@ -хлорбутиловый эфир 2,3-дибром-пропоксиизомасляной кислоты в качестве противозадирной и противоизносной присадки к смазочным маслам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(Г-Хлорбутиловый.эфир 2,3-дибромпропоксиизомасляной кислоты формулы РгСН2СНВгСН20СН2СН(СНз)СООСН СН,СН,СН,С (О в качестве противозадирной и проти воизносной присадки к смазочным .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ (21) 3319253/23-04 (22) 19.11,81 . (46 ) 30. 03. 83. Бюл. 9 12 (72) Н. Н. Набиев, Ю.С. Арустамян, Д.Е. Мишнев и Т.A. Агаев (71) Институт хлорорганического синтеза AH Азербайджанской ССР (53) 547.294.26.264(088.8)
{56) 1. Виноградова.И.Э. Присадки к маслам для снижения трения и износа Гостоптехиздат, 1963, с. 47. 2. Виноградова,И.Э. Противоизноснце йрисадки к маслам. "Химия", 1972, с. 64, 3. Вейганд-Хильгетаг. Методы эксперимента в органической химии. М., .1968, с. 97...S0„„.1 008208 А
3 0 С 07 С 69/24; С 10 М 1/30 (54} д"-ХЛОРБУТИЛОВЫЙ ЭФИР 2,3-ДИБРОМПРОПОКСИИЗОМАСЛЯНОЙ КИСЛОТЫ В
КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ И ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ. (57) d"-Хлорбутиловый,эфир 2,3-дибромпропоксиизомасляной кислоты формулы р гСН СНВгСН20СН СН (СН3) СООСН СН СН СН 01 () в качестве противозадирной и противоизносной присадки к смазочным Мас: лам.
1008208
Изобретение относится к новому химическому соединению, а именно к
d†- хлорбутилоному эфиру 2,3-дибромпропоксиизомасляной кислоты формулы:
В r C H 2 C H 8 r C H 2 0 C H 2 C H (С НЗ) C O O C H2C H2 C H2C H2CI 5 (1) которое может быть использовано н ка-!. честне протиноэадирной и противоизносной присадки к смазочным маслам. 10
Известно использование в качестве лротинозадирной присадки к смазочным маслам хлорированных парафинов, содержащих 30-50% хлора f 1 ).
Недостатками указанных соединений являются сравнительно невысокие протинозадирные и противоизносные свойства смазочных масел, содержащих данные присадки. Так, например, масло BM-1, содержащее присадки хлорпарафин-470 (марки ХП-470) в количестве 5% от веса масла, имеет нагрузку заедания 150 кГ при среднем диаметре пятна износа 0,61 мм. Кроме того, они способны при нагревании н гГопадании н них влаги выделять свободную соляную кислоту, что приводит к коррозии оборудования и аппаратуры. известны этилен бис-иэопропилксан-30 тоге!!ат (марка ЛЭ-23K), а также трихлорамиловый эфир 2-меркаптобензти. зола (марки Л3-318), которые используГотся B качестве противозадирной и протиноизносной присадки к сма-35 нонн! Гм маслам (2 ).
Однако протинозадирные и противоизносные свойства смазочных масел с использованием этих промышленных присадок сравнительно невысоки при 40
5t-ном содержании и- масле ВМ-1 критические нагрузки равны 150-180 кГ, диаметры пятен износа 0,73 и 0,78 мм саотнетстненно. цель изобретения — выявление 45 соединений, которые при использовании в качестве присадки улучшают противозадирные и протиноиэносные снойства смазочных масел.
Поставленная цель достигается новым соединением д-хлорбутиловым зфГГром 2,3 †дибромпропоксииэомаслян кислоты формулы
В гСН СН В! СН ОСН СН(СН )СООСН СН СН СН С 1
55 (1) н качестве протинозадирной и протино-i износной присадки к смазочным маслам.
