Привод рабочего органа роторного экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРИВОД РАБОЧЕГО ОРГАНА РОТОРНОГО ЭКСКАВАТОРА, включающий приводной вал с установленными на нем приводными шестернями, взаимодействующими с рейками ротора и уравнительный механизм, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности в работе., уравнительный механизм выполнен из установленных на .приводном валу с возможностью осевого перемещения гаек с противоположным направлением резьбы, а каждая приводная шестерня снабжена закрепленным на ней поводком, уста новленным с возможностью взаш-годействия с гайками, при этом гайки имеют ограничители хода, выполненные в . виде упругих элементов.,., (Л « О) to ISD
„„SU„„ 1006622 А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5Н E 02 F 3/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3404066/29-03 (22) 16.10.81 (46) 23.03.83. Бюл. 9 11 (72) 3.A.Êàçèìèð÷åíêî, С.И.ларин, Г.Н.Романов, Н.П.Дырда, A.Ñ.И1ацкий и Е.A.Ïîäãîðáóíñêèé (71) Горловский филиал Донецкого политехнического института (53) 621.879.48(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 347407, кл. Е 02 F 3/24, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
9 422820, кл. Е 02 F 3/24, 1972 (прототип). (54)(57) ПРИВОД РАБОЧЕГО ОРГАНА POTOPHOIО 3КСКАВАТОРА, включающий приводной вал с установленными на нем приводными шестернями, взаимодействующими с рейками ротора„ и уравнительный механизм, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности в работе., уравнительный механизм выполнен из установленных на .приводном валу с возможностью осевого перемещения гаек с противоположным направлением резьбы, а каждая приводная шестерня снабжена закрепленным на ней поводком, установленным с возможностью взаимодействия с гайками, при этом гайки имеют ограничители хода, выполненные в . виде упругих элементов.
1006622
На фиг.l изображен привод рабочего органа, общий вид; на фиг.2— узел 1 на фиг.l (уравнительный механизм, общий вид); на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2. 55
Привод рабочего органа роторного экскаватора включает приводной вал
1, установленный в подшипниковых опорах 2. На валу 1 посредством вкладышей 3, образующих подшипники 60 скольжения, установлены приводные шестерни 4, взаимодействующие с рейками 5 ротора 6. Ротор 6 опирается на роликоо торы 7. В осевом направлении каждая шестерня 4 фиксируется
Изобретение относится к землеройным машинам непрерывного действия, в частности к конструкциям приводов рабочих органов роторных экскаваторов.
Известен привод рабочего органа роторного экскаватора, включающий приводные шестерни, взаимодействующие с зубчатыми рейками ротора и уравнительный механизм с ведущими звездочками цепных передач 11).
Недостатком данного привода является то, что уравнительный механизм размещен за пределами рабочего органа, что ведет к увеличению габаритных размеров привода и 15
его сложности..
Наиболее близким техническим решением к изобретению является привод рабочего органа роторного экскаватора, включающий приводной вал Я с.установленными на нем приводными шестернями, взаимодействующими с рейками ротора, и уравнительный механизм (2).
В связи с тем, что уравнительный механизм расположен между приводными шестернями, привод, исходя из условий прочности, имеет большой размер в поперечном сечении. При этом снижается надежность работы привода.
Целью изобретения является повышение надежности в работе.
Поставленная. цель достигается тем, что в приводе рабочего органа ро- 35 торного экскаватора, включающем приводной вал с установленными на нем приводными шестернями, взаимодействующими с рейками ротора, и . уравнительный механизм, последний . выполнен из установленных на приводном валу с воэможностью осевого перемещения гаек с противоположным направлением резьбы, а каждая приводная шестерня снабжена закрепленным, на ней поводком, установленным 45 с возможностью взаимодействия с гайками, при этом гайки имеют ограничители хода, выполненные в виде упругих элементов. кольцевым буртом вкладыша 3 и шайбой 8 °
С наружных (относительно ротора 6) сторон приводных шестерен 4 установлены механизмы 9 и 10. Механизм 9 выполнен следующим образом.
С наружной. стороны шестерни 4 закреплены поводком 11, взаимодейству. ющйм с гайкой 12. Гайка 12 размещена на винтовой втулке 13, которая в свою очередь. посредством шлицевого соединения связана с приводным валом 1. Гайка 12 установлена с возможностью осевого перемещения вдоль поводков 11 относительно шестерни 4.
