Отопитель кузова транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОТОГШТЕЛЬ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРВДСТВА, сопержащий теплообменник, имеющей две цилинарические концентрично установленные обечайки, полость между которыми соецинена циркуляционным контуром жидкого теплоносителя с радиатором, размещенным в кузове транспортного срецства и расположенным выще указанного теплообменника , а полость внутренней обечайки входным и выходным патрубками сообщена со снабженной глущителем шума выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы, упомянутые патрубки установлены относительно внут ренней обечайки тангенциально, а выходной патрубок подсоединен к выхлопной трубе за глушителем шума.
СОКИ СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„.Я(3„„! 00801 7 дц В 60 Н 1/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3377 463/27-1 1 (22) 08,01.82 (46) 30.03.83. Вюл. 24 12 (72) М. 3. Гафаров и Г. Е. Гатальский (53) 629.113.06,628.81 (088.8) (56) 1. Патент США М 1981011, кл. 237-12.3, 1934 (прототип). (54) (57) ОТОПИТЕЛЬ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, соцержаший теплообменник, имеюшей цве цилинп рические концентрично установленные
- обечайки, полость межпу которыми соецинена циркуляционным контуром жицко го теплоносителя с рациатором, размешенным в кузове транспортного срецства и расположенным выше указанного теплообменника, а полость внутренней обечайки вхоцным и BbIxoQHbIM пагрубками сообшена со снабженной глушителем шума выхлопной трубой цвигателя внутреннего сгорания,отличаюшийся тем, что, с целью повышения нацежности и эффективности работы, упомянутые пат» рубки установлены относительно внут ренней обечайки тангенциально, а BblxoB» ной патрубок поцсоецинен к выхлопной трубе за глушителем шума.. 1 1008
Изобретение относится к rpaícïîðãному машиностроению, а именно к системам отопления кузовов транспортных средств.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является отопитель кузова транспортного средства, содержащий теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, полость между которыми сое- 1О динена циркуляционным контуром жидкого теплоносителя с радиатором, размешенным в кузове транспортного средства и расположенйым выше указанного теплообменника, а полость внутренней обечай- 15 ки входным и выхопным пагрубками сообщена со снабженной глушителем шума выхлопной трубой двигателя внутреннего .сгорания, причем упомянутые патрубки подсоединены к выхлопной трубе перед ро глушителем (1) .
При прохождении выхлопных газов (первичный теплоноситель) по внутренней обечайке жидкий (вторичный) теплоноситель в полости между обечайками уу нагревается и за счет естественной конвекции поступает в радиатор кузова для его обогрева. Затем, охлапившись, вторичный теплоноситель возвращается обратно в теплообменник на нагрев, и цикл повторяется.
Недостатком известного устройства является пониженная эксплуатационная надежность и эффективность работы, обусловленная тем, что вследствие прямолинейного движения первичного теплоно35 сителя (выхлопных газов) по полости внутренней ооечайки на ее стенках отлагается нагар, ухудшающий теплопере« дачу от первичного к вторичному тепло46 носителю. При этом повышается и сопротивление проходу выхлопных газов из-за уменьшения проходного сечения полости внутренней обечайки вследствие осевшего нагара.
Цель изобретения - повышение надеж45 ности и эффективности работы устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в отопителе, содержащем теплообменник, имеющий две цилиндрические концентрично установленные обечайки, полость между которыми сообщена циркуляционным контуром жидкого теплоноси» теля с радиатором, размещенным в кузове транспортного средства и расположен» ным выше укаэанного теплообменника, а полость внутренней обечайки входным и выходным патрубками сообщена со снабженной глушителем шума выхлопной тру-.
017 2 бой двигателя внутреннего сгорания, упомянутые патрубки установлены отно сительно внутренней обечайки тангенци ально, а выходной патрубок подсоепинен к выхлопной трубе за глушителем шума.
На фиг. 1 схематично изображена компоновка отопителя на транспортном средстве, вип сбоку; на фиг. 2 — то же, вип сверху; на фиг. 3 «схема движения потока выхлопных газов по полости myr» ренней обечайки; на фиг. 4 - вид сверху на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 3> на фиг. 7» разрез В-B на фиг. 3.
Отопитель кузова транспортного сред ства содержит теплообменник 1, имеющий пве цилиндрические концентрично усгановленные обечайки 2 и 3, полость между которыми соединена циркуляционным кон» туром жидкого теплоносителя с радиатором 4, размещенным в кузове транспор-.ного средства (не показан) и расположенным выше теплообменника l. В циркуляционный контур включены трубопровод 5 пля отвода от теплообменника 1 горячего вторичного теплоносителя в расширительный бак 6, трубопровод 7, соединяющий бак 6 с радиатором 4, и трубопровод 8, соединяющий радиатор 4 с теплообменником l.
Полость внутренней обечайки 3 вход ным 9 и выходным 10 тангенциальными патрубками и трубопроводами 11 и 12 сообщена с выхлопной трубой 13 двигателя внутреннего сгорания (не показан), оборудованной глушителем 14 шума.
Причем входной патрубок 9 подсоединен к трубе. 13 перец глушителей 14 шума, а выходной патрубок 10 за трубой 13, Подсоединение патрубков к выхлопной трубе осуществляется с помощью тройни ков 15 и 16. Тройник 15 оснащен регу» лируемой заслонкой 17 пля изменения количества выхлопных газов через тепло» обменник 1, Отопитель кузова транспортного средства работает следующим образом.
При прохождении выхлопных газов (первичный теплоноситель) по полости внутренней обечайки 3 вторичный теплоноситель в полости между обечайками 2 и 3 нагревается и за счет ес тественной конвекции поступает через трубопровод 5, расширительный бак 6 и трубопровод 7 в радиатор 4 для обогрева кузова. Затем, охлапившись в рапиа торе 4, вторичный теплоноситель по грубопроводу 8 возвращается в теплообменник 1, и цикл повторяется.
3 1008017 что также способствует интенсивному
Выхлопные газы при расюге двигателя зак иванию в ней потока первичного. внутреннего сгэрания поступают в полость руч
1 теплоносителя. обечайки 3 по тангенциально усгановленУстановка патрубков относительно ному патрубку 9 и вследствие этого со обечайки тангенциальна., а подсоединение вершают врашагельное движение в это полости, r.е. поток газов движется тур- патрубка к выхлопной трубе за глушите расположение натру ка б 10) Интенсивное тенсивно удалять нагар с внутренней по закручивание потока газов снижаег о аег об- верхносги обечайки 3, что в свою оче разование нагара. ри этом всл
П г м вследствие 19 редь повышает надежность и эффекгив ость работы оглпигеля за счет его выхода выхлопных газов из полости обечайки в участок выхлопно rpy ы и б 13 самоочисгки и улучшения теплопередачи ог первичного к вторичному геплоноси за глушителем (в зону пониженного давления основного потока выхлопных гелю. газов идуших по выхлопной трубе} сни- 15 Самоочистка or нагара уйрощает газов, идуших п жаегся сопротивление потоку выхлопных эксплуатационное обслуживание огопи газов в полости внутренней обечайки 3, геля.
1008017
1008017
mul
РФ/ б М моаим
Составитель B. Михайлов
Рецактор О. Сопко ТехрецЖ.КастелевичКорректор Л. Бокшан
Заказ 2222/23 Тираж 673 Поцписное
ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по целам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ц 4/8
Филиал ППП ".Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4