Способ открытой разработки пологозалегающих месторождений полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГОЗАЛЕГАКЯЦИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий разделение фронта горных работ на участки, отработку участков вскрышН1ДМИ уступами, выклинивающимися к . пласту полезного ископаемого, и добычными уступами с размещением пород в ярусы внутренних отвалов и подвиганием отвального фронта вслед за отработкой уступов, о тличающийся тем, что, с целью снижения затрат на добычу полезного ископаемого путем сокра-, щения расстояния транспортирования , в местах выклинивания уступов на почве пласта сооружают поперечные по отношению к фронту горных работ транспортные перемычки, при а этом транспортирование пород вскрыши осуществляют по указанным перемычкам , а протяженность ярусов внутренних отвалов принимают рав-. (Л ной расстоянию между двумя смежными перемычками, причем ярусы отвалов отсыпают в направлении от перемыч-. ки по падению пласта. 00 4 сл ч

(19) (ll) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

И ВЮПМ

РЕСПУБЛИН

3(59 Е 21 С 41 02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМ4ТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHt4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3410902/22-03 (22) 23.03.82 (46) 30.03.83. Бюл. Р 12 (72) В.Н.Мосинец, E.A.Котенко, А.Б.Штейберг, Н.В.Крючков, Г.В.Докучаев,Л.М.Демич, Н.Ф.Бородин, М.М.Кириченко, Б.H.Зиздо, A.Н.Орехов, Б.Ю.Сикстель и Г.В.Катков (53) 622.271(08Щ.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 622978, кл. Е 21 С 41/02, 1975.

2. Ненашев A.С. Исследование эффективности разработки месторождений Южного Кузбасса этапами с внутренними отвалами. Авт.реф. на соиск. учен. степени канд. техн. наук, М., 1975. (54)(57) COCOS OTKPblTOA PA3PAS0TKH

ПОЛОГОЗАЛЕГМЛЯИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий разделение фронта горных работ на участки, отработку участков вскрышными уступами, выклинивающимися к пласту полезного ископаемого, и добычными уступами с размещением пород в ярусы внутренних отвалов и подвиганием отвального фронта вслед за отработкой уступов, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения затрат на добычу полезного ископаемого путем сокра-, щения расстояния транспортирова- ния, в местах выклинивания уступов на почве пласта сооружают поперечные по отношению к фронту горных работ транспортные перемычки, при ц этом транспортирование пород вскрыши осуществляют по указанным перемычкам, а протяженность ярусов внутренних отвалов принимают рав-. ной расстоянию между двумя смежными перемычками, причем ярусы отвалов отсыпают в направлении от перемычки по падению пласта.

Изобретение относится к.горной промышленности и может быть использовано при разработке пологозалегающих месторождений полезных ископаемых.

Известен способ открытой разработки месторождений полезных ис-. копаемых перекрывающими друг друга уступами, располагаемыми1 на наклонной плоскости (1, Недостаток данного способа - значительные расстояния перемещения вскрышных .пород во внутренние отвалы и необходимость применения специального горно-транспортного оборудования. 15

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки пологозалегающих месторождений, включающий разделение фронта горных 20 работ на участки, отработку участков вскрышными уступами, выклинивающимися к пласту полезного ископаемого, и добычными уступами с размещением пород в ярусы внутренних отвалов и подвига-25 нием отвального фронта вслед за отработкой уступов (2 ).

Месторождение по этому способу отрабатывается в две очереди. Вскрышные породы при. эксплуатации первой очере-g0 ди карьера транспортируются автосамосвалами на внешние отвалы, а фронт работ подвигается вкрест простирания месторождения. Вторая очередь предполагает отрабатывать месторождение полосами по падению при перемещении фронта горных работ по простиранию.

Транспортная связь рабочего борта с внутренними отвалами осуществляется как с помощью полустационарных съездов и транспортных площадок, предусмотренных частично на рабочем и нерабочем бортах карьера, так и через выработанное пространство.

Таким образом, развитие горных работ в плане заключается в подвига- 45 нии фронта полосы по падению и в перемещении его из полосы в гйэлосу по простиранию месторождения; в профиле отработка основной вскрышной зоны осуществляется с горизонтальным,50 а междупластий с наклонным подвиганием уступов. !

Недостатками такого способа являются большое расстояние транспортирования, так как вскрышные породы карьера первой очереди транспор тируются во внешние отвалы, а породы карьера второй очереди транспортируются во внутренние отвалы по бермам, расположенвым на бортах ка- 60 рьера, т.е. не кратчайшим путем; переподъем вскрышных пород, так как их спускают сначала с помощью съездов, а потом поднимают во внутре ни и<.... 5 в алы ° 65

Цель изобретения - снижение затрат на добычу полезного ископаемого путем сокращения расстояния транспортирования.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки пологозалегающих месторождений полезных ископаемых, включающему разделение фронта горных работ на участки, отработку участков вскрышными уступами, выклинивающимися к пласту полезного ископаемого, и добычными уступами с размещением пород в ярусы .внутренних отвалов и подвиганием отвального фронта вслед за отработкой уступов, в местах выклинивания уступов на почве пласта сооружают поперечные по отношению к фронту горных работ транспортные перемычки, при этом транспортирование пород в крыши осуществляют по указанным перемычкам, а протяженность ярусов внутренних отвалов принимают равной. расстоянию между двумя смежными перемычками, причем ярусы отвалов отсыпают в направлении or перемычки по падению пласта.

На чертеже представлена схема производства работ.

Отработку пологозалегающего пласта полезного ископаемого начинают разрезной траншеей, располагаемой по падению пласта. При достижении пласта 1 полезного ископаемого в месте наименьшего залегания от поверхности производят вскрытие осталь ной части пласта наклонными или горизонтальными выклинивающимися уступами 2 по падению пласта. Ha освободившемся от полезного ископаемого участке производят отсыпку пород вскрыщи. выклинивающимися горизонтальными или наклонными ярусами отвалов 3. Между соответствую-щими выклинивающимися вскрышными уступами и ярусами отвалов на почве пласта создают поперечные транспортные бермы 4. Подвигание фронта горных работ производят сначала по падению пласта, а при достижении пласта полезного ископаемого отработку ведут в двух направленияхпо падению и вкрест падения.

После вскрытия пласта по падению до фланговой границы карьера подвигание фронта производят толькр вкрест падения. Ярусы внутренних отвалов отсыпают по падению пласта от перемычки, при этом протяженность ярусов rio падению равняется расстоянию между двумя смежными перемычками. Протяженность прибортовых ярусов отвалов равняется расстоянию между крайней перемычкой и бортом карьера. Транспортирование

1008450

Составитель В.Тычина

Редактор A.Èoòûëü Техред Ж.Кастелевич Корректор:A.IIoax

Заказ 2298,/45 Тираж 601 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4 вскрыши осуществляют s гориэонталь-. ных плоскостях и размещают зти породы в выработанном пространстве участков, ограниченных соответствующими,перемычками или крайней перемычкой и бортом карьера. На вышележащие ярусы вскрышные породы вывозятся по скользящим съездам 5 на отвалах.

Положительная эФфективность предлагаемого способа заключается в снижении затрат на добычу полезного ископаемого путем сокращения расстояния транспортирования.