Способ сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб и устройства для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, заключающийся в отрывке траншеи и непрерывно повторяющихся операциях по сборке плетей из труб у бермы на каркасах, имеющих концевые центрирующие поверхности, закрытию стыков труб, укладке плетей в транщею и пристыковке к трубопроводу, закрытию стыка каждой плети с трубопроводом, обратной засыпке с уплотнением грунта и извлечению каркаса тяговым средством, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности сооружаемого трубопровода путем исключения зазоров между трубами при извлечении каркаса и повышении производительности труда, сборку каждой плети на каркасе ведут с выпуском вне плети .центрирующей поверхности этого каркаса, а пристыковку очередной плети к трубопроводу осуществляют по выпущенной центрирующей поверхности каркаса последней пристыкованной плети трубопровода, при i этом каркасы плетей скрепляют между собой с образованием общего протяженного каркаса, большую часть которого периодически извлекают тяговым средством на лоток с упором в свободный конец пристыкованной плети и разбирают.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3294291/29-08 (22) 07.05.81 (46) 23.03.83. Бюл. № 11 (72) И. С. Николодышев (71) Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (53) 621.643 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 804?9?, кл. F 16 L 1/00, 1978.

2. Костяков А. Н. Основы мелиорации.

М., Сельхозгиз, 1951, с. 565 (прототип). (54) СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА ИЗ КОРОТКОМЕРНЫХ ТРУБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, заключающийся в отрывке траншеи и непрерывно повторяющихся операциях по сборке плетей из труб у бермы на каркасах, имеющих

„„80„„1006845 А з(р F 16 L 1/02//Е 03 F 3/06; Е 02 Г 5/10 концевые центрирующие поверхности, закрытию стыков труб, укладке плетей в траншею и пристыковке к трубопроводу, закрытию стыка каждой плети с трубопроводом, обратной засыпке с уплотнением грунта и извлечению каркаса тяговым средством, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сооружаемого трубопровода путем исключения зазоров между трубами при извлечении каркаса и повышении производительности труда, сборку каждой плети на каркасе ведут с выпуском вне плети .центрирующей поверхности этого каркаса, а пристыковку очередной плети к трубопроводу осуществляют по выпущенной центрирующей поверхности каркаса последней пристыкованной плети трубопровода, при

:этом каркасы плетей скрепляют между собой с образованием общего протяженного каркаса, большую часть которого периодически извлекают тяговым средством на лоток с упором в свободный конец пристыкованной плети и разбирают.

1006845

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью механизации работ при сохранении устойчивости лотка, в качестве тягового средства применяют лебедку, при этом свободный конец лотка пригружают.

3.. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в качестве лебедки и пригруза лотка применяют автономную лебедку, располагаемую на свободном конце лотка.

4. Способ по пп. и 2, отличающийся тем, что, в качестве лебедки применяют лебедку строительного крана, а в качестве пригруза — балластный блок.

5. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в качестве лебедки применяют лебедку строительного крана, оголовок стрелы которого связывают со свободным концом лотка посредством распорной колонны.

6. Устройстно для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающее набор полых цилиндрических каркасов, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности труда путем обеспечения возможности извлечения из трубопровода одновременно нескольких каркасов, каждый из последних составлен из скрепленных между собой и последовательно расположенных формирующей и центрирующей меньшего диаметра частей, а каркасы между собой связаны самозапорными, вручную открываемыми замками, при

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении горизонтального дренажа в водонасыщенных грунтах, Известен способ сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, заключающийся в монтаже труб в плети у бермы траншеи со скреплением труб между собой, переносе плетей в траншею, сборке в трубопровод и засыпке, при этом скрепление труб в каждую плеть производят ее продольной обтяжкой струнами, которые устанавливают и напрягают перед переносом плети и демонтируют после ее частичной засыпки (1).

Однако, обеспечивая исключение образования зазоров между трубами, способ неприменим для сооружения трубогровода из короткомерных безраструбных труб, поскольку не предусматривает надежного скрепления плетей и исключение зазоров между ними.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ сооружения

2О этом формирующая часть каждого каркаса снабжена внутри нее расположенной щеколдой замка в виде поворотного в продольной плоскости маятника и ограничителя его поворота в сторону свободного торца формирующей части каркаса и выполнена с отверстием для ручного, открывающего замок, поворота маятника, а центрирующая часть снабжена прикрепленным к ее свободному торцу зацепом замка, выполненным в виде горизонтально расположенной скобы с окном, длина которого более длины маятника.

