Устройство для управления тормозами колесного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

3303896/18-24 (22) 16.06.81 (46) 30.03.83. Бюл. М 12 (72) В. Е. Тырса, С. И. Ломака, В. В. Дюняшев и А. И. Левтеров (71) Харьковский автомобильно-дорожный институт им. Комсомола Украины (53) 621.503.55 088.8 (56) 1. Патент Японии И 51-9872, кл. В 60 Т 8/04, 1976.

2. Патент Великобритании

М 1387120, кл. В 60 Т 8/08, .1975

Авторское свидетельство СССР.

И 325700, кл. H 03 K 13/02, 1972 (прототип). (54)(57) ЬСТРОйСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ТОРМОЗАМИ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО ,СРЕДСТВА, содержащее входной триггер, соединенный выходом с первым входом ключа, а первым входом - с входной шиной, генератор опорной частоты, соединенный выходом с входом секционированной линии задержки, выходы которой соединены с nep" выми входами первых элементов совпадения, о т л и ч а,ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, B него введены генератор импульсов, соединенный выходом со вторым входом ключа, и и каналов сравнения, соединенных первыми выходами с входами объединяющего элемента ИЛИ, первые входы каналов сравнения соединены с выходом ключа, второй вход первого канала сравнения соединен с выходом генератора опорйой частоты, а вторые входы

„„QU„„1008702 остал ьных Й-1 каналов сравнения соединены по мере нарастания номеров каналов с соответствующими номерами выходов секцйонированной линии за71ержки, выход объединяющего элемента ИЛИ соединен с третьими входами каналов сравнения и-с R-входом входного триггера, четвертый вход каждого канала сравнения,. за исключением первого, соединен с вторым выходом предыдущего канала сравнения, четвертый вход первого канала сравнения соединен с вторым выходом последнего N-го канала сравнения, причем каждый из каналов сравнения содержит первый элемент совпадения, Я соединенный первыми входами с вторыми входами каналов сравнения, а вторыми входами -с первыми входами каналов сравнения, и последовательно соединенные первый элемент за;держки, второй элемент совпадения1 элемент ИЛИ, RS-триггер, второй элемент задержки и третий элемент совпадения, выходом соединенный с 4а первым выходом канала сравнения, вто- G@ рым входом - с выходом первого.эле-, а„) мента совпадения и с S-входом RS-,( триггера,. выход второго элемента за; держки соединен с вторым входом второго элемента совпадения и с вторым выходом канала сравнения, вход первого элемента задержки соединен с первым входом канала сравнения, второй вход элемента ИЛИ соединен. с тре- Ф тьим входом канала сравнения, третий .вход - .с четвертым входом канала срав. нения.

02 2 ющего элемента ИНИ соединен с третьими входами каналов сравнения и с

R-входом входного триггера, четвертый вход каждого канала сравнения, за исключением первого, соединен с вторым выходом предыдущего канала сравнения, четвертый вход первого канала сравнения соединен с вторым выходом последнего N-канала сравнения, причем каждый из каналов сравнения со" держит первый элемент совпадения, со.единенный первыми входами с вторыми входами каналов сравнения, а вторыми входами - с первыми входами каналов сравнения, и последовательно соединенные первый элемент задержки, второй элемент совпадения, элемент ИНИ, RS-триггер, второй элемент задержки и третий элемент совпадения, выходом соединенный с первым выходом канала сравнения, вторым входом — с выходом первого элемента совпадения и с S-входом Ю-триггера, выход второго элемента задержки соединен с вторым входом второго элемента совпадения и с вто рым выходом канала сравнения, вход первого элемента задержки соединен с первым входом канала сравнения, второй вход элемента ИЛИ соединен с третьим входом канала сравнения, третий вход — с четвертым входом канала сравнения.

На фиг. 1 приведена структурная схема устройства; на фиг. 2 - временные диаграммы его работы.

Устройство содержит входную шину 1, генератор 2 импульсов, генератор 3 опорной, частоты, входной триггер 4, ключ 5, секционированную линию 6 задержки, объединяющий элемент ИНИ 7, выходную шину 8, каналы

9.1- 9 ц сравнения, состоящие из первых

10-1- 10 1, вторых 11„-11„ и третьих

12-1- 121 элементов совпадения,элементов ИНИ 13,>- 131, RS-триггеров

14 — 14 и первых 151- 15 1 и вторых

16„- 16>,> элементов задержки.

Устройство работает следующим. образом.

