Винтовой домкрат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ, содер-. жавший корпус/ установленный в нем грузовой винт с гайкой и ограничитель грузоподъемности, включающий всебя храповой механизм, о т...л. и ч. .а. ю щ и и с я тем; что, с целью пошзшёния безопасности в работе, гайка выполнена с наружной конусной поверхностью , а ограничитель грузоподьемг-: ности дополнительно снабжен обоймой, охватывающей корпус и имеющей внутренний конический участок, сопряженный с наружной конической поверхностью гайки, тарельчатой пружиной, установленной в корпусе, и упорным подшипником , через КОТ01ШЙ пружиной гайке поджата к обойме, причем храповое колесо неподвижно закреплено на верхнем торце гайки, а собачка, установленная на оси, закрепленгС на торце обоймы. 2. Домкрат, по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что участок обоймы, Щ охватывсцощей корпус, посредством (Л резьбы взаимосвязан с последним;

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

ФН ЮЛИ ЯН

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ 6ОСР

IlO 4ЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. ОТКРЫТИЙ

ОПЙСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .,с . 1;.

5 4Й . j@g ( (21) 3351026/27-11 (22) 03.11.81 (.46) 07.04.83. Бюл. Р 13 (72) В.Н. Иулепов, К.К. Котов, С.Н. Сафарян и A.Â. Герокарис (71) Краснодарский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по монтажным и специальным строительным работам.

53 ;866 14 088а8 (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 286172, кл. В 66 F 3/08, 1968 . (прототип). (54) (57)1.ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ, содер--. жащий корпус; установленный в нем грузовой винт с гайкой и ограничитель грузоподъемности, включающий в себя храповой.механизм, о т.л,и.ч:.а ю шийся тем,,что, с целью повы„,su„„ l 00 9997

3(59 В 66 F 3 14 В 66 F. 17 00 щения безопасности в работе, гайка выполнена с наружной конусной поверхностью, а ограничитель грузоподъем-.: ности дополнительно снабжен обоймой, охватывающей корпус и имеющей внутренний конический -участок, сопряженный с наружной конической поверхностью гайки, тарельчатой пружиной, установленной в корпусе, и упорным подшипником, через который пружиной гайка поджата к обойме, причем храповое колесо неподвижно закреплено на верхнем торце гайки, а собачка, установленная на оси, закреплена на торце обоймы.

2. Домкрат.по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что участок обоймы, Я охватывающей корпус, посредством резьбы взаимосвязан е последним;

1009997

Изобретение относится к груэоподьемным устройствам, в частности к домкратам, и может быть использовано на монтажных работах при подъеме, перемещении, установке, стыковке оборудования, при ремонте и обслуживании транспортных средств.

Известен винтовой домкрат, содержащий корпус, установленный в нем грузовой винт с гайкой и ограничитель грузоподъемности, включающий в себя 10 храповрй механизм (1 )„

В известном домкрате заданное осевое усилие Аактически является заданным крутящим моментом, прикладывае.мым к приводной рукоятке и передавае-35 мым через коническую перс.>,ачу на гай ку и винт. Домкрат имеет сложную конструкцию. Это усложнение ухудшает кон-. струкцию домкрата с точки зрения его (КПД, технологии из готовления, возможности достижения оптимальной массы..

Целью изобретения является ловышение безопасности в работе.

Указанная цель достигается тем, что винтовой домкрат, содержащий . 25 корпус, установленный в нем грузовой винт L гайкой и ограничитель грузоподъемности, включающий в себя храповой механизм, гайка выполнена с наружной конусной поверхностью, а ограничитель грузоподъемности дополнительно снабжен обоймой, прохватывающей корпус и имеющей внутренний конический участок, сопряженный с наружной конической поверхностью гайки, тарельчатой пружиной, установленной в кор-. 35 пусе, и упорным подшипником, через который пружиной гайка поджата к обой ме, причем храповое колесо неподвижно закреплено на верхнем торце гайки, а собачка, установленная на оси,закреп- 40 лена на торце обоймы.

Кроме того, участок обоймы, охватывающей корпус, посредством резьбы взаимосвязан с последним.

На чертеже изображен винтовой 45 предложенный домкрат, разрез.

Винтовой домкрат содержит корпус 1, грузовой винт 2 и гайку 3 с конусной наружной поверхностью, обойму 4, имеющую конусную внутреннюю поверхность, 5, сопряженную с конусной наружной поверхностью гайки 3. Крепление обой-, мы 4 на корпусе 1 обеспечивается резьбовым соединением б и контргайкой 7.

Таким образбм, гайка 3 и обойма 4 являются полуиуАтами конусной Арикционной муАты, связывающей кинематически корпус 1 с грузовым винтом 2..

Гайка 3 поджата к обойме 4 тарельча- 60 тыми пружинами 8 через упорный подшипник 9.При этом тарельчатые пружины 8 установлены в корпусе 1 на шайбе 10,т. е. под торцом гайки 3 а от подшипника 9 их отделяет шайба 11.

Обойма 4 и гайка 3 соединены л1ежду собой посредством храпового механизма одностороннего действия, в который входят храповое колесо 12, которое неподвижно закреплено на верхнем торце гайки 3, и установленная на оси 13 в обойме 4 собачка 14, поджимаемая постоянно к храповому колесу 12 пружиной 15. Тарельчатые пружины предварительно сжаты на заданную величину, что зафиксировано резьбовым соединением б и контргайкой 7.

Для привода во вращение грузового

I винта 2 служит трещоточная рукоятка

1б. для взаимодействия вращающегося винта 2 с грузом. на винте 2 установлена шарнирно пятка 17, свободно вращающаяся относительно винта 2.

