Гидромеханическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св. 558123, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД в режиме блокировки гидротрансформатора при независимом отборе мощности, она снабжена одноступенчатым понижающим редуктором, включающим полый выходной вал с шестерней и зубчать м венцом, свободно установленную на ведомом валу ведущую шестерню с зубчатым венцом, промежуточный вал с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с ведущей шестерней и шестерней выходного вала, и муфту с внутренними шлицами , подвижно установленную на ведомом валу, попеременно взаимодействующую с зубчатыми венцами и кинематически связанную с валом отбора мощности. 00 ел со 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
%5D 16 Н
L с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A8TOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (.61) 558123 (21) 3358622/25-06 (22) 26.11.81 (46) 30.03.83 . Вил. М 12 (72) В.М.Иванов (71) Курский сельскохозяйственный иеститут им.проф.И.И.Иванова (53) 621.226.5 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
9 158496, кл. В 60 К 17/10, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 558123р кл. F 16 Н 45/02, 1975. (54)(57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св. Р 558123, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД в режиме блокировки гид,.SU„„1008538 ротрансформатора при независимом отборе мощности, она снабжена одноступенчатым понижающим редуктором, включающим полый выходной вал с шестерней и зубчатым венцом, свободно установленную на ведомом валу ведущую шестерню с зубчатым венцом, промежуточный вал с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с ведущей шестерней и шестерней выходного вала, и муфту е внутренними шлицами, подвижно установленную на ведомом валу, попеременно взаимодействующую с зубчатыми венцами и кинематически связанную с валом отбора мощности °
Я е
1008538
Изобретение относится к энергети ческому машиностроению, гидромеханическим передачам и может быть использовано на транспортных машинах, в частности на сельскохозяйственных тракторах.
Известна гидромеханическая передача, содержащая блокируемый гидротрансформатор, включающий насосное и турбинное колеса, связанные соответственно с соосными ведущим и ведо- 10 мым валами, реактор и механическую передачу с валом отбора мощности f1 ).
Недостатком этой передачи является невозможность одновременного применения независимого режима отбо- 15 ра мощности.
По основному авт. св. 9 558123 известна гидромеханическая передача, содержащая блокируемый гидротрансформатор, включаюций насосное и турбинное колеса, связанные соответственно с соосными ведущим и ведомым валами, реактор, механическую передачу с валом отбора мощности, причем ведущий и ведомый валы выполнены полыми, вал отбора моцности установлен внутри укаэанных валов с возможностью осевого перемещения, а на его наружной поверхности и на внутренних поверхностях ведуцего и ведомого валов выполнены шлицы для взаимного их взаимодействия (2 ).
В данной гидромеханической передаче в режиме независимого отбора моцности (от ведушего вала ) в случае блокировки (выключения ) гидротрансформатора наступает изменение нагрузочного режима двигателя внутреннего сгорания в сторону перегрузки со снижением мощности и топливной экономичности, что вызывает снижение
КПД передачи.
Цель изобретения — повышение КПД в .режиме блокировки гидротрансформатора при независимом отборе мощности ° 45
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая блокируемый гидротрансформатор, включающий насосное и турбинйое колеса, связанные соответственно с соосными ведущим и ведомым валами, реактор, механическую передачу с валом отбора мощности, причем веду- щий и ведомый валы выполнены полыми, вал отбора мощности установлен внутри укаэанных валов с воэможностью осевого перемещения, а на его наружной поверхности и на внутренних поверхностях ведущего и ведомого валов выполнены шлицы для взаимного их взаимодействия, дополнительно снабжена одноступенчатым понижающим редуктором включающим полый выходной вал с шестерней и зубчатым венцом,свободно установленную на ведомом валу цалущую шестерню с зубчатым венцом, 65 промежуточный вал с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с ведущей шестерней и шестерней выходного вала, и муфту с внутренними шпицами, подвижно установленную на ведомом валу, попеременно взаимодействующую с зубчатыми венцами и кинематически связанную с валом отбора мощности.
На чертеже показана схема предлагаемой гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача содержит блокируемый гидротрансформатор 1, включающий насосное и турбинное колеса 2 и 3, связанные соответственно с соосными ведущим и ведомым валами 4 и. 5, реактор б, механическую передачу 7 с валом 8 отбора мощности, причем ведущий и ведомый валы 4 и 5 выполнены полыми, вал 8 отбора мощности установлен внутри указанных валов 4 и 5 с воэможностью осевого перемещения, а на его наружной поверхности 9 и на внутренних поверхностях 10 и 11 ведущего и ведомого валов 4 и 5 выполнены шлицы 12 для их взаимодействия.
Гидромеханическая передача снабжена одноступенчатым понижающим редуктором 13, включающим полый выходной вал 14 с шестерней 15 и зубчатым венцом 1б, свободно установленную на ведомом валу 5 ведущую шестерню 17 с зубчатым венцом 18, промежуточный вал 19 с шестернями
20 и 21, находящимися в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 17 и, шестерней 15 выходного вала 14, и муфту 22 с внутренними шлицами 23, подвижно установленную на ведомом валу 5, попеременно взаимодействующую с зубчатыми венцами 16 и 18 и кинематически связанную с валом 8 отбора мощности с помощью рукоятки 24 и рычагов 25.
Гидромеханическая передача работает следующим образом.
При перемещении рукоятки 24 до отказа вправо вал 8 отбора мощности через рычаги 25 переместится в крайнее левое положение, соответствующее блокировке (выключению ) гидротрансформатора 1 при независимом отборе мощности от ведуцего вала 4, Одновременно с этим муфта 22, будучи сдвинутой рычагами .25, войдет в зацепление шлицами 23 с зубчатым венцом 18 и автоматически соединит ведущую шестерню 17 с ведомым валом 5, при этом включится понижающий редуктор
13 с шестернями 20, 21 и 15 между ведомым варом 5 и выходным валом 14, благодаря чему возрастет общее передаточное число между ведущим валом
4 и органами машины (не показаны) при сблокированном гидротрансформато1008538
Составитель С.Анисимов-Редактор Н.Гришанова Техред Е,Харитончик Корректор М.Коста х
Заказ 2310/49 Тираж 923 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ре 1. С перемещением рукоятки 24 влево вал 8 отбора мощности сдвинется в правое положение, в котором имеющиеся на его наружной поверхности 9 (апицы 12 выйдут иэ зацепления с имеющимися на внутренних поверхностях
10 и 11 шлицами 12 ведомого вала 5 при сохранении режима независимого отбора мощности. Гидротрансформатор
1 при этом разблокируется (включится), а муфта 22, сдвинутая вправо, 10 выключит ведущую шестерню 17 редуктора 13 и соединит ведомый вал 5 с выходным валом 14, что обеспечит работу гидромеханической передачи в режиме независимого отбора мощности )5 прн исходном передаточном числе.
При последующем перемещении рукоятки 24 влево вал 8 отбора мощности, передвигаясь вправо, отсоединится от ведущего вала 5 и соединится посредством своих шпиц 12 с ведомым валом 5 — гидромеханическая передача переключится в синхронный зависимый) режим отбора мощности. Одновременно с этим муфта 22, сдвигаясь в крайнее правое положение, посредством своих шпиц 23 сохранит соединение валов 5 и 14.
Использование предлагаемого йзоб- ретения позволяет повысить КПД в режиме блокировки гидротрансформатора при независимом отборе мощности благодаря увеличению передаточного числа передачи, обеспечиваемого понижающим редуктором.