Ось транспортного средства с самоустанавливающимися колесами

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ КОЛЕСАМИ содержащая балку, полуоси, установленные соответственно в балке и каждой полуоси папфы, кулаки, соединенные между собой шкворнями, и жестко закрепленный на каждом кулаке рьиаг, шарнирно связанный с поперечной , отличающаяся тем, что, с целью уменьшения износа шин и повышения надежности оси при работе в различных дорожных условиях, каждые цапфа и кулак установлены в балке к соответс-рвующей полуоси с возможностью параллельного перемещения относительно продольной оси транспортного средства иj снабжены фиксатором их положени. (Л 5 7 РО 0) 0tfg. f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„ I 0098

qдц В 62 2 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3377470/27-1 1 (22) 08. 01.82 (46) 07,04.83. Бюл. ¹ 13 (72) В. И. Бессмертный, А. Г. Выгонный, Л. И. Кадолко, П. С. Одушко и В. П. Шишло (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629. 113.014. 5 (088.8) (86) 1. Авторской свидетельство СССР № 410997, кл. В 62> 15/00, 1965.

2. Чертеж № 9396-3012005-1005

"Ось задняя дополнительная, разработанная МАЗом к прицепу (МАЗ-9389,9396) от 19.01.81, хранящийся на Минском автомобильном заводе (прототип) . (54) (57) 1. ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЩСТВА С САМОУСТАНАВЛИВАЮШИМИСЯ КОЛЕСАМИ, содержащая балку, патуоси, установленные соответственно в балке и каждой полуоси цапфы, кулаки, соединенные между собой шкворнями, и жестко закрепленный на каждом кулаке рычаг, шарнирно связанный с поперечной тягой, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения износа шин и повышения надежности оси при работе в различных дорожных условиях, каждые цапфа и кулак установлены в балке и соответствующей полуоси с возможностью параллельного перемещения относительно продольной оси транспортного средства и снабжены фиксатором их положения.

ЮИ) RR9

Изобрететтттеоттт.зсится к области автомобилестроения, а конкретнее к осям транспортного средства с самоустанавливающи-. мися колесами.

Известна ось с самоустанавлттваюшимися колесами и с устройством стабилизацтти ее движения, содержащая балку, по;туоси с кулак >м, цапфы, соединенные жестко с бътпотй и посредством шкворня с полуосью, рьгтаг, связатцтый с поперечт0 ной тягой, а также прикрепленные к балке оси рессоры с накладками и гидравлические амортизаторы, при этом тптжний конец гидравлического амортизатора шарнттртт соединен с полуосью, а верхний - с накладкой рессоры 1) .

Недостатком этого устройства является то, чу не обеспечивается необходимый поворот самоустанавливающихся колес при разлиптьтх условиях; на дорогах с малым коэффициентом сцепления колеса при повороте скользят, что приводит к интенсивному износу тшш, а на дорогах с большим коэффициентом сцеп» 5 лепия, при повороте колес, в деталях оси возникают предельно допустимые нагрузки, снижаютцие надежность и долговечность оси.

35

Выполнение цапфы и кулака подвиж 0 ными относительно продольной оси транс2.Осьпоп.Л,отличаюша я с я тем, что отта снабжена разъеттными кронштейнами, жестко связа1птыми с котшами балки, в каждой полуоси выполнено отверстие с зубчатым профилем, в котором установлен полый кулак с упомя. нутым фиксатором и со сквозными прорезями для взаимодеттсчвия с ту бьями От» верстия соответствующей полуоси, а каждая цапфа устаттоытетта в соответствующем

Известна также ось транспортного средства с самоустанавливающимися к< лесами, содержащая балку, полуоси, установленные соответственно в балке и каждой полуоси цапфы, кулаки, соединенные между собой шкворнями, и жестко закрепленньпт на каждом кулаке рычаг, шарк:трио связанный с поперечной тягой(2) .

Недостатком этой оси являются повышенный износ шин т недостаточная надежность узла соепинеттия балки с полуразъемном крошцтейне посредством зубчатого зацепления.

-3. Ось по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что фиксатор установлен в полом кулаке и выполнен в виде соединенных между собой пружинами и фиксируемых приводным кулачком пластин, одна из которых снабжена зубьями для взаимодействия с прорезями кулака и с зубьями полуоси. осью при повороте транспортного средст» ва в различных дорожных условиях, ссобенно в осенне-зимний период.

Целью настоящего изобретения является уменьшение износа шин и повышение надежности оси при работе в различных дорожных условиях.

Для достижения этой цели в оси транспортного средства с самоустанавливающими я колесами, содержащей балку, полуоси, установленные соотвт.тственно в балке и ка:кдой полуоси цапфы, кулаки, соединенные между собой шкворнями, и жестко закрепленный на каждом кулаке рычаг, шарнирно связанный с поперечной тягой, каждые цапфа и кулак установлены в балке и соответствующей полуоси с возможностью параллельного перемещения относительтто продольной оси транспортного средства и снабжены фиксатором их положения.

Кроме того, ось снабжена разъемными кронштейнами, жестко связанными с концами балки, в каждой полуоси выполнено отверстие с зубчатым ттрофилем, в котором установлен полый кулак с упомянутым фиксатором и со сквозными прорезями для взаимодействия с зубьями отверстия соответствующей полуоси, а каждая цапфа установлена в соответствующеМ разьемном кронштейне посредством зубчатого зацеплени я.