В хвостовой части винта 2 имеется бурт 18, непроходной через. шайбу 10.

Компановка подшипника 9, шайб 10 и 11, а также пружин 8 может быть иной .

Пружин 8 может быть несколько или одна. Они и шайба 10 могут быть установлены непосредственно под гайкой 3 .(между гайкой 3 и упорным подшипником

9). Шайбы 11 может и не быть, а подшипник 9, в таком случае, может быть установлен непосредственно в кс рпу-. се 1.

Прежде чем использовать домкрат в работе его необходимо отрегулировать на заданную нагрузку. Для этого домкрат загружают осевым усилием с возможностью контроля и варьирования го значения. Вращением приводной укоятки проверяют соответствие предарительного сжатия пружин 8 заданной агрузке. Если предварительное сжатие

1 пружин недостаточно, гайка 3 провора- чивается относительно обоймы 4 при осевой нагрузке, меньшей номинальной заданной нагрузки.

Проворачивание гайки 3 относитель.но обоймы 4 сопровождается прощелкиванием собачки 14 через, зубья храпового колеса 12. Тогда, свинтив вниз контргайку 7, навинчивают в том же направлении обойму 4. При этом с обоймой 4 вращаются заодно гайка 3 и винт 2, что обеспечивает зацепление собачки 14 с храповым колесом 12, позволяя в то же время обойме 4 смещаться вдоль оси (в вертикальном направлении) относительно гайки 3.

Добившись таким образом срабатывания храпового механизма, т. е. проворачивания гайки 3 относительно обоймы

4, при осевой нагрузке, большей номинальной, но находящейся в пределах допуска, заканчиваем регулировку домкрата на заданную грузоподъемность и фиксируем обойму 4 относительно корпуса 1 контргайкой 7.

Работа осуществляется следующим образом.

1009997

Винтовой домкрат подводят под груз и надежно устанавливают на соответствующее грузу по несущей способности осндвание. Затем качательными движениями в горизонтальной плоскости приводной трещоточной рукоятки 16, вывин-5 чивая винт 2 из гайки 3, доводят пятку 17 до упора с грузом. Дальнейшими качательными движениями трещоточной рукоятки и вывинчиванием винта 2 из гайки 3 осуществляют подъем 30 груза. Если нагрузка от поднимаемого груза превысит номинальную грузоподъемность домкрата, тарельчатые пружины 8, сжимаемые грузом через винт

2, гайку 3, подшипник 9 и шайбу 11; деформируются. Сопряжение гайки 3 с обоймой 4 через конусные поверхности

5 стает более свободным (тугая посадка изменяется на скользящую) и гайка 3 начинает проворачиваться отно- 2О сительно обоймы 4, а соответственно, собачка 14 начинает прощелкивать по зубьям храпового колеса 12. Прн этом вывинчивание винта 2 из гайки 3, .а соответственно, и подъем груза прекращается. Таким образом, в связи с разрывом связи гайки 3 с обоймой 4 и корпусом 1 становится невозможной перегрузка домкрата, соответственно его повреждение или поломка. Кроме того, в момент начала пробуксовки конусной поверхности 5 гайки 3 относительно обойьы 4 на приводной рукоятке 16 не происходит значительного падения сопротивления, так как винт 2 и гайка 3 остаются под нагрузкой и вдб-, 3 бавок появляется сопротивление про-, буксовке конусных поверхностей 5.

Поэтому работающий .не может потерять;равновесие в момент срабатывания ограничителя грузоподъемности. 40

Если нагрузка от поднимаемого груза не превысит номиналъной грузоподьемности домкрата вывннчивание винта 2 из гайки 3 при качательных движениях приводной рукоятки 16, а соответствен-45 но и подъем груза будет продолжаться ,до тех пор, пока бурт 18 винта 2 не

;дойдет до шайбы 10 ° После этого на;чннается деформация пружин 8, ослабле ние прижатия конусных поверхностей 5, по которым сопряжены гайки 3 и обойма 4, гайка 3 начинает проворачиваться относительно обоймы 4, собачка 14 начинает прощелкивать Ilo зубьям храпового колеса 12, вывинчивание винта

2 из гайки 3 и подъем груза прекращается. Тем сам м ограничивается вывинчивание винта 2 по высоте и исчезает возможность приложения, беспредельно большого крутящего момента к рукоят ке 16 с целью продолжить подьем.груза и после достижения предельной для домкрата высоты, вследствие чего возможно выворачивание домкрата из»под груза с созданием аварийной ситуации;

Предложенный винтовой домкрат по сравнению с известным более прост по конструкции, обладает большим КПД эа счет меньшего количества поверхностей трения и отсутствия зубчатой конической пары в цепи передачи крутящего момента от приводной рукоятки на грузовой винт при подьеме груза. Домкрат может быть выполнен с меньшей массой, (при равной грузоподъ.емности), обеспечивает повышение безопасности и удобства работы с ним эа счет независимости срабатывания ограничителя грузоподъемности от темпа приложения крутящего момента к приводной рукоятке и отсутствия причин возможной при этом потери равйовесия работающим.

Предложенная конструкция винтового домкрата может найти широкое применение в народном хозяйстве при подьеме грузов на монтажных работах в строительстве, при ремонте .и обслуживании транспортных средств и т. п.

его использование дает эффект, выра-. женный в повышении безопасности и облегчении труда работающих.

1009997

Составитель И. Лазарева

Редактор М. Келемеш Техред О.Неце Корректор A. Ференц

Р

Эакаэ 2389/7 Тираж 859 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открнтий

113035, ?москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4