При этом винтовое соединение гайки 12 со втулкой 13 выполнено несамотормозящимая. . На цилиндрической поверхности втулки 13 между ее кольцевым буртом и торцовой поверхностью гайки 12 установлена тарельчатая пружина 14.
На шлицевом конце вала 1 расположена цепная полумуфта 15.
Механизм 10 выполнен зеркальным по отношению к механизму 9, т.е., если в механизме 9 гайка 12 и втулка 13 имеют правое направление резьбы, то в механизме 10 — гайка 16 и втулка 17 имеют левое направление резьбы.
Ротор 6 содержит ковши 13 с задними стенками 19.
Привод рабочего органа роторного экскаватора работает следующим образом.
Крутящий момент от двигателя пе! редается через цепную полумуфту 15 на вал 1. Направление крутящего момента по часовой стрелке .(фиг.3) обусловлено .направлением резьбы гаек 12, 16 и втулок 13 и 17.
Вал 1, вращаясь в подшинниковых опорах 2, передает крутящий момент через винтовые втулки 13 и 17 гайкам 12 и 16, соответственно. Далее крутящий момент через поводки 11 передается шестерням 4 и через рейки 5 приводит во вращение ротор 6 с ковшами 18.
При возникновении нагрузки на роторе 6, момент сопротивления нагрузки, превышающий по величине крутящий момент на шестернях 4, передается в обратном порядке на гайки
12 и 16 уравнительного устройства.
При этом обе гайки 12 и 16 перемещаются в осевом направлении в противоположные стороны по винтовым втулкам 13 и 17 соответственно, не теряя контакта с поводками 11 шестерен 4 и сжимая тарельчатые пружины 14 обоих механизмов 9 и 10 уравнительного механизма.
Характеристика тарельчатых пружин 14 такова, что вначале для деформации этих пружин достаточно не1006622
Фие. 2 больших осевых усилий (в сравнении с осевыми усилиями, возникающими от момента сопротивления нагрузки), а с увеличением деформации сжатия пружин сила их сопротивления резко возрастает. Когда сила сопротивления пружин .14 достигает величины осевой силы от момента сопротивления нагрузки, перемещение гаек 12 и 16 по винтовым втулкам 13 и 17, соответственно, относительно поводков ll шестерен 4 прекращается. В результате этого уравнительные механизмы 9 и 10 работают в равновесном состоянии.
Вследствие неточностей в изготов- 15 ленин и сборке ротора 6 всегда имеет место относительное угловое смещение профилей зубьев левой и правой реек 5. Причем величина углового смещения не превышает шага зубьев. Следовательно, в начальный момент работы одна из шестерен 4, например левая, начинает передавать крутящий момент и деформировать тарельчатую пружину 14 своего механизма 9 раньше правой шестерни 4. При этом в зацеплении правой шестерни 4 с соответствующей рейкой 5 имеет место зазор.
Уменьшение этого зазора до минимального достигается предварительно при сборке привода ротора Ь путем перестановки одной из винтовых втулок 13 или 17 в шлицевом соединеии с приводным валом 1.
В процессе деформации тарельчатой пружины 14 гайка 12 перемещается в осевом й.окружном направлениях относительно вала 1. При этом связанная с ней через поводки 11 левая шестерня 4 также поворачивается в окружном направлении относительно вала 1, а следовательно, и относительно правой шестерни 4 механизма 10.
Относительное смещение левой и правой шестерен 4 происходит до полного выбора зазора в зацеплении пра" вой шестерни 4 с рейкой 5.
Установка уравнительных механизмов 9 и 10 с наружных сторон приводных шестерен позволяет увеличить объем ковшей 18 ротора 6 за счет увеличения высоты их задних стенок
19, благодаря воэможности приближения траектории их движения непосредственно к приводному валу 1.
В результате этого достигается повышение производительности экскаватора. указанное выполнение уравнительного механизма обеспечивает повы шение надежности в работе привода.
100бб22
Составитель Л. Котельникова
Редактор А.Шишкина Техред M.Tåïåð . Корректор О. Билак
Заказ 2068/48 Тираж 671 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4