Торцовое уплотнение вращающегося вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЙЩГОСЯ ВАЛА, включающее НеподвижЕСБГОШЗКДЯ илТЕЬТй5- -5-1 TSXHs iiSC Ai ySJ f«0}o;i4 ное и подвижное кольца пар трения, установленные в корпусе и на валу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности торцового уплотнения, оно снабжено компенсационной гайкой с продольным упором, соединенной с подвижным кольцом, « в корпусе сооснр гайке установлен выдвижной шток. 2.Уплотнение по п. 1, отличающееся тем что компенсационная гайка имеет на наружной поверхности паз с углом скоса. 3 .Уплотнение по пп. i и 2, о тлича .ющееся тем, что в штоке имеется центральное отверстие. S (Л с со :о

(19) Oi) . СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3(50 F 16 J 15 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3407391/25-08 (22) 01.03.82 (46) 07.04.83;. Бюл. Р 13 (72) P. И. Стародубов, Е. В. Шатаев .и Г. В. Антипин (71) Дзержинский филиал Научноисследовательского и конструкторского института химического машиностроения (53) 62-762(088.8) .(56) 1. Авторское свидетельство .СССР

М 715872, кл. F 16 J 15/34, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

Р,779694, кл. F J 15/34, 1978. (54) (57) 1 ° ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩИИЦЕГОСЯ ВАЛА, включающее неподвижное и подвижное кольца пар трения, установленные в корпусе и на валу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности торцового уплотнения, оно снабжено компенсационной гайкой с продольным упором, соединенной с подвижным кольцом, ю в корпусе соосно гайке установлен выдвижной шток.

2. Уплотнение по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что компенсационная гайка имеет на наружной поверхности паз с углом коса.

3. Уплотнение по пп. и 2, о тл и ч а.ю щ е е с я тем, что в штоке имеется центральное отверстие.

1010369

Изобретение относится к торцовым уплотнениям валов химических аппа-. ратов и может быть использовано в химической и других отраслях промышленности.

Известна конструкция торцового уплотнения вращающегося вала, в котОрой, с целью регулирования усилия прижима при настройке узла трения, применены упругие элементы, выполненные в виде пакетов деформируемых пластин с торцовыми выступами, выполненными в виде съемных брусков $11.

Недостатком уплотнения является то, что .отсутствует возможность многократного использования колец нар,трения, а также невозможна регулировка усилий прижима колец трения по мере их износа беэ разборки торцового уплотнения.

Известно также торцовое уплотнение вращающегося вала, включающее неподвижные и вращающиеся кольца пар трения, установленные в корпусе и на валу, выполненные в виде пакетов плоских колец 1 2).

Х недостаткам известного торцового уплотнения относятся ограниченное применение колец пар трения из мягких углеграфитовых антифрикционных материалов, так как кольца, выполненные в виде плоских дисков при минимальных размерах по толщине, имеют малую прочность, наличие компенсационных колец, которые йеобходимо менять при каждой переборке торцового уплотнения а также больI

1 шая чувствительность пар трения, выполняемых в ви 1е тонких пластин, к температурным деформациям, Кроме того,.отсутствует возможность регулирования усилий прижима от пружин при износе колец трения беэ разборки торцового уплотнения.:

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности торцового уплотнения.

Указанная цель достигается тем, что уплотнение, включающее неподвижное и подвижное кольца пар трения, установленные z. корпусе и на валу, снабжено компенсационной гайкой и с продольным упором, соединенной с подвижным кольцом, а в корпусе соосно гайке установлен выдвижной шток.

При этом компенсационная гайка имеет паз с углом скоса, а в штоке имеется центральное отверстие.

Благодаря указанным. отличительным особенностям. осуществляется регули. ровка усилия прижима в контакте трения от пружин при износе колец трения без разборки торцового уплотнения, а также настройка торцового уплотнения при переборках, связанная с ремонтом изношенных поверхностей пар трения, для их многократного использования эа счет изменения осевого размера подвижного кольца трения в зависимости от изменения осевых размеров колец пар трения, что зна5 чительно повышает надежность и долговечность торцