Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОРОВКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СгеДСТВА, соцержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых ряаов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфт-ы на входном валу для связи последнего с упомянутыми ьедущими шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспредепителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источником давления и соответствующими управляющими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозицй- .онного гиароаппарата, два ахоаа когорого связаны магистралями с соогвегсгвующими выходами гидрораспрецелигеля, и aai чика огносигельной угловой скорости веауших и ведомых частей .фрикционной муф гы включения низшей передачи с орханом управления, кинематически связанными с органом управления упомянутого гицроаппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на упомянутый цатчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде вин-, товой пары, один элемент которой связан W с входным валом, а другой - с ведущей шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого датчика , при этом передаточное отношение кинематическсй связи ведущих частей фрикционной первой передачи с первым элементом датчика болыле, чем передаточное отношение кинематической 00 связи ведомых частей той же муфты со о вторым элементом датчика. ts3 ;О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

f ()9) (И) 3(Я) В 60 К 17/О&; В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ ! j "1 ВАЩщ „

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,.

Н АВ1 ОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 2945612/27-1 1 (22) 18.06.80 (46 ) 30.03. 83. Бюл, № 1 2 (72) К. Я. Львовский, А, М. Савин и И. А. Якименко

k© (53) 629,113-5.85.1;585.2(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2361553/27-11, кл. В 60 К 17/10, 20.05.76. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая вхоцной и параллельный ему выхацной валы, цве пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни когорых свободно установлены на входном валу, цве фрикционные муфты на вхоц ном валу цля связи последнего с упомя нутыми вецущими шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гицрораспрецелителя, вхоц и цва выхода которого соответственно связаны магистралями с источником цавления и соответсгвуюшими управляю- щими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого цвухпозици.онного гицроаппарата, цва входа которого связаны магистралями с соответствующими выходами гицрораспрецелителя, и цап чика относительной угловой скорости вецуших и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей перецачи с органом управления, кинематически связанными с органом управления упомянутого гицроаппарата, î r л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на упомянутый датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым ряцом постоян ного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в вице вин- д товой пары, один элемент которой связан Е с входным валом, а цругой - с ведущей шестерней цополнительного зубчатого ряца и органом управления упомянутого датчика, при этом перецаточное отношение кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой перецачи с первым элементом цатчика больше, чем <, перецаточное отношение кинематической (© связи вецомых частей той же муфты со QQ вторым элементом цатчика. 4Р

1, 10080

Изобретение относится к машиностро» ению, а более конкретно к коробкам пе редач транспортных средств.

Известна коробка перецач транспорт . ного срецства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацеп ления, ведущие шестерни которых свобоцно установлены на вхоцном валу, две фрикционные муфты на входном валу 16 цля связи послецнего с упомянутыми ведущими шестернями, и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспрецелителя, ахоп и цва выхоца которого соответственно связаны 1В магистралями с источником цавления и соответствующими управляющими полостями cHJloBbK цилинцров фрикционных

Муфт, управляемого цвухпозиционного гицроаппарата, цва входа которого свя- 9 .заны магистралями с соответствующими выходами гицрораспределителя, и цатчика

;относительной угловой скорости вецущих и ведомых дисков фрикпионной муфты -включения низшей передачи с органом И управления, кинематически связанным с органом управления упомянутого гицро аппарата Р 1 .

Недостатком известной коробки перецач является то, что в ней датчик отно- Эа сительной угловой скорости цисков установлен в основной силовой цепи, передающей полную мощность двигателя. Он выполнен в вице косозубой шестерни, установленной в низшей перецаче коробки

N передач с возможностью осевого перемещения. Сигнал о снижении относительной угловой скорости цисков gd нуля цатчик дает после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптиЩ мального момента времени подачи сигнала н приводит к увеличению работы буксования фрикционной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальнь м вариантом разгона.

43 . Цель изобретения - повышение долговечности путем исключения воздействия на упомянутый датчик нагрузок.

Поставленная цель достигается тем, что коробка передач, содержащая входной, и параллельный ему выходной валы, цве йары зубчатых, рядов постоянного зацеп ления, ведущие шестерни которых свобод но установлены на входном валу, цве фрикционные муфты на входном валу цля связи последнего с упомянутыми вецуши ми шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гицрораспрецелителя, вход и два вЬтхода

2О г которого соответственно связаны магистралями с источником цавления и с соответствующими - управляющими полос тями . силовых цилинцров фрикционных муфт, управляемого цвухпозиционного гидроаппарата, два вхоца которого свя заны магистралями с соответствуюшимивыхоцами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты BKJI чения низшей передачи с органом управ ления, кинематически связанным с орга ном управления упомянутого гицроаппа рата, снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый цатчик выполнен в вице винтовой пары, оцин элемент ко торой связан с входным валом, а цругойс ведущей шестерней цополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого цатчика, при этом передаточное отношение кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты пер вой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты со вторым элементом дат- чика.