Соединение формулы (I ) получают 60 путем и з вест ного бромиронани я д -хлор- бутГГГГоног о эфира 8 рллилоксиизомаслян! к!!r. Г1Оты (3
rI р и м е p. K раствору, содержащеГ 1" 2 3 р 4 г (О, 1 иоль ) d «õëoðбутило- 65
f Г ного эфира S-.àëëèëîêñèèçîìàñëÿíîé кислоты и 50 мл хлороформа, при температуре от -5 до -10 С и интенсив,ном перемешивании по каплям добавляют 16 r брома. Реакционную смесь обрабатывают 5%-ным раствором соды и промывают водой, а затем сушат безводным MgSO< . После отгонки хлороформа остаток перегоняют под вакуумом, получают 3 r исходного олефина и 31 г
d -хлорбутилового эфира 2,3-дибромпропоксиизомасляной кислоты.
Выход 80% от теории, т.кип. 1681700C (1 мм; и> 1,5180; el +1,5645, нй13 найдено 76,44; вычислено 76,69).
Найдено,%: С 33,15» Н 4,70;.
В r+C l 48,70
С Н 190 3 В Г С 1 °
Вычислено,%: С 33,47; Н 4,85;
B r 4053; С l 898
Структура синтезированного продукта подтверждена ИК-спектроскопией, а также элементным анализом. В ИК-спектре найдены частоты 555,660 см-"(связи
С-С1, С-Вг); частоты поглощения
<1040, 1090, 1140, 1190 см-", (С-0-Сгруппа), интенсивный пик в области
1740 см-"(С-о-группа).
Соединение, полученное по примеру, вводят в смазочное масло ВМ-1 в количестве 2 и 5 вес.% (соответственно на 98 и 95 вес.% масла). Масло
ВМ-1 представляет собой нефтяное дистиллятное масло глубокой очистки (ГОСТ 7904-56)
Испытание масла с добавкой соединения (1) и промышленных присадок
ХП-470, ЛЭ-23К и ЛЗ-318 проводят на четырехшариковом трибометре МТ-4 на стальных шарах марки ШХ-15 диаметром
12,7 мм на воздухе при 18-20 С. Скорость скольжения составляет О, 23 м/с (600 об/мин) .
Протиноэадирные и противоизносные характеристики полученного состава определяют по следующей методике. Опыты начинают при минимальной нагрузке 75 кг; а при переходе к следующему опыту нагрузку повышают на 7,5 кг. Каждый опыт проводят при постоянной нагрузке на шарах с обновленной поверхностью в присутствии свежей порции смазочного материала в течение 60 с. Испытание заканчи-, вают при достижении нагрузки заедания. После каждого опыта измеряют диаметры пятен износа на нижних шарах н двух взаимно перпендикулярных направлениях. 3а конечный результат принимают среднее значение диаметра пятна износа (dcp ) иэ шерсти измерений.
В табл. 1 приведены укаэанные характеристики для масла BM- 1 (контрольный опыт) и ВМ-1, содержащего различные присадки.
2008208. и
II
4-Ф (Ю !
I
dP ф .
3А Х 1
+Х Цф - Ц Q ф ф
КОХХФ1
1 ФХа тих —,ц а-4 й3е Ol
° Ф Ф 3 а
О О О
ill 3 Ф с
О О и
С4
It
34 Ъ
Ю СО 0
+!НА o õ
1 1 C4 &»
Е33Ъ И
331
Ф
Х
Х а!
Ц
Э 1
Э
3ЪЪ
CO (%
1 !
I.
1 о й3 Э
И Х м
III ("Ъ Ц ф с й3
О И ж 4
1ЪХ 0 -4 СЧ
1 1 Х
Я3ъЪ ф
33:1 Ц
РЪ Ф
33Ъ EA с I
О О
Cl CO 3Ч.
° Ф Ф - 33Ъ с с М
О О О
1 I и й
1 1
1 й
1 с
О ф и Х й
III
% 3 g с й3 О 33Ъ и
3ЪО 0 й3 5
I I Х !» й3 ахСЧ 33Ъ О. Ф 3 . йЗ
М
О О О
CO C3l Ф
О О
I 1
I й
I й
I о !
