Система управления тормозом шахтной подъемной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ, содержащая гидроразмыкатель , связанный с ним гидролинйей регулятор тормозного усилия , электромагнитное реле, устройство npeдoxpaниffeльнoгo торможения , выходы которого связаны гидролинией с гидроразмыкателем и регулятором тормозного усилия, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролинией с устройством предохранительного торможения, устройство рабочего торможения , выход которого связан гидролинией с устройством предохранительного торможения , а выход - с источником давления рабочей жидкости, формирователь сигнала задания, включающий нерегулируемый дроссель и управляемый дроссель, соединенный со сливной гид ролинией , причем выход формирователя соединен гидролинией с регулятором тормозного усилия, датчик положения сосуда , механически связанный с валом подъемной машины и управляемым дросселем формирователя сигнала задания, датчик направления движения и остановки, выход которого связан гидролинией с входом формирователя сигнала задания, а вход механически связан с валом подъемной машины, о т личающаяся тем, что, с Целью упрощения конструкции и повышения надежности, выход датчика направления движения и остановки сообщен с нерегулируемым дросселем формирователя сигнала задания. 2.Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена устройством контроля, содержащим электроконтактный манометр с нормально разомкнутым и нормально замкнутым i контактами, канал с установленными в нем последовательно дросселями и ()еле давления с нормально разомкнутым контактом, причем электроконтактный манометр подключен к каналу между дросселями , канал связи с линией гидро .размыкателя и входом регулятора тормозногр усилия, а реле давления соединено с гидроразмыкателем. О 00 3.Система по п.1, отличаю;Щ а я с я тем, что она снабжена уст;роЙством сигнализации, содержащим паел раллельно включенные источники света, причем в цепь одного источника включен нормально разомкнутый контак эяектроконтактИого манометра, а в цепь другого источника - его нормально замкнутый контакт, последовательно обоим источникам света включены ксжтакты реле давления « реле предохранительного торможения.

„Я0„„1008150

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

° Н Ч

PECflYSËÈН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3358575/29-11 (22) 13. 11.81 (46) 3О.ОЗ 83 ° Бюль 12 (72) А. Г.Степанов,Н.В.Чекмасов, А.A.Çàéëåð и В.А.Попов (71) Пермский политехнический институт (53) .621.864(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство

СССР по заявке t 3237238/29-11,,кл.. В 66 О 5/26, 16.01.81 (прототип). (54) (57) 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ, содержащая гидроразмыкатель, связанный с ним гидролинией,регулятор тормозного усилия, эяектромагнитное реле, устройство предохранительного торможения, выходы которого связаны гидролинией с .гидроразмыкателем и регулятором тормозного усилия, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролинией с устройством предохранительного торможения, уст ройство рабочего торможения, выход которого связан гидролинией с устройством предохранительного торможения, а выход - с источником давления рабочей жидкости, формирователь сигнала задания, включающий нерегулируемый дроссель и управляемый дроссель, соединенный со сливной гид» ролинией, причем выход формирователя соединен гидролинией с регулятором тормозного усилия, датчик поло" жения сосуда, механически связанный с валом подъемной машины и управляемым дросселем формирователя сигнала зав В.66 D 5/26; В 66 В 1/24 задания, датчик направления движения и остановки, выход. которого связан гидролинией с входом формирователя сигнала задания, а вход механически связан с валом подъемной машины, о тл и ч а ю щ а я с я . тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, выход датчика направления движения и остановки сообщен с нерегулируемым дросселем формирователя сигнала задания.

2. Система по п.l, о т л и ч à ющ а я с я тем, что она снабжена устройством контроля, содержащим электроконтактный манометр с нормально разомкйутым и нормально замкнутым контактами, канал с установленными в нем последовательно дросселями и феле давления с нормально разомкнутым кон тактом, причем электроконтактный ма- С нометр подключен к каналу между дроаселями, канал связи с линией гидроразмыкателя и входом регулятора тормозного усилия, а реле давления сое-динено с гидроразмыкателем.

3. Система по n.l, о т л и ч а ощ а я с я тем, что она снабжена устройством сигнализации, содержащим параллельно включенные источники света, причем в цепь одного источника включен нормально разомкнутый контакТ электроконтактного манометра, а в цепь другого источника - его нормально замкнутый контакт, последовательно обоим источникам света включены контакты реле давления и реле предохранительного торможения.

1 1

Изобретение относится к подъемно

0081 транспортным машинам, в именно к системам управления тормозом шахтной . подъемной машины. ,Известна система управления тормозом шахтной подъемной машины, содержащая гидроразмыкатель,: связанный с ним гидралинией регулятор тормозного усилия, электромагнитное реле, устройство предохранительного тор50 2

rv торможения, устройство рабочего торможения, выход которого связан гидролинией с устройством предохранительного торможения, а вход - с источником давления рабочей жидкости, формирователь сигнала заданья, вклю.чающий нерегулируемый дроссель и управляемый дроссель соединенный со сливной гидралинией, причем выход формирователя соединен гидролинией ролинией с гидроразмыкателем и регулятором тормозного усилия, источник давления рабочей жидкости, связанный связан гидролинией с..устройством предохранительного торможения, а. входс источником давления рабочей жидкос- 3О датчик положения сосуда, механически связанный с валом подъемной машины и управляемым дросселем формирователя сигнала задания, датчик направления движения и остановки, выход которого связан гидролинией со входом формирователя сигнала задания, а вход механически связан с валом подъемной машины Р 1 ).

