Шахтный подъемник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ШАХТНЫЙ ПОДЪЕМНИК, содержащий шахту с направляющими, грузовую платформу, перемещающуюся вдоль этой шахты по направляющим посредством вентилятора с приводным двигателем для нагнетания воздуха в шахту под грузовую платформу, и систему управления перемеV3 ;«ivj f щением этой платформы, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности его эксплуатации путем автоматической коррекции скорости перемещения платформы, направляющие выполнены в виде зубчатых реек, а грузовая платформа снабжена зубчатыми колесами, взаимодействующими с этими рейками и размещенными попарно по обеим сторонам грузовой платформы, причем одно из колес каждой пары установлено на оси, а другое - на валу, при этом система управления перемещением грузовой платформы снабжена подсистемой формирования закона ее движения и подсистемой обнаруживания аварийных ситуаций грузовой платформы при превышении скорости ее движения, а также снабжена тормозным механизмом, соединенным с валом, а обе i упомянутые подсистемы подсоединены к (Л тормозному механизму параллельно.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(я) В 66 В 904

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3225354/29-11 (22) 25.12.80 (46) 30.03.83. Бюл. № 12 (72) Ю. А. Новиков, А. И. Матвеев, М. Г. Бродский и В. Г. филенков (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (53) 621.864 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 765178, кл. В 66 В 9/04, 1978 (прототип) . (54) (57) ШАХТНЫЙ ПОДЪЕМНИК, содержащий шахту с направляющими, грузовую платформу, перемещающуюся вдоль этой шахты по направляющим посредством вентилятора с приводным двигателем для нагнетания воздуха в шахту под грузовую платформу, и систему управления переме„„Я0„„1008134 A щением этой платформы, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности его эксплуатации путем автоматической коррекции скорости перемещения платформы, направляющие выполнены в виде зубчатых реек, а грузовая платформа снабжена зубчатыми колесами, взаимодействующими с этими рейками и размещенными попарно по обеим сторонам грузовой платформы, причем одно из колес каждой пары установлено на оси, а другое — на валу, при этом система управления перемещением грузовой платформы снабжена подсистемой формирования закона ее движения и подсистемой обнаруживания аварийных ситуаций грузовой платформы при превышении скорости ее движения, а также снабжена тормозным механизмом, соединенным с валом, а о6е а

Ю упомянутые подсистемы подсоединены к тормозному механизму параллельно.

1008134

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к шахтным подъемникам на воздушной подушке.

Известен шахтный подъемник, содержащий шахту с направляющими, грузовую платформу, перемещающуюся вдоль этой шахты по направляющим, посредством вентилятора с приводным двигателем для нагнетания воздуха в шахту под грузовую платформу и систему управления перемещением этой платформы (1) .

Недостатком является то, что в устройстве отсутствует жесткая связь грузонесущей платформы с опорной поверхностью, например стенками шахты, верхними или нижним основанием, что снижает безопас- !5 ность его эксплуатации.

Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации шахтного подъемника путем автоматической коррекции скорости перемещения платформы.

Поставленная цель достигается тем, что в шахтном подъемнике, содержащем шахту с направляющими, и грузовую платформу, перемещающуюся вдоль этой шахты по направляющим посредством вентилятора с приводным двигателем для нагнетания воздуха в шахту под грузовую платформу, и систему управления перемещением этой платформы, направляющие выполнены в виде зубчатых реек, а грузовая платформа снабжена зубчатыми колесами, взаимодействующими с этими рейками и размещенными попарно по обеим сторонам грузовой платформы, причем одно из колес каждой пары установлено на оси, а другое — на валу, при этом система управления перемещением грузовой платформы снабжена подсистемой З5 формирования закона ее движения и подсистемой обнаружения аварийных ситуаций грузовой платформы при превышении скорости ее движения, а также снабжена тормозным механизмом, соединенным с валом, а обе упомянутые подсистемы подсоединены к 40 тормозному механизму параллельно.

На фиг. 1 изображен шахтный подъемник, общий вид; на фиг. 2 — принципиальная схема системы управления.

