Каркас безопасности кабины транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно трактора, содержащий дуги , установленные на остове транспортного средства и образующие с кабиной замкнутый пространственный контур, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности путем обеспечения возможности многократного использования, каждая дуга выполнена из втулочных элементов с плоскими фланцами, перпендикулярными оси контура каркаса в точках их пересечения с последней, и геометрическими осями отверстий , совпадающими с осью контура на участках их сопряжения, при этом указанные элементы нанизаны на гибкое тяговое звено , концы которого соединены с остовом транспортного средства через амортизационно-натяжные устройства. 2.Каркас по п. 1, отличающийся тем, что указанное гибкое тяговое звено выполнено в виде стального каната. 3.Каркас по п. 1, отличающийся тем, что дуги расположены в продольной и поперечной плоскостях. 4.Каркас по п. 1, отличающийся тем, i что, с целью повышения надежности путем исключения относительного перемещения его (Л элементов, и фланцы снабжены фиксаторами в виде, например, противолежащих выступов и впадин. оо о со N

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зов В 60 R 21/02

1 П 1 Еп"1 "

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3239427/27-11 (22) 27.01.81 (46) 30.03.83. Бюл. № 12 (72) В. Б. Смирнов (53) 699.113.011.5/.7 (088.8) ЦРиг t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (58) 1. Авторское свидетельство СССР № 538925, кл. В 60 R 21/02, 1972.

- 2. Патент США № 3473841, кл. 296—

102, опубл. 1969.

3. Авторское свидетельство СССР № 867728, кл. В 60 R 21/02, 1979 (прототип). (54) (57) 1. КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно трактора, содержащий дуги, установленные на остове транспортного средства и образующие с кабиной замкнутый пространственный контур, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения возможности многократного использования, каждая дуга,Л0„„1008034 А выполнена из втулочных элементов с плоскими фланцами, перпендикулярными оси контура каркаса в точках их пересечения с последней, и геометрическими осями отверстий, совпадающими с осью контура на участках их сопряжения, при этом указанные элементы нанизаны на гибкое тяговое звено, концы которого соединены с остовом транспортного средства через амортизационно-натяжные устройства.

2. Каркас по п. 1, отличающийся тем, что указанное гибкое тяговое звено выполнено в виде стального каната.

3. Каркас по п. 1, отличающийся тем, что дуги расположены в продольной и поперечной плоскостях.

4. Каркас по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем Я исключения относительного перемещения его элементов, их фланцы снабжены фиксаторами в виде, например, противолежащих выступов и впадин.

1008034

20

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к каркасам безопасности кабин транспортных средств, преимущественно тракторов.

Известен каркас безопасности кабины трактора, содержащий передние и задние стойки в виде балок, соединенные нижними концами с остовом трактора, а верхними— с поперечиной 11).

Недостатком указанного каркаса безопасности для тяжелых тракторов является его большая металлоемкость ввиду большого сечения элементов для обеспечения расчетной жесткости и ухудшение обзорности.

Известен также каркас безопасности кабины трактора, содержащий замкнутый контур, образованный жесткими стержнями, концы которых соединены с остовом трактора через амортизирующие элементы 12).

Однако данный каркас безопасности деформируется при опрокидывании трактора и не допускает многократного использования.

Наиболее близким к предлагаемому является каркас безопасности кабины транспортного средства, содержащий дуги, установленные на остове транспортного средства и образующие с кабиной замкнутый пространственный контур. Дуги установлены в поперечной плоскости и связаны между собой продольными соединительными деталями 13) .

Недостатками известного каркаса являются его повышенная металлоемкость и невозможность многократного использования.

Цель изобретения — повышение долговечности каркаса путем обеспечения возможности многократного использования.

Для достижения поставленной цели в каркасе безопасности кабины, содержащем дуги, установленные на остове транспортного средства и образующие с кабиной замкнутый пространственный контур, каждая дуга выполнена из втулочных элементов с плоскими фланцами, перпендикулярными оси контура каркаса в точках их пересечения с последней, и геометрическими осями ототверстий, совпадающими с осью контура на участках их сопряжений, при этом указанные элементы нанизаны на гибкое тяговое звено, концы которого соединены с остовом транспортного средства через амортизационно-натяжные устройства.

Указанное гибкое тяговое звено выполнено в виде стального каната.

Дуги каркаса расположены в продольной и поперечной плоскостях.

С целью повышения надежности каркаса путем исключения относительного перемещения его элемента, их фланцы снабжены фиксаторами в виде, например, противолежащих выступов и впадин.

На фиг. 1 изображен трактор с предлагаемым каркасом безопасности, вид спереди; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (увеличенный масштаб); на фиг. 3 и 4 — трактор с различными вариантами выполнения каркаса безопасности, вид сбоку; на фиг. 5— один из вариантов выполнения каркаса— план.

На остове 1 трактора установлен каркас безопасности его кабины 2, содержащий дуги 3, образующие с кабиной замкнутый пространственный контур. Эти дуги могут быть расположены в продольной и поперечной плоскостях трактора (фиг. 4), могут быть сопряжены крестообразно (фиг. 5), и — наклонно (фиг. 3).

Каждая дуга 3 выполнена из втулочных элементов 4, нанизанных на гибкое тяговое звено в виде, например, стального каната 5, концы которого соединены с остовом 1 трактора через амортизационно-натяжные устройства 6.

Втулочные элементы 4 имеют плоские фланцы 7 (фиг. 2), перпендикулярные оси а контура каркаса. Геометрические оси отверстий б втулочных элементов совпадают с осью а контура на участках их сопряжений.

Для исключения относительного перемещения втулочных элементов 4 их фланцы 7 снабжены фиксаторами 8 в виде противолежащих выступов и впадин.

В нерабочем положении собранный каркас при ослабленном канате 5 может быть уложен на тракторе, например на поверхности крыльев его колес.

При использовании трактора на работах, связанных с опасностью опрокидывания, включается амортизационно-натяжное устройство 6, гидроцилиндр натягивает стальной канат 5, обеспечивая необходимые условия сжатия между фланцами 7 элементов 4, благодаря чему устройство принимает дугообразную форму. В случае опрокидывания трактора на элементы каркаса будет воздействовать аварийная нагрузка, стремящаяся нарушить форму каркаса, т.е. привести к раскрытию стыков между элементами 4, которому будет препятствовать усилие натяжения каната 5, создаваемое устройством 6. При значительном возрастании нагрузки возможна деформация каркаса в виде раскрытия стыков элементов 4 и удлинения каната 5 за счет срабатывания амортизационно-натяжного устройства в пределах, обеспечивающих сохранение зоны безопасности. Энергия удара поглощается, таким образом, амортизационно-натяжными устройствами, а элементы каркаса при этом не разрушаются.

После прекращения действия аварийных

1008034 фиг. 2 нагрузок (поднятия трактора) каркас под действием натяжения каната 5 полностью восстанавливает свои форму и работоспособное состояние, что позволяет использовать его многократно.

Предлагаемый каркас безопасности кабины трактора обладает надежными защитными свойствами и, кроме того, повышенной долговечностью за счет возможности неоднократного его использования.

l008034 (риг. 4

Редактор О. Сопко

Заказ 2241/24

Составитель Л. Смольская

Техред И. Верес Корректор М. Коста

Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4