Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС, содержащий корпус с отводным патрубком и установленное в нем с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с дисками, по меньшей один из котоЕчлх образует с корпусом разгрузочную полость, сообщенную с выходом рабочего колеса через регулируемое щелевое уплотнение, образованное выступом диска и корпусом, о т л-и .чающийся тем, что, с целью повьвиения экономичности и Эффективности разгрузки рабочего колеса, разгрузочнсш полость дополнительно сообщена с отводным патрубком, а торцовая поверхность выступа и обращенная к нему поверхность корпуса .имеют форму эквидистантных тел вращения с кривизной одного знака.

„.Su„„1008491 A

СОЮЗ СОВЕТСКИХ О,ЮЛИ

РЕСПУБЛИК

3(И) F 04 0 04

1

1

-" ..J,:4:; г,Р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .."-"," „й

Н ABTOPCKONIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ, „, @

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2988790/25-06 (22) 02.40 ..80 (46) 30.03.83. Бюл. Р 12 (72) A. С. Байбиков (53) 621.671(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 456924, кл. F 16 С 17/16, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

723221. кл " 04 О 7/04 1978 ° (54)(57) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС, содержащий корпус с отводным патрубком и установленное в нем с воэможностью осевого перемещения рабочее колесо с дисками, по меньшей мере один из которых образует с корпусом разгрузочную полость, сообщенную с выходом рабочего колеса через регулируемое щелевое уплотнение, образованное выступом диска и корпусом, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности и эффективности разгрузки рабочего колеса, разгрузочная полость дополнительно сообщена с отводным патрубком, а торцовая поверхность выступа и об ращенная к нему поверхность корпуса ,имеют форму эквидистантных тел вращения с кривизной одного знака.

1008491

Изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам, и касается уравновешивания осевых сил, действующих на рабочее колесо.

Известен центробежный насос, содержащий корпус, установленное с воэможностью осевого перемещения рабо ее колесо с дисками, раэгрузочную полость, образованную щелевыми уплотнениями между корпусом н диском колеса, сообщенную с полостью корпуса за рабочим колесом (1 .

Недостатком укаэанного центробежного насоса являются значительные гидравлические потери за сч6г отбора 15 части жидкости для регулирования положения колеса, в результате эффективность разгрузки невысока.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является центробежный насос, содержащий корпус с отводным патрубком и установленное в нем с воэможностью осевого перемещения рабочее колесо с дисками, по меньшей мере один иэ которых

25 образует с корпусом разгрузочную полость, сообщенную с выходом рабочего колеса через регулируемое щелевое уплотнение, образованное выступом диска и корпусом (2 ).

Недостатками этого насоса являются невысокие экономичность и эффективность разгрузки колеса вследствие того, что регулирующее давление жидкости в разгрузочной полости

35 изменяется линейно при сдвиге колеса под действием осевых сил, в результате чего часть кинетической энергии теряется.

Цель изобретения — повышение экономичности и эффективности разгрузки рабочего колеса. указанная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус с отводным патрубком и установленное в нем с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с дисками, по меньшей мере один из которых образует с корпусом разгрузочную полость, сообщенную с выходом рабочего колеса через регулируемое щелевое уплотнение, образован40 ное выступом диска и корпусом, упомянутая разгрузочная полость дополнительно сообщена с.отводным патрубком, а торцовая поверхность выступа и обращенная к нему поверхность корпуса имеют форму эквидистантных тел вращения с кривизной одного знака.

На фиг. 1 изображен предлагаемый центробежный насос, продольный разрез; на фиг. 2 — регулируемое щеле- 60 все уплотнение при крайних положениях рабочего колеса.

Центробежный насос содержит корпус 1 с отводным патрубком 2 и установленное в нем с возможностью осе- 65 вого перемещения рабочее колесо 3 с дисками 4, по меньшей мере один из которых образует с корпусом 1 разгрузочную полость 5, сообщенную с выходом б рабочего колеса 3 через регулируемое щелевое,уплотнение 7, образованное выступом 8 диска 4 и корпусом 1. Разгрузочная полость

5 дополнительно сообщена трубопроводом 9 с отводным патрубком 2, а торцовая поверхность выступа 8 и обращенная к нему поверхность корпуса 1 имеют форму эквидистантных тел вращения с кривизной одного знака. центробежный насос содержит щелевае уплотнение 10 и полость 11 постоянного давления.

Центробежный насос работает следующим образЬм.

Жидкость в разгрузочную полость

5 поступает из отводного патрубка 2 по трубопроводу 9 и далее через щелевое уплотнение 10 — в полость 11 постоянного давления, при этом часть жидкости через регулируемое щелевое уплотнение 7 поступает к выходу б насоса. Под действием осевого усилия, например, направленного влево, рабочее колесо 3 сдвигается влево, зазор в регулируемом уплотнении 7 уменьшается, а перепад давления уэеличивается, поскольку увеличивается давление жидкостй в разгрузочной полости 5. В результате появляется сила, действующая на рабочее колесо 3 в направлении, противоположном направлению действия осевой силы, и уравновешивающая ее. Аналогично осуществляется разгрузка рабочего колеса при его сдвиге вправо.

При этом благодаря тому, что торцовая поверхность выступа 8 и обращенная к нему поверхность корпуса 1

М имеют форму эквидистантных тел вращения с кривизной одного знака, обеспечивается широкий диапазон изменения перепада давлений в регулируемом уплотнении 7 и, следовательно, возможность осуществления разгрузки рабочего колеса 3 в широких предечах, поскольку при описанной форме поверхностей ограничивающих зазоров уплотнения проходное сечение последнего изменяется нелинейно (фиг. 2).

Так, при изменении величины осевого перемещения колеса 3 в 4 раза (Sy/5 = 4) проходное сечение на

,входе в зазор изменяется в 7 раз (д /d„=7 ), что приводит к раз ному увеличению перепада давлений в полости 5 и выходе б и, следовательно, уравновешивающей силы.

Таким образом, предлагаемые усовершенствования существенно повышают экономичность и эффективность разгрузки рабочего колеса.

1008491

Составитель А, Молитвин

Редактор С. Пекарь Техред Е.Харитончик КорректоР О. Билак

Эакаэ 2305/47 Тираж 663 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4