Устройство червячной передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Л 1()0788
Класс 47h, 21
47h, 3
СССР
"aequi
11
- 1 :0 . Х}1,,; ., 7 / 1
"- 1 г11 ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В. В. Уцеховский
УСТРОЙСТВО ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Заявлено 23 ноября 1954 r. за ."1а 10699/450016 в Министерство гранспортного машиностроения CCCP
Червячные передачи для преобразования относительно быстрого вращения, приводного вала в относитель но медленное поступательное движение штока известны. Такие передачи имеют приводной вал, снабженный червячной винтовой нарезкой, под1вижный в осевом направлении шток, предохраненньш от вращения шпонкой и снабженный винтовой нарезкой, и червячное колесо, сочленен ное с червячной винтовой нарезкой приводного вала, причем ступица червячного колеса снабжена внутрен ней винтовой,нарезкой, сочлененной с винтовой нарезкой штока.
Целью изобретения является обеспечение в такой передаче возможности сообщения штоку поступательного движения от любого из двух независимых один от другого и постоянно включенных приводов.
Для этого в устройстве согласно изобретению шпонка расположеHH в ступице второго червячного колеса, сочлененного с червячной винтовой нарезкой второго приводного вала.
На фиг. 1 изображен разрез предлагаемого устройства по диаметраль ной плоскости штока; на фиг. 2— деталь устройства; на фиг. 3 — второй вариант устройства в разрезе.
Г1риводяой вал 1 снабжен червячной винтовой нарезкой, сочлененной с червячным колесом 2. Ступица <олеса 2 снабжена внутреннеи винтовой нарезкой, сочлененной с винтовой нарезкой подвижного в осевом направлении штока 8. Второй Hp}fвод ной вал 4 снабжен червячной вин товой нарезкой, сочлененно" со вторым червячным колесом 5, втулка ко то рого надета на шток 8 свободно.
В гнезде ступицы колеса 5 расположена штифтовая шпонка 6, конец которой входит в ц|поночную канавку 7 штока 8. Шток 8 снабжен, кроме шпоночной канавки, кольцевымп проточками 8 и 9, сообщающимися с концами канавки 7, как показано на фиг. 2.
Шпонка 6 прижимается к дну канавки 7 пружиной 10. Червячные колеса предохранены от движения вдоль оси штока буртами корпуса 11.
При вращении приводного вала 1 и при неподвижном привод ноя вале
4 шток 8 удерживается от вращения ппонкой 6 и вращение червячного колеса 2 сообщает штоку 8 поступательное движение вдоль оси.
При неподвижном приводном вале 1 и при вра1цении приводного вала 4 шток 8 приводится во вращение червячным колесом 5, а так как червячное колесо 2 неподвижно, то и в этом случае штоку 8 сообщается так же и поступательное движение вдоль
М 100788 оси. Шпонкя б заходит в кольцевую проточку 0 или 9 при достижении штоком 8 крайнего положения.
В то м случае, если требуется предохранить шток от вращения при сообщении ему поступательного движения от любого из двух приводов, при меняется вариант устройства, изображенный на фиг. 3.
Этот вариант отличается тем, что на шток 8 свободно надета втулка 12, сочлененная с ним посредством двух упорных шарикоподшипников 18 и
14, расположенных с обеих сторон от бурта 15 штока 8. Втулка 12 и меет шпоночную канавку для шпонки 6 червячного колеся 5. Кроме того, «тулка снабжена винтовой нарезкой для сочленения с че13вячным колесом 2.
Шпонка 1б, входящая в пазы корIIvcH 11 штока 8, предотвращает его врашение.
Работа варианта по фиг. 3 ясна из сказа нного выше.
Предмет изобретения
1. Устройстьо червячной передачи для преобразования относительно быстрого вращения приводного валя в от:юсительно медленное поступательное движение штока, заключающее «себе приводной вал, снабжениый червячной винтовой нарезкой, подвижный в осевом направлении шток, предохраненный от вращения шпанкой и снабженный винтовой нарезкой, и червячное колесо, сочленен ное с червячной винтовой нарезкой приводного валя, причем ступица червячного колеса снабжена внутрен ней винтовой на резкой, сочлененной с винтовой нарезкой штока, о тл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности сообщения штоку поступательного движения от, обого из д«ух независимых одинот другого и постоянно включенных приводов, японка расположена « ступице надетого ня шток второго червячного колеся, сочлененного с червячной ьинтовой нарезкой второго приводного вала.
2. Устройство по и. 1, о тл и ч я ющ е е с я тем, что,,с целью предохранения штока от вращения при работе второго приводя, шток сочлегген шпоночным соединением с неподвижным корпусом, я в сочленении первого и второго червячных колес со штоком применена промежуточная надетая на шток втулка, свободно вращающаяся на штоке, причем шток снабжен буртом, входящим в соответствующую внутреннкно кольцевую канавку втулки.
Фиг. 2
Фиг. 3
f0, t/2 (Фиг, 1 ю ( (0 /3,, |/5 3 fb
Л 1ЭО788