I йй 311 Щ
1 ф ХО Э а 0 Х Х й3
COO X-1.
Ф
Х
3d I
Ц
Ф I й3
И и
1О (Ч с
О -1 Cl IO сР йР Й с %
О О О
° 3 Ф
М М
О О о !
Х
Х и т Ц сО Э с ф
О 3ъЪ
Ю I (ч 00 0
+W Н И
0 Х
I I Ð Í
E33Ъ 4
333 Q
1 (1
О с3 Ю У 3 cl
О О О
CO Ch с3 3
О О
О
33
11 й1 г-3 Ц
CO ф с й3
О F)
4 л
ЗчХ 0 т.3 CV йй3
I 1 Х
Я 33Ъ й3
Щ Ф Ф О 3 й3 О \
М М
О О О
1 1 и
I I! 1
1 I
-o
CO
С Ъ
33Ъ !! сР и с (Ъ
О 0
Ф
Х
Х I ф
Ц 1
Ф л3
ОЪ
dP 4 No 0 в"! «Ф 5
I 1 X
Е й3
331 Х й-! йР
Ю!
1
1
1
1
I
I о
% ф
° Ф
II
Х и ф ю (Ч ф (б с< 3ЪЪ (3 3
1 Н 0
m oc."
К Я
1 а
III
ДХ 2 !л
F< g. C
f5 й3
Ж М Д
Ul
СЧ О г4 СЧ гЧ ° т.Ч
3А О IA
Г ОЪ О
C)
Ю
<Ч и
Х
Э
Х
1»
Х
1 и г< У Vl О М
3ГЪ 33Ъ 0Ъ 3A O
% % М с
О О О О О г1 йР LA \33 CO РЪ . IO ÎO
3 сР 3 й3 й3 3А иЪ 33Ъ
% % Ю E с
О О О О О О О О
2008208
Противонзносные характеристики данного состава одновременно определяют в условиях трения без обновления смазочного материала по следующей методике: опыты начинают при минимальной нагрузке 15 кг. При переходе к следующему опыту нагрузку повышают на 15 кг, Каждый очередной опыт проводят при постоянной нагрузке без обновления поверхностей контак-. та шаров и смазочного материала в >0 течение 60 с. Испытание заканчивают при достижении нагрузки заедания, полученной по предыдущей методике.
Средний диаметр пятен износа определяют аналогичным образом.
Результаты опытов по второй методике с маслом ВМ-1, содержащим соединение (1), а также промыпленные присадки ХП-.470, ЛЗ-23К и ЛЭ-318 в количестве 2 и 5% приведены в табл.2.
1008208
I
I \»««-4 . а
1 c«I с«ъ 1 ъ
°, с ° о о о .I
I (3» 1 а ф г-с Ф ф
+ =53 ф С К»43
Koхх4
333 О Хс3 О О
»33»О !с P
1 с с, ° о о о о C«3 Ю а а с с о о о
° 3» «3 4« с « с о о о
CO «3 !
С»
Ch а с
CttI 1 асо О
+ «-4 34 g
4м О Х
0 t.
Е СЪЪ L
Й ."1
I
1
° 3» «-4
С«3 М с с о о с3» Оъ tn
tll »О с с о о о
tn 430
С«Ъ М с с о о
° 3 3» с3» с с с о о, о
00 с.Ч
CO с 3» о о! а 4
Мо
«-4 Ъс3 х
Е С»Ъ ttI
IXI B а . .о 0
° -4 сФ ! 1 х
ЕИ 433
CO Х а 4. а О с Ъ а О
С«3 М М. «3«с3» «3» tn с с с с с
О О О О О О О
М Сс CO
tn tn а с с с о о о
1
I I ф «с
<бф 1 ф2!
1 1
1
«43» ф
С«3 Х
+ х ц
«.4 Ц ф эха кохи
СС3 О Х е м Ф с с
О О
433 «-4
С«3 М с с о о
С«3 с3» цЪ
° 3««3» 3« с о о о
43ъ 4 а е tn а с с о о о
«33 а с
«3» Ch м м, с о о х х 1
Ц 1 ф 1 а и
I
1 с«3 сО 1
+ o«4 С Ъ !ч ох йсъ aн СС3 1=» 3»
С«3 Ю 3««3» с с с о о о л м»О
tn In ю ° с с о о о
433 . с«3
С«3 М с о. о! 1 !