Фиксатор установлен в попом кулаке и выполнен в виде соединенных между собой пружинами и фиксируемых привод.ным кулачком пластин, одна из которых снабжена зубьями для взаимодействия с прорезями кулака и с зубьями полу оси.

20

35 и 11 поворачивают валик 15, передвига3 ют в полости кулака 4 трубу 16 совместно с валиком 15 и кулаком 14.

При этом ограничительными пластинами

17 и 18 разводят пластины 12 и 13

40 до входа одной из них (13) в зацепление с прорезями 9 кулака 4 и зубчатым профилем полуоси 2. Затем фиксируют это положение гайкой 19 и контргайкой 20.

При недостаточности хода цапфы 6 отно45 сительно внутреннего кронштейна (аоаукронштейны 24, 25) перемещают аналогичным образом цапфу 6 совместно с внутренним кронштейном относительно наружного кронштейна (полукронштейны 22, 23).

Конструкция оси с изменяемым попожением цапфы и кулака уменьшает износ ШМн и повышает надежность и долговечность

3 f00 портного средства обеспечивает возможность изменения плеча стабилизации самоустанавливающихся колес при различных дорожных условиях, что влечет за собой увеличение крутящего момента при уменьшении сцепления шин с дорогой от боковых сил, это, в свою очередь, уменьшает износ шин при повороте и повышает надежность оси.

На фиг. 1 изображена ось транспортного средства с самоустанавливающимися колесами, вид сверху; на фиг..2— соединение балки с полуосью, разрез", на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - схема определенйя значений моментов при изменении положений цапфы и кулака.

Ось транспортного средства с самоустанавливающимися колесами содержит балку 1 и полуоси 2, на которых закреплены колеса 3. В каждой полуоси 2 установлен кулак 4, который посредством шкворня 5 соединен с цапфой 6. Бапфа 6 установлена в разъемном кронштейне, жестко связанном с балкой 1. На кулаке

4 жестко закреплен рычаг 7, шарнирно связанный с поперечной тягой 8. Отверстие каждой полуоси 2 выполнено с зубчатым профилем, а кулак 4 выполнен полым и со сквозными прорезями 9, соответствующими зубцам полуоси 2.

В полом кулаке 4 расположен фиксатор, выполненный в виде соединенных между собой пружинами 10 и 11 пластин 12 и 13 и расположенного между ними кулака 14 с приводом.

Пластина 13 имеет зубцы, входящие в зафиксированном положении в прорези 9 лулака 4 и между зубцами полуоси 2.

Кулачок 14 выполнен профильным и жестко соединен с валиком 15, свободно расположенным в трубе 16, на котором закреплена рграничительная пластина 17. йругая ограничительная пластина, 18 прикреплена непосредственно к кулачку 14. На ионне валика 15 расположены гайка 19 и контргайка 20.

Разъемный кронштейн выполнен составным в виде двух кронштейнов, установленных один в другом и связанных между собой зубчатым зацеплением 21.

Каждый кронштейн состоит из полукройштейнов соответственно 22, 23 и 24, 25, соединенных попарно болтами 26, 27. Во внутреннем кронштейне расположена цапфа 6 и связана с ним зубчатым зацеплением 28.

При работе транспортного средства в различных дорожных условиях, в зависи0860 4 мости от изменения сцепления шин с дорогой, при уменьшении плеча стабили-. зации уменьшается и осевая нагрузка на шкворневое устройство, а на шиныувеличивается, при увеличении плеча стабилизации — наоборот

При этом (фиг. 4) боковые силы у на плече стабилизации создают крутящий момент IA = Я,ч b, который по величине должен быть больше момента трения т в шарнирах шкворневого узла и цапф для того, чтобы колесо поворачивалось без скольжения при повороте, т.е. A>®z

Перемещение кулака 4 и цапфы 6 производят следующим образом.

Предварительно сняв шкворень 5, о пускают гайку 19 и контргайку 20, и поворачивают валиком 15 кулачок 14, освобождая пластины 12 и 13. При этом пружины 10 и 11 выведут зубья пластины 13 из зацепления с полуосью 2 и с прорезями 9 кулака 4-., Вывернув болты 26 и 27 и сняв полукронштейны 22 и 24, выводят из зацепления цапфу 6 с полукронштейном

25. Затем перемещают относительно продольной оси транспортного средства в необходимое положение цапфу 6 и кулак 4., вводят в зацепление цапфу 6 с полукронштейном 25 и соединяют ее с кулаком 4 шкворнем 5.Устанавливают полукронщтейны

22 и 24 и заворачивают болты 26 и 27.

Далее фиксируют положение кулака 4.

Для этого, преодолевая усилия пружин 10 шкворневого узла и всей оси.

Экономический эффект достигается вследствие уменьшения износа щин от скольжения при повороте и избежания поломки оси за счет установки опт:имальной величины плеча стабилизации в зависимости от дорожньи условий.

1009869

Составитель В, Ионова

Редактор Е, Зубиетова Техред Т.Маточка Корректор С. Шекмар

Заказ 2601/12 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государствеииого комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4