Механизм свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий обойму, вал, расположенные между ними колодки, установленные шарнирно, и привод перемещения колодок, отличающийс я тем, что, с целью повышения долговечности,.привод перемещения колодок выполйен в виде дв5х тяг, установленного свободно на валу диска с направляющей и кривошипношатунного механизма, включающего кривошип, закрепленный на валу, ползун , расположенный в направляющей диска, и шатун, шарнирно соединенный с кривошипом и ползуном, каждая тяга шарнирно соединена с ползуном и с одним концом колодки другой конец которой соединен с диском. (Л 00 ел со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(5Д,F 16 D 41/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOlNV СВИДЕТЕЛЬСТВУ юй 4В
t ь„; (Ф! (21) 3315981/25-27 (22) 14..07.81 (46) 30.03.83. Бюл.,9 12 (72) К.С.Иванов (71) Казахский политехнический институт им. В.И.Ленина (53) 621.825.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
М 373465, кл. F 16 D 41/07, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
9 478143, кл. F 16 D 41/06, 1975 (прототип). (54)(57). МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий обойму, вал, расположенные между ними колодки, установ„„SU„„1008530 А ленные шарнирно, и привод перемещения колодок, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения долговечности,,привод перемещения колодок выполйей в виде двух тяг, установленного свободно на валу диска с направляющей и кривошипношатунного механизма, включающего кривошип, закрепленный на валу, ползун, расположенный в направляющей диска, и шатун, шарнирно соединенный с кривошипом и ползуном, каждая тяга шарнирно соединена с ползуном и с одним концом колодки, другой конец которой соединен с диском.
1008530
Составитель Л.Атрушкевич
Редактор Н.Гришанова ТехредС.Мигунова Корректор М.Коста
Заказ 2310/49 Тираж 923 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытфФ
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Филиал ППП Патент, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных механизмах для преобразования возвратно-качательного движения с переменной угловой скоростью во вращательное одностороннее движение, или для передачи движения только в одном направлении.
Иэвестеч механизм свободного хода, содержащий вал, обойму, колодки, 16 взаимодействующие посредством рычага со ступицей (1 .
Такой механизм имеет малую долговечность вследствие быстрого износа фрикционных поверхностей колодок и 35 сложную конструкцию.
Известен механизм свободного хода, содержащий обойму, вал, расположенные между ними колодки, установленные шарнирно, и привод для перемещения д) колодок 12 ).
Однако известный механизм характеризуется недостаточной долговечностью, так как контактирующие участки о одо и приводных элементов 25 для перемещения колодок быстро изнашиваются.
Цель изобретения — повышение долговечности механизма.
Поставленная цель достигается тем, что в механизме свободного хода, содержащем обойму, вал, расположенные между ними колодки, установленные шарнирно, и привод перемещения колодок в виде двух тяг, установленного свободно на валу диска с направляющей и кривошипно-шатунного механизма, включающего кривошип, закрепленный на валу, ползун, расположенный в направляющей диска, и шатун, шарнирно соединенный с кри- 4 вошипом и полэуном, каждая тяга шарнирно соединена с полэуном и с одним концом колодки, другой конец которой соединен с диском.
На чертеже изображен предлагаемый 45 механизм.
Механизм свободного хода содержит концентрично расположенные обойму 1 и вал 2 и расположенные между ними две колодки 3 и 4, и приводные зле- 5() менты для перемещения колодок. Привод для перемещения колодок включает кривошипно-шатунный механизм, состоящий иэ шатуна 5, шарнирно соединенного с полэуном 6 и с криво" шипом 7, закрепленным на валу 2.
Полэун 6 размещен в направляющей 8 диска 9 в виде радиального паза с возможностью возвратно- поступательного движения до упора 10, являющегося дном паза, и шарнирно соединен с двумя тягами 11 и 12, другие концы которых шарнирно присоединены к подвижным концам 13 и 14 колодок 3 и 4.
Подвижные концы 15 и 16 колодок установлены на диске шарнирно.
Механизм работает следующим образом.
При движении кривошипа 7 с валом 2 против часовой стрелки усилие от кривошипа 7 через шатун 5 и ползун 6 передается на диск 9 с направляющей 8. Дйск 9 приводится в движение. При этом ползун 6 начинает перемещаться от упора 10 по направляющей 8 от центра вращения. По мере увеличения скорости вращения центробежная сила ползуна 6 содействует
его перемещению, кривошип 7 вращается быстрее диска 9 благодаря инерционности диска. При подходе к максимальному значению угловой скорости ползун 6, перемещаясь от упора 10, через тяги 11 и 12 воздействует на колодки 3 и 4 . Колодки 3 и 4 поворачиваются вокруг шарниров неподвижных концов 15 и 16 и прижимаются к обойме 1. Происходит заклинивание вала 8 с обоймой 1, они движутся как одно целое и происходит передача импульса движения на обойму 1. При обратном ходе кривошипа 7 ползун 6 смещается по направляющей 8 диска .9 к упору 10 и через тяги ll и 12 смещает колодки 3 и 4 внутрь обоймы 1, размыкая муфту. После встречи ползуна 6 с упором 10 вал 2 заклинивается с диском 9. Диск 9 начинает перемещаться вместе с кривошипом
7 в направлении противоположном вращению обоймы 1. Затем цикл повторяется.
Фрикционные колодки выполнены с возможностью облегания более 3/4 внутренней поверхности обоймы, что обеспечивает высокую надежность работы муфты. Выполнение фрикционных колодок в виде пластин, имеющих цилиндрическую рабочую поверхность и шарнирно закрепленных на диске, обеспечивает простоту конструкции, повышение надежности.