8 исходном состоянии нулевой потен циал с единичного плеча триггера 4 запрещает прохождение входных импульсов с частотой f длительностью (фиг. 2 a) через ключ 5 а каналы сравнения. Импульсы опорной частоты f< длительностью ь с выхода генератора 3 опорной частоты (фиг. 2el, частоту импульсов опорного генератора выбирают близкой частоте импульсов„

1 10087

Изобретение относится к тормозным системам и может быть использовано для противоблокировочного управления тормозами колесного транспортного сред.ства. 5

Известны устройства, содержащие чувствительный элемент, формирователь входных импульсов, схемы сложения и вычитания, блок управления, декодер, счетчик тактовых импульсов, компара- 30 тор, генератор импульсов, схему совпадения и регистр (1 1.

Недостатками известных устройств являются сложность схемы и невысокая точность вследствие погрешности кван- 15 тования интервала времени измерения.

Известно также устройство, содер>кащее колесные датчики, контур, вырабатывающий отметки времени, два суммируЮщих счетчика импульсов, два 20 декодера, логические элементы, бистабильный контур вычисление, управляющий дешифратор, устройство сравнения, дополнительный и вычитающий счетчики импульсов $2 ), 25

Недостатками этого устройства так° же являются сложность схемы и невысокая точность вследствие погрешности квантования интервала времени измерения. 30

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, содержащее входной триггер, соединенный. выходом с первым входом ключа, а первым входом — с входной. шиной, генератор опорной частоты, соединенный выходом с входом секционированной линии задер>кки, выходы которой соединены с первыми входами первых элементов совпадения (3).

Однако указанное устройство характеризуется недостаточной точностью.

Цель изобретения - повышение точности устройства. (1оставленная цель достигается тем, 4 что в устройство введены генератор импульсов, соединенный выходом с вторым входом ключа, и И каналов сравнения, соединенных первыми выходами с входа ми .объединяющего элемента ИЛИ первые входы каналов сравнения соединень> с выходом ключа, второй вход первого канала сравнения соединен с выходом генератора опорной частоты, а вторые входы остальных М- 1 каналов сравнения соединены по мвре нарастания номеров каналов с соответствующими нарастающими номерами выходов секционированной линии задержки, выход объединя08702 4

10 когда колесо находится на грани блокирования) поступают на второй вход первого канала 9 сравнения и одновременно на вход секционированной линии 6 задержки. С выходов. последней импульсы опорной частоты, сдвинутые относительно друг друга на время задержки.меиду выходами

1 Яфиг. ?Г) поступают на Вторые входы каналов 9 - -9„ сравнения.

Сигнал начала торможения поступает по входной шине 1 на вход триггера 4 и перебрасывает его в противоположное состояние. Сигнал логической единицы,с триггера 4 поступает на первый вход ключа 5 и разрешает прохождение входных импульсов частотой f1t с генератора 2 входных импульсов, связанного с колесом авто мобиля (самолета) на первые входы : элементов 10 „- 1011 совпадения и через первые элементы задержки 151- 1511 (время задержки элементов выбирают равным t >ri)aa нормально закрытые (в исходйом состоянии потенциал логического нуля триггеров 14„- 14 1 через соответствующие вторые элементы 16<- 16 задержки приложен к вторым входам элементов 11„- 111,1 совпадения элементы 11 - 11 1 совпа1 дения .

Одновременно на первые входы элементов 10 - 101,1 совпадения всех ка1 налов поступают, соответственно, сдвинутые секционированной линией задержки импульсы с генератора 3 импульсов опорной частоты . 8 зависимостй от момента появления входного . импульса в общем случае может ripoизойти его совпадение в двух соседних элементов 10> и 10 совпадения, 1+1 где 1

12 +. совпадения своего ка .ала сравнения. Триггеры 14< и 14- nei+1 ребрасываются в противоположное состояние ; что приводит к открываwe соответствующих элементов 12 и 121 „совпадения, Однако через последйие импульсы совпадения не проходят, так как в исходном состоянии потенциал логического нуля приложен через соответствующие элементы 16 и 161+.1задержки к первым входам соответствующих элементов совпадения, (для этого время Задержки.,„ элементов задержки.;должно удовлетворять условию т. рЦДри переходе триггера 14- . в противополож1 ное состояние продифференцированный (схемы дифференцирования не показаны). сигнал логической единицы через элемент 16. задержки и логический элемент ИЛИ 13.+„ возвращает триггер

14„. +. в исходное состояние (чем уст-10 раняется неоднозначность, возникшая . при выделении канала 9 ),Кроме то- . го, сигнал логической единицы с триг гера .14 открывает элементы 1 I1 и

12- совпадения, 15 Предположим, что сравниваемые частоты fz u f @ двух последовательностей импульсов равны °

Первый пришедший импульс входной частоты после .сигнала "Начало тормо2о жения" совпадает в канале 9 (фиг. 2г.