На чертеже изображена схема коробки передач и системы управления ею.

Коробка передач содержит вецуший вал 1, ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи и 5 и 6 высшей передачи. Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7, имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу 1 выполнена такая же резьба 8, Barr 1 с резьбой 8 и шестерня 7 являются соответственно первым и вторым упомянутыми элементами датчика относительно угловой скорости. Шестерня 7, навинчиваясь на резьбу 8 вала 1 или, наоборот, свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеплении с шестер ней 9, закрепленной на ra 2.

Низшая и высшая перецачи включают ся и выключаются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба 8 вала 1 непосредственно - связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестерню 9, вал 2 и пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфты. Перецаточное отношение от ведущих частей муфты 11 .к первому элементу (резьбе 8) бой 8 шестерня 7; наворачйваясь на резьбу 8 вала 1, перемещается вправо ito валу до схода с-резьбы 8. Дальнейшее перемещение шестерни 7 по валу ограни чивается действием пружины 20, поцжи мающей шестерню 7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо перецается через рычаг 19 на золотник 18, что привоцит к смешению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с ма» гистралями 16 и 14. В результате этого при сообщении магистрали 13 с насо сом (через гидрораспределитель 12) рабочая жицкость будет поступать в обе .муфты 10 и 11. Разгон вала 2 и агре- ., гата будет осуществляться этими цвумя

;муфтами, что обеспечит снижение удельной работы буксования по сравнению с разгоном только на одной низшей пере даче. При разгоне вецомого sana цо определенной угловой скорости шестерня 7 под действием. шестерни 9 начнет вращаться быстрее вала 1 и, поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружи« ной 20, то она навернется на вал 1, двигаясь влево по валу и перемещая вправо золотник 18. С6йдя с резьбы влево, шестерня 7 займет под действием пружины 20 исходное фиксированное положение. При этом золотник 18 разобщит магистрали 13 и 14, что обеспечит .выключение муфты 10 высшей перецачи.

Подбор перецаточного отношения кинематической связи (цетали 3, 4, 2 и 9) or ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет поцобрать оптимальный момент отключения муфты 10 высшей передачи.

При этом выполняющее роль датчика резьбовое соецинение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена.возникновением циркуляции мощности в силовой пе» редаче, Использование изобретения позволит повысить нацежность коробки передач .эа счет уменьшения буксования фрикцион- ных муфт при. разгоне транспортного срец ства.

3 1008020 4 равно единице, a or ее вецомых частей к второму элементу (к шестерне 7) меньше единицы, r.е. при совместном вращении вецуших и ведомых частей муфты 11 второй элемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстрее первого.

Рабочая жидкость подается к муф м там 10 и 11 с помощью гицрораспределителя 12, соединенного магистраля» y, ми 13 и 14 с муфтами. Магистр ли 13 и 14 могут быть сообщены меж цу собой с помощью управляемого asyxпозиционного гицроаппарата 15 и магист ралей 16 и 17. Его золотник 18 связан с помощью рычага 19 с шестерней 7. К рычагу 19 присоецинена пружина 20 и, -привоц,21 управления.

Коробка передач работает следующим образом.

При трогании с места только íà опной низшей- передаче водитель устанав» ливает гидрораспрецелитель 12 в поло жение,.при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой 11 низшей передачи. Золотник 18 под действием пружины 20 и привоца 21 занимает крайнее правое положение, разобшая магистрали 16 и 17, т.е. отключая магистраль 13 or магистрали 14. Благодаря этому включается только оцна муфта 11, чем обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вапа 1 и в про. цессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения.

При трогании с места на низшей .передаче с кратковременным поцключе« нием высшей перецачи водитель (перед троганием с места), воздействуя через привод 21 на рычаг 19, перемешает шес40 терню 7 вправо до контакта резьбы в .ступице шестерни 7. с резьбой 8 вала 1.

Шестерня 7, связанная через шестерню 9

:с валом 2, до начала разгона не враша ется, а вал 1, соединенный с цвигателем, 45 вращается с минимальной частотой. В результате контакта шестерци, 7 с реэь1008020

Составитель С. Белоусько

Рецактор О. Сопко Техрец M.Коштура Корректор Л. Бокшан

Заказ 2222/23 Тираж 673 Поцписное

БНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по целам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгороц, ул. Проектная, 4