1
1
1 ul 3 CO
I сс3 С«Ъ С Ъ
1 с с с о о о
1 !
ctt» L
Ч1 О
«-4 С«3 с»
I 1 Х ес»ъ с
Ш Q с!»С» Г
tn а tn с с с ! ! I о о о
e со о «3 «3 tn с с с о о о
О т3« с с о о л а
«Ф «3» с с о о
tn с«3 с»3 м с с о о а о с«3 м с с о о а а с а с 3 o tn О сс 3 м а а
«4 «4 Л4 «-4 «-4 «-4
Ф а с
o m
4 а о съ» л
° "4 ГЧ а О . In О а О
«-4 М «3 \О 3 СЪ»
1
1
1 с
СЪ
ItI 1 и о х
4»ъ I х 1
tu 1 х 1 ч
М I г
0, I
3« I ф I
ItI 1 х
4О м О а В с! m,с3 3 а сч м 3 w Ф а о со со о
I с с с с с с I 1 1 1 о о о о о о о о о
Сс с3«
1 1 I 1 I 1
Е Ю «36
М ч3» ч3 с с с I 1 I 1 ! 1 l 1 1 о о о
1008208
Составитель Л. Горбачева
Редактор Л. Филь Техред С.Мигунова Корректор Г. Огар
Заказ 2263/33 Тираж 416 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ф илиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Из данных табл. 1 следует, что соединение (l ) в качестве присадки улучшает противозадирные свсйства масла ВМ-1. Так, например, по сравнению с промышленными присадками
ХП-470, ЛЗ-23К и ЛЗ-318 при 2%-ном содержании соединения (1) в масле
ВМ-1 критическая нагрузка увеличивается от 105 кГ (0,,69 мм) до 157,5 кГ (0,72 мм), от 112,5 кГ (0,81 мм) до
157,5 кГ(0,72 мм), от 150 кГ (0,81мм ) 10 до 1 57,5 кГ (0,72 мм), а при 5%-ной добавке — от 150 кГ (0,61 мм) до
210 кГ (0,78 мм), от 150 кГ (0,73мм) до 210 кГ (0,78 мм) и от 180 кГ (0,78 мм) до 210 кГ (0,78 мм) сост- 15 ветственно. (В скобках указаны средние значения диаметров пятен износа).
Из данных табл. 2 видно, что в условиях трения по одному и тому же 20 следу (без обновления смазочного материала) при.использовании соеди-. нения (1) в качестве присадки при малых нагрузках средняя величина диаметра пятна износа практически находится на одном уровне с промыш-! ленными присадками. Начиная от
P=120 кГ, износ шаров значительно ниже, чем в аналогичных опытах с промышленными присадками ХП-470, ЛЗ-23К и ЛЗ-318.
Так, например, при нагрузке 120 кГ масло BM-1, содержащее промышленную присадку ХП-470 в количестве 2% от веса масла, теряет свою работоспособность, а при содержании присадок ЛЗ-23К, ЛЗ-318 и соединения (1) в тех же соотношениях средние.диаметры пятен износа (d ) составляют
0,57;0,51 и 0,49 мм соответственно.
При 5%-ном содержании присадок
ХП-470, ЛЗ-23К и ЛЗ-318 и соединения (I) dcp, имеет значения 0,53, 0,82, 0,54 и 0,52 мм соответственнб. При бо- лее высоких нагрузках, например, при 150 кГ, получаются следующие результаты: при 2%-ном содержании присадок d p, имеет величины 0,66 и
0,55 мм, для ЛЗ-318 и соединения (1), а при 5%-ном содержании 0,58; 1,05;
0,75 и 0,59 мм для присадок XII-470, ЛЗ-23К, ЛЗ-318 и соединения (I) соот ветственно.