7. Устройство для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающее связанный с тяговым средством и периодически соединяемый с торцом каркаса канат, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда путем обеспечения возможности применения и извлечения по сборочным частям протяженного составного каркаса, устройство снабжено несущим канат приемным лотком с длиной более длины сборочной части протяженного каркаса, имеющим сквозные фланцы по концам, на одном из которых укреплен наружный козырек для центрирования лотка по поверхности последней пристыкованной плети при упоре в нее, а на другом — вне лотка вертикально установлен обводной блок для проводки каната к тяговому средству. подземного трубопровода из короткомерных труб, заключающийся в отрывке траншеи и непрерывно повторяющихся операциях по сборке плетей из труб у бермы траншеи на каркасах, имеющих концевые центрирующие поверхности, закрытию стыков труб каждой плети, укладке их в траншею и пристыковке к трубопроводу, закрытии стыка каждой плети с трубопроводом, обратной засыпке плети с уплотнением грунта и извлечению каркаса тяговым средством (2) .

Недостатками известного технического решения является низкая производительность труда и отсутствие возможности исключить образование зазоров между трубами при обратной засыпке и извлечении каркаса, в результате чего эксплуатационная надежность построенного трубопровода остается невысокой.

Целью изобретения является повышение производительности труда при сооружении трубопровода и повышение его эксплуатационной надежности путем исключения об1006845

3 разования зазоров между трубами при обратной засыпке и извлечении каркаса.

Цель достигается тем, что согласно способу сооружения подземного трубопровода мз короткомериых труб, заключающемуся в отрывке траншеи и непрерывно повторяющихся операциях по сборке плетей из труб у бермы на каркасах, имеющих концевые центрирующие поверхности, закрытию стыков труб, укладке плетей в траншею и пристыковке к трубопроводу, закрытию стыка каждой плети с трубопроводом, обратной засыпке с уплотнением грунта и извлечению каркаса тяговым средством, сборку каждой плетй на каркасе ведут с выпуском вне плети центрирующей поверхности этого каркаса, а пристыковку очередной плети к трубопроводу осуществляют по выпущенной центрирующей поверхности каркаса последней пристыкованной плети, при этом каркасы плетей скрепляют между собой с образованием общего протяженного ка) каса, большую часть которого периодически извлекают тяговым средством на лоток с упором в свободный конец пристыкованной плети и разбирают.

Кроме того, с целью обеспечения возможности извлечения общего каркаса, на лоток механическим тяговым средством, в качестве последнего используют лебедку, при этом свободный конец лотка пригружают и осуществляют это в следующих вариантах: автономную лебедку располагают на свободном конце лотка; в качестве лебедки используют лебедку строительного крана, оголовок стрелы которого связывают со свободным концом лотка распоркой; в качестве лебедки используют лебедку строительного крана, а в качестве пригруза балластный груз.

Известно устройство для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающее обтягивающие трубные плети струны (1) .

Однако, обеспечивая повышение производительности труда за счет укрупнения труб в плети, устройство неприменимо для сооружения трубопровода из короткомерных труб, поскольку не обеспечивает надежного скрепления плетей и исключение зазоров между ними.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для сооружения подвемного трубопровода из короткомерных труб, -включающее набор полых цилиндрических каркасов (2).

Недостатком известного технического решения является невозможность извлечения из трубопровода одновременно нескольких каркасов, в результате чего каркасы извлекают поочередно из каждой плети, что снижает производительность труда.

Целью изобретения является повышение производительности труда путем обеспече5

35 ю

4 ния возможности извлечения из трубопровода одновременно нескольких каркасов.

Цель достигается тем, что в устройстве для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающем набор полых цилиндрических каркасов, каждый из каркасов составлен из скрепленных между собой и последовательно расположенных формирующей и центрирующей меньшего диаметра частей, а каркасы между собой связаны самозапорными, вручную открываемыми замками, при этом формирующая часть каждого каркаса снабжена внутри нее расположенной щеколдой замка в виде поворотного в продольной плоскости маятника и ограничителя его поворота в сторону свободного торца формирующей части каркаса и выполнена с отверстием для ручного, открывающего замок, поворота маятника, а центрирующая часть снабжена прикрепленным к ее свободному торцу зацепом замка, выполненным в виде горизонтально расположенной скобы с окном, длина которого более длины маятника.

Известны также устройства для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, выполненные в виде стрелового крана (1).

Однако, обеспечивая высокую производительнесть труда, устройство без вспомогательных средств неприменимо для сооружения трубопровода из монтируемых на каркасах короткомерных труб, поскольку не обеспечивает извлечение каркасов.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающее связанный с тяговым средством и периодически соединяемый с торцом каркаса канат (2).

Недостатком известного технического решения является невозможность применения и извлечения по частям протяженного составного каркаса, в результате чего применяют отдельные каркасы и их извлекают поочередно из каждой плети, что снижает производительность труда.

Целью изобретения является повышение производительности труда путем обеспечения возможности применения и извлечения по сборочным частям протяженного составного каркаса.