Недостатком этой системы является излишняя сложность, состоящая в наличии гидрораспределителя в формирователе сигнала задания, гидролинии связи формирователя с источником давпения и дросселя в датчике направления движения.

Цель изобретения -oynpogeHvte системы и увеличение надежности ее работы путем сокращения числа примененных аппаратов и введения контроля эа ее состоянием. !

Указанная цель достигается тем, что система управления тормозом шахтной подъемной машины, содержащая гидроразмыкатель, связанный с ним гидролинией регулятор тормозного усилия, . электромагнитное реле, устройство предохранительного торможения, выходы которого связаны гидролинией с гидроразмыкателем и регулятором тормозного усилия, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролинией с устройством предохранительноможения, выходы которого связаны гидгидролинией с устройством предохранительного торможения, устройство рабочего торможения, выход которого

3S с регуляторам тормозного усилия, датчик положения сосуда, механически связанный с валом подъемной машины и управляемым дросселем форми- рователя сигйала задания, датчик направления движения и остановки, вы- ход которого связан гидролинией с входом формирователя сигнала задания, а вход механически связан с валом подъемной машины, выход датчика направления движения и остановки сообщен с нерегулируемым дросселеи форми-рователя сигнала задания.

Кроме того, система снабжена устройством контроля, содержащим электрокоитактный манометр с нормально разомкнутым и нормально замкнутым контактами, канал с установленными в нем последовательно дросселями и реле давления с нормально разомкнутым контактом, причем электроконтактный манометр подкЛючен к каналу между дросселями, канал связан с линией гидроразмыкателя и входом регулятора тормозного усилия, а реле давления соединено с гидроразмыкателем.

Кроме того, система снабжена устройством сигнализации, водержащим па-, раллельно включенные источники света, причем в цепь одного источника включен нормально разомкнутый контакт электроконтактного манометра, а в цепь другого источника - его нормально замкнутый контакт, последовательно обоим источникам света включены контакты реле давленИя и реле предохранительного торможения.

На чертеже привержена схема предлагаемой системы управления тормозом шахтной подъемной машины.

Система включает в себя источник

1 давления рабочей жидкости, устройства Рабочего 2 и предохранительного 3 торможения, формирователь 4 сигналов задания, включающий нерегулируемый дроссель 5 питания и управляемый дроссель 6 слива, датчик 7 направления движения и остановки подь100815

3 :емной машины, включающий насос 8 объемного принципа действия, соединенный с валом подъемной машины посредством муфты 9 свободного хода, на выходе которого включен предохрани» .тельный клапан 10., датчик 1l положения подъемного сосуда в стволе, ре. гулятор 12 тормозного усилия, распределительная полость 13 которого подключена.к сливной полости 14 уст- 1В ройства 3 предохранительного торможения, камеры 15 управления. - к выходу формирователя 4 сигналов задания, а камера 16 обратной связи - к гидроразмйкателям 17 тормоза, причем 1$ выход. датчика 7 направления движения и остановки. подъемной машины соединен с нерегулируемым дросселем 5 питания формирователя 4 сигналов задания. 20

Кроме того, система содержит устройство 18 контроля .и устройство 19 сигнализации, причем устройство 18 контроля включает электроконтактное . реле 20 давления, подключенное к ка- 2$ мере 16 обратной связи регулятора 12, тормозного усилия, и, электрок8нтактный манометр 21, включенный между двумя нерегулируемыми дросселями 22

° и 23, установленными последовательно )р в канале, соединяющем гидроразмыкатель 17 с входом регулятора 12 тормозного усилия, а устройство 19 сигнализации включает две параллельно включенные цепи с источниками 24 и

25 света, подключенные к источнику энергии через последовательно соеди ненные нормально открытые контакты, 26 и 27 соответственно реле давления и реле предохранительного тор40 можения, причем в цепь источника 25 света последовательно включен нормально закрытый. нижний контакт 28 электроконтактного манометра, а в цепь 24 источника - нормально ат-.

4$ крытый верхний контакт .29 электроконтактного манометра.

Система работает следующим образом.

При включении источника 1 давле" ния на его выходе появляется давление и жидкость подается к устройству 2 рабочего торможения. Зарядка предохранительного тормоза осуществляется подачей напряжения на обмотку управления устройства 3 предохранительного торможения, при этом выход устройства 2 рабочего торможения через устройство 3 предохранитель0 4 ного торможения соединяется с гидроразмыкателем 17. При включении устройства 2 рабочего торможения рабочая жидкость под давлением подается в гидроразмыкатель и подъемная машина растормаживается.

