Крестово-кулисная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СООЭ СОВЕТСНИК
В
РЕСПУБЛИК (19) (1И
Ь(51) F 16 2 3 04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3263357/25-27 (22) 20.03 ° 81 (46) 07.04.83. Вюл. Р 13 (72) В.И.Пигарев (71! Производственное объединение Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции (53) 621.825 8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР.
9 371361, кл. F 16 > 3/04, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
9 658327, кл. F 16 32 3/04, 1977., (прототип). (54) (57) КРЕСТОВ0-КУЛИСИРА МУФТА, содержащая две фланцевые полумуфты с лазами на торцах, установленный между ними промежуточный диск,,с взаимно перпендикулярными выступами, расположенными в пазах полумуфт, -размещенные между боковыми поверхностями пазов и выступов тела качения и клиновые вставки, направленные меньшими основаниями в-противоположные стороны, а также упругое кольцо, контактирующее с большими основаниями клиновых вставок, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дугообразными упругими стержнями, закрепленными одним концом на одной из полумуфт и установленными на стержнях с возможностью перемещения инерционными грузами, расположенными по обе стороны от меньшего осноФ вания каждой клиновой вставки,,нри щ этом в последних выполнены отверстия а упругое кольцо и дугообразные стержни расположены в них .
1010333
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.
Известна крестово-кулисная муфта, содержащая две полумуфты с пазами
ыа торцах, и промежуточный диск с выступами, взаимодействующие через тела качения и подвижные сегмен" . . ты (1 .
Недостатком муфты является отсутствие автоматической компенсации 10 износа.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является крестово-кулисная муфта, содержащая две полумуфты с пазами на торцах, 15 установленный между ними промежуточный диск с взаимно перпендикулярными выступами, расположенными в пазах полумуфты, смонтирбванные между боковыми поверхностями пазов и высту-gp пов тела качения и клиновые вставки, направленные меньшими основаниями в противоположные стороны, и упругое кольцо, контактирующее с большими основаниями клиновых вставок (2).
Недостатком известной муфты является низкая надежность из-за ослабления упругого кольца под действием центробежных сил.
Целью изобретения является повыше- ЗО ние надежности.
Поставленная цель достигается тем, что крестово-кулисная муфта, содержащая две полумуфты с пазами на торцах, установленный между ними промежуточный диск с взаимно перпен-. дикулярными выступами, расположенными в пазах полумуфт .—, размещенные между боковыми поверхностями пазов и выступов тела качения и клиновые вставки, направ ленные меньшими основаниями в про- "О тивоположные стороны, а также упругое кольце, контактирующее с большими основаниями клиновых вставок, снабжена .дугообразными упругими стержнями, закрепленными концом на 45 одной из полумуфт и установленными на стержнях с возможностью перемещения инерционными грузами, расположенными по обе стороны от меньшего основания каждой клиновой вставки, при.этом в .последних выполнены от- верстия, а упругое кольцо и дугообразные стержни расположены в них.
:.На фиг.l показана крестово-кулисная.муфта1 общий вид; на фиг.2— разрез A-A на фиг.l; на фиг.3 — сечение Б-Б.на фиг.2; на фиг.4 — сечение на В-В.на фиг.2.
Крестово-кулисная муфта содержит две полумуфты 1 и 2 с пазами на торцах, установленный межцу ними промежуточ-. 6О ный диск 3 с взаимно перпендикулярными выступами на торцах, размещенными в пазах полумуфт и взаимодействующими с ними через клиновые вставки 4 и тела 5 качения, эаклю- 65 ченные в линейные сепараторы 6,, упругое разрезное кольцо 7,расположенное концентрично на промежуточном диске и взаимодействующее своей внутренней поверхностью с клиновыми вставками со стороны их больших оснований. На торце большего основания каждой клиновой вставки выполнены выступы 8,а в теле меньшего ее основания выполнены два сквозных паза 9.и 10, в которых расположены упругое разрезное кольцо
7 и.упругий дугообразный стержень
11, взаимодействующие своими наружными поверхностями с поверхностями
12 и 13 сквозных пазов 9 и 10, удаленными от центра муфты. .Один конец упругого стержня 11 закреплен на полумуфте болтом 14, а на втором конце по обе стороны меньшего основания клиновой вставки закреплены. винтами 15 с возможностью перестановки инерционные грузы 16 и 17.
Груз 16 взаимодействует с выступами 8 большего основания клиновой вставки 4, а.концы упругого разрезного кольца .7 соединены растягивающимся элементом, например пружиной
18 растяжения.
После .установки муфты на концы соединяемых ею.валов полости заполняют вяэкопластичной смазкой и закрывают эластичным .чехлом 19.
В статическом состоянии муфты при наличии люфта между телами 5 качения и боковыми поверхностями пазов полумуфт 1 и 2 и клиновых вставок 4 за счет упругих.сил упругого разрезного кольца 7, пружины растяжения 18 и упругого стержня 11 происходит радиальное перемещение клиновых вставок до полной выборки. зазора (на фиг.2 обозначено стрелкой Г).
Муфта работает следующим образом.
При вращении муфты упругое разрезное кольцо 7 разжимается и своей наружной поверхностью, взаимодействующей с поверхностью 12 скво=-ного паза 9, удерживает клиновуэ вставку 4 от смещения в радиальном направлении в сторону большего основания клиновой вставки, а грузы 16 и 17 под действием радиальных сил Р и
Р через упругий стержень 11, взаимодействующий своей наружной поверхностью с поверхностью 13 паза 10, перемещают клиновую вставку в радиальном направлении по стрелке Г.
В процессе работы муфты при наличии радиального смещения осей валов промежуточный диск 3 .совершает сложное движение — вращение и скольжение относительно полумуфты 1 и 2, чем и достигается компенсация смещения валов.
При износе поверхностей, сопряжен, ных с телами качения, в процессе эксплуатации муфты происходит надеж1о оззз д Рог. Г б-б
/Pub. 7
Фиг. 4
ВНИИПИ Закаэ 2442/23 Тираж 923 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
4 ное автоматическое устранение боко- бой момент беэ дополнительной регувых эаэоров, и обеспечивается переда- лировки,.что повышает точность в ча .крутящего момента беэ люфта, в лю- передаче угла поворота.