гидравлический пры.жок 4 вновь не возникает в пределах сооружения, сколь длительно бы оно не эксплуатировалось, Таким образом, предлагаемый способ позволяет уменьшить размыв русла в нижнем бьефе и не допустить воздействия больших гидродинамических нагрузок на сооружение.