Шахтный подъемник содержит шахту 1 45 установленную в ней с возможностью перемещения грузовую платформу 2, полость 3 образующейся воздушной подушки, подключена к вентилятору 4. В шахте 1 имеются направляющие, выполненные в виде установленных вдоль противоположных стенок 5 50 шахты 1 зубчатых реек 6, взаимодействующих с зубчатыми колесами 7 и 8, расположенными на кабине 9 грузовой платформы 2 попарно. При этом одни из упомянутых колес 7 установлены на осях, вращающихся свободно и соединенных с тахометром 10, 55 а другие колеса 8 — на валах, соединенных с тормозным механизмом 11. Последний подключен к подсистеме 12 формирования закона движения, включающей блок 13 сравнения, связанный с тахометром 10 и блок 14 формирования закона движения, котсрый связан с кнопкой 15 этажа назначения, располагающейся на пульте управления внутри кабины 9, и с кнопкой 16 этажа вызова кабины 9, располагающейся на каждом уровне, а также датчиком 17 этажа начала движения.

Тормозной механизм 11 связан с подсистемой 8 об..аружения аварийных ситуаций.

Подсистемы 12 и 18 являются автономными и подключены к тормозному механизму параллельно.

Устройство работает следующим образом.

После окончания погрузочно-разгрузочных работ (например, на нижнем уровне) закрывают двери и нажимают кнопку 16 этажа назначения. Hpè этом подается сигнал на включение вентилятора 4, а также в блок 14 формирования закона движения подсистемы 12. Кроме того, в блок 14 подается сигнал от датчика 17 этажа начала движения, после чего в нем формируется закон изменения теоретической скорости движения платформы 2 до этажа назначения. Аналогично происходит формирование закона изменения скорости в блоке 14, при вызове платформы 2 на каком-либо уровне при нажатии кнопки !6 этого уровня. Под действием избыточного давления, создаваемого вентилятором 4 в полости 3 воздушной подушки, платформа 2 начинает перемещаться вверх. Зубчатые колеса 7 и 8, расположенные на кабине 9 и взаимодействующие с зубчатыми рейками 6, установленными вдоль противоположных стенок 5 шахты 1, начинают вращаться, при этом подается непрерывный сигнал в блок 13 сравнения от тахометра 10, связанного с колесами 7, и блока 14 формирования закона движения, где происходит сравнение в каждый момент времени теоретической и фактической скорости движения платформы-кабины 2. Если возникает рассогласование в скоростях, то разностный сигнал от блока 13 подается на исполнительный тормозной механизм 11, который вносит поправку в скорость движения платформы 2 путем изменения нагрузки на валы колес 8, и, как следствие; сопротивления их вращению. При достижении платформой 2 этажа назначения производится ее остановка и фиксация, после чего выключается вентилятор 4 и производятся погрузочно-разгрузочные работы.

После окончания погрузочно-разгрузочных работ закрываются двери и производится дальнейшая транспортировка грузов. Движение вверх осуществляется аналогичным образом. Движение вниз происходит без включения вентилятора 4. При этом платформа 2 опускается плавно и без перегрузок, ее проваливание до определенной глубины не происходит. При возникновении

100813 аварийной ситуации (например, самовыключение вентилятора, разгерметизация полости 3 воздушной подушки и т.д.) тенденция к падению платформы 2 сразу же исключается затормаживанием колес 8, которые в этом случае в паре с рейками 6, осуществляют функцию ловителей, обязательных в обычных грузоподъемных устройствах.

4

Движение платформы 2 без перекосов достигается за счет того, что роль опорных роликов и направляющих выполняют соответственно зубчатые колеса 7 и 8 и рейка 6.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить безопасность эксплуатации и осуществить автоматическую коррекцию скорости перемещения платформы.

1008134

Фиг.l

Составитель Л. Трофимчук

Редактор Ю. Середа Техред И. Верес 1(орректор Е. Рошко

Заказ 2252 29 Тираж 859 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4