1). Д я этого канала это первое совпадение . Этот канал остается открытым до прихода следующего (очередного) входн то импульса.. Если

25 f y = fp то совпадение очередного пришедшего входного импульса с импульсом опорной частоты произойдет в том же канале, и для этого канала это будет вторым совпадением.

Зв Импульс второго совпадения с выхо да элемента 10,совпадения проходит.

«1 через открытый элемент 12 - совпа. 1 дения и элемент ИЛИ 7 на выход устройства по выходной шине 8 (фиг.2д), что и является сигналом на растормаживание колеса, так как это свидетельствует о том, что колесо находится на грани блокирования. Одновременно сигнал с выхода элемента

ИЛИ 7 поступает через элемент ИЛИ 13

1 на первый вход триггера 14 и .возвращает его в исходное состояние и, кроме того, поступая нв вход триг" гера 4, также возвращает его в исходное состояние, Триггер 4 сигналом логического нуля закрывает ключ 5, прекращая тем самым поступ- . ление импульсов входной частоты на выходы каналов сравнения. Длитель50 ность импульса на растормаживание выбирают так, чтобы повторное затормаживание наступило. после полного разблокирования колеса. В противном случае возможно полное блокирование колеса и противоблокировочное устройство не даст нужного эффекта.

Импульс, -сформированный по окончании времени на растормаживание й,1

S 10087 (фиг, 2), поступает по входной шине 1 на вход триггера 4 и перебрасывает

его в противоположное состояние. Еди„ничный сигнал с триггера 4 поступа-. ет на первый вход ключа 5 и разреша" ет прохождение входных импульсов на входы каналов. Процесс, описанный выше, повторяется.

В случае неравенства частот f u а именно при fx fo (ах<Го не мо- 1О жет быть, так как это привело бы к блокированию колеса; f> заведомо меньше Кх), каждое последующее совпадение входных импульсов с импульсами опорной частоты происходит в других элементах >>

101- 101 совпадения (фиг. 2г). Поэтому.при первом совпадении импульсов сравниваемых частот в элементах 10 и 10;+ совпадения срабатывают также триггеры 14„. и 14„.+„и открывают соот- 20 ветствующие элементы 11- и 11 +. и 121 и 121+< совпадения, однако продифференцированный (схемы дифференцирования не показаны) сигнал с элемента 16 ° задержки, пройдя элемент ИЛИ 13, 2б

1- Р возвращает триггер 14„ „ в исходное состояние, тем самым подготовив к срабатыванию только канал 9, . Первый пришедший входной импульс (t<>f ), задержанный первым элементом 15.1 за- 30 держки проходит открытый элемент 11 °

1 совпадения и поступает через элемент

ИЛИ 13 на первый вход триггера 14 и перебрасывает его в исходное .состо.яние. Одновременно выделяется его совпадение со сдвинутым импульсом опорной частоты в элементах 10 и

10 +1 совпадения (при этом )Ф i ) илинии 6 подготавливается к срабатыванию.

45

В случае кратности частот входного и опорного сигналов устройство

Ьудет работать как и при . f>)f<, Действительно, если бы в устройстце был один канал, то в зависимости

02 4 от фазового сдвига импульса входной частоты относительно опорной :совпадений не было бы вовсе лиЬо Ьыли бы совпадения и это было бы воспри нято устройством как равенство частот. .В предлагаемом устройстве вследствие того, что секционированная линия задержки осуществляет сдвиг импульсов опорной частоты, совпадения двух. соседних импульсов входной частоты с импульсами опорной частоты произойдут в двух различных каналах.

Последовательные во времени сра.батывания каналов 9 - 9„ сравнения и возврат их в исходное состояние продолжается . до тех пор, пока мгновенные значения частот fX u fO не будут равны, Таким оЬразом, погрешность определения момента равенства мгновенных значений частот предлагаемым устройством определяется величиной и не содержит погрешностей иэза неточности изготовления секционированной линии 6 задержки. Дейст-. вительно, сигнал равенства мгновенных значений частот вырабатывается после второго совпадения входного импульса с импульсом опорной частоты в одном и том же элементе совпадения (в одном и том же канале сравнения),что исключает влияние временных параметров линии 6 задержки на точност.ь определения момента равенства мгновенных значений сравниваемых частот. В данном случае имеются ввиду, постоянные so времени погрешности изготовления линии 6 задержки.

Положительный эффект от использования изобретения заключается в, повышений точности определения момента равенства мгновенных значений сравниваемых частот и упрощении устройства.

1008702

ВНИИПИ Заказ 2 36/58 . Тираж 872 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная 4