Цель достигается тем, что устройство для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб, включающее связанный с тяговым средством и периодически соединяемый с торцом каркаса канат, снабжено несущим канат приемным лотком с длиной более длины сборочной части протяженного каркаса, имеющим сквозные фланцы по концам, на одном из которых укреплен наружный козырек для центрирования лотка по поверхности последней пристыкованной плети при упоре

1006845 в нее, а на другом — вне лотка установлен отводной блок для проводки каната к тяговому средству.

На фиг. 1 и 2 изображены устройства для сооружения трубопровода в сборе друг с другом, боковой вид и план; на фиг. 3— одно из механических тяговых средств, обеспечивающих реализацию способа.

Первое из устройств для сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб включает набор из полых цилиндрических каркасов, каждое из которых размешено внутри плети 1 короткомерных труб и составлено из скрепленных между собой сваркой и последовательно расположенных формирующей 2 и центрирующей 3 меньшего диаметра частей. Каркасы между собой связаны самозапорными и вручную открываемыми замками, при этом формирующая часть 2 каждого каркаса снабжена внутри нее расположенной щеколдой замка в виде поворотного в продольной плоскости маятника 4 и ограничителя 5 его поворота в сторону свободного торца формирующей части каркаса и выполнена с отверстием 6 для ручного открывающего замок поворота маятника 4, а центрирующая часть 3 каркаса снабжена наружно прикрепленным к ее свободному торцу зацепом замка, выполненным в виде горизонтально расположенной скобы 7 с окном 8, длина которого более длины маятника 4.

Второе из устройств для сооружения подземного трубопровода включает связанный с тяговым средством (фиг. 3) и периодически соединяемый с торцом каркаса вилкой 9, канат 10 и несущий этот канат приемный лоток 11 на опорах 12, имеющий длину более длины одного звена каркаса. Лоток

11 имеет сквозные фланцы 13 и 14 по концам, на одном из которых укреплен наружный козырек 15 для центрирования лотка по поверхности плети. 1, а на другом-вне лотка вертикально установлен обводной блок

16 для проводки каната 10 к тяговому средству и работы последнего на упоре в свободный конец пристыкованной плети.

В соответствии со способом сооружения подземного трубопровода из короткомерных труб отрывают траншею 17 и на ее уступе 18 непрерывно повторяют следующий ряд операции. Сначала у бермы траншеи на козлах производят надевание короткомерных трубок на формирующую часть 2 каркаса с образованием плети 1, при этом вне плети в качестве выпуска оставляют центрирующую часть 3. Затем производят закрытие стыков труб и укладку в траншею 17 плети с последующей пристыковкой к трубопроводу и центрированием по выпроизводится поворот в горизонтальное положение маятника 4, в результате чего замок становится раскрытым. После этого сборочную каркасную часть извлекают из лотка и приступают к извлечению всех остальных, кроме последнего, который оставляют с выпуском центрирующей поверхности. После этого цикл сооружения повторяется.

Для исключения подъема свободного кон40 ца лотка 11 или его смещения при работе тягового средства этот свободный конец . пригружают либо весом лебедки, если она автономна, либо весом балластного груза, если в качестве лебедки применена лебедка стрелового крана 20, либо весом стрелы

45 последнего, для чего между оголовком стрелы и лотком располагают распорку 21.

5

1$

6 пущенной центрирующей поверхности 3 последнего каркаса, находящегося в трубопроводе. Для центрирования производится надевание формирующей части 2 пристыковываемого каркаса на центрирующую часть

3 предшествовавшего звена. При йадевании происходит отклонение маятника 4 самозапорного замка этих двух каркасов в горизонтальное положение на упоре в носок скобы 7 зацепа замка, а затем его поворотное падение в окно 8 скобы и занятие вертикального положения (фиг. 1) на упоре в ограничитель 5.

После завершения сборки указанным образом нескольких плетей короткомерных труб со связыванием отдельных каркасов в протяженный составной каркас производят засыпку построенного участка трубопровода с уплотнением грунта и приступают к частичному извлечению протяженного каркаса из трубопровода. Для этого за проушины 19 в траншею опускают приемный лоток

11 и устанавливают его в упор в свободный конец последней пристыкованной плети 1 с центрированием козырька 15 лотка по поверхности плети. К свободной и снаружи находящейся скобе 7 зацепа замка вилкой

9 подводят связанный с тяговым средством канат 10 и производят циклическое извлечение протяженного каркаса с шагом извлечения, равным длине его сборочной части. Извлеченное в приемный лоток 11 звено освобождают от каната и в нем специальным крючком вручную через отверстие 6

Таким образом, в результате возможности связи каркасов плетей между собой и образования общего протяженного каркаса повышается производительность труда, а благодаря улучшению центровки повышается качество работ и эксплуатационная надежность сооруженного трубопровода.

1006845

Al2. 5

Составитель Ю. Дудоладов

Редактор С. Патрушева Тсхред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 2092/59 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4