В случае подъема груза муфта 9 свободного хода датчика. 7 направления движения и остановки подъемной ма< вины передает крутящий момент на вал насоса 8 и на его выходе появляется давление, определяемое настрой" кой предохранительного клапана 10 и необходимое для нормальной работы.. формирователя 4 сигналов задания.

l . Э

В формирователь 4 сигналов зада- . ния включены два дросселя: один - не-, регулируемый дроссель 5, второй - уп-. .равляемый дроссель 6. Соотношение .. проходных сечений этих дроссепей определяет давление жидкости на -выходе формирователя 4 сигналов задания. Так как на регулируемый дроссель воздействует датчик 11 положения подъемного сосуда в стволе, то ,давление на выходе формирователя 4 также зависит от положения подъемного сосуда в стволе (угла наклона участка выработки; на котором находится подъемный сосуд ). Причем наибольшее давление на выходе формирователя 4 выбрано меньшим давления растормаживания подъемной машины, поэтому при расторможенной машине золотники регулятора 12 тормозного усилия под действием давления в камере 16 обратной связи находятся в положении "открыто".

При предохранительном торможении отключаются устройства рабочего 2 и предохранительного 3 торможения. и жидкость из гидроразмыкателя через регулятор 12 тормозного усилия пос" тупает на слив и давление в гидроразмыкателе 17 и соединенной с ними камере 16 обратной связи регулятора 12 тормозного усилия уменьшается.

При снижении давления до величины, равной давлению на выходе формирователя 4 сигналов задания, золотники регулятора 12 тормозного усилия переключатся в положенив "Закрыто" и отсекут гидроразмыкатель 17 0Т слива, при этом в нем останется давление примерно равное давлению на выходе формирователя 4.сигналов задания.

Таким обрезом, в -случае предохранительного торможения при подъе-:

При "зарядке" предохранительного 4В тормоза нормально открытый контакт

27 реле предохранительного торможения замыкается, а при .срабатывании реле 20 давления(которое настроено на срабатывание при достижении давления растормаживания подъемной машины ) замкнется его нормально открытый кон5 . 10081 ме груза к подъемной машине прикла-.... дывается степень тормозного усилия, величина которой определяется положением подъемного сосуда в стволе. . При торможении подъемной машины скорость вращения ее органов навивки и кинематически связанного с ними насоса 8 датчика 7 направления движе" ния и остановки подъемной машины уменьшается. При достижении скорости,fO при которой необходимо наложить. усилие стопорения подъемной машины (скорости +T0>), давление на выходе насоса 8 станет меньше настройки клапана 10, которое необходимо для нормаль15 ной работы формирователя 4 сигналов задания,и давление на выходе формирователя снизится. Под действием дав- . ления в камере 16 обратной связи золотники регулятора 12 тормозного уси-20 лия переключатсяi в положение "открыто" и вся оставшаяся жидкость из гид" роразмыкателей 17 сольется в маслобак т.е. наложится полное тормозное ycuwe. 25

При спуске груза муфта 9 свободно;с

ro хода работает в режиме холостого хода и не передает вращающий момент на вал насоса 8, на выходах датчика 7 направления движения и остановки подъе емной машины и формирователя 4 сигналов задания давление отсутствует, золотники регулятора 12 тормозного усилия находятся в положении "открыто" и в случае предохранительного торможения вся рабочая жидкость из

35 гидроразмыкателя 17 сливается в маслобак, т.е. происходит наложение полного тормозного усилия..

50 6 такт 26 и устройство 19 сигнализации подготавливается к работе.

Электроконтактный манометр 21 подключен к точке, давление в которой примерно равно половине давления в гидроразмыкателях 17. Нижний контакт его настроен на давление порядка

0,1-0,2 ИПа, а верхний контакт на давление ñT (O 1 Оь2)у где Р - - давление растормаживания подъемной машины, ИПа.

При нормальной работе системы давление в точке подключения электроконтактного манометра 21 находится в его рабочем диапазоне (от 0,1-0,2 ИПа до

Р ), контакты 28 и 29 электроконтактного манометра 21 разомкнуты, источники 24 и 25 света отключены от источника энергии, т.е. световой сигнал не подается.

При таких возможных неисправностях в системе, как заклинивание золотников регулятора 12 тормозного усилия в положение "закрыто", превышение сигнала на выходе формирователя 4 величины РР <т, засорение дросселя 23 устройства 18 контроля - давление в точке подключения электроконтактноЪ го манометра 21 станет равным Р ст, что выше давления настройки верхнего контакта, и верхний контакт 29 замкнется, что приведет к подаче светового сигнала источником 2ч света.

При засорении дросселя 22 устройства контроля давление в точке подсоединения электроконтактного манометра 21 исчезнет, его нижний контакт

28 замкнется, что приведет к подаче светового сигнала источником 25 света, Таким образом, гидравлическая часть предлагаемой системы управления обладает более простой конструк- цией (отсутствует аккумулятор давления рабочей жидкости, двухлинейный двухпозиционный гидрораспределитель) при сохранении всех функциональных возможностей устройства.

Составитель 3. Кашеваров

Редактор IO. Середа Техред M.Êîø óðà Корректор И. Демчик

Заказ 2253/30 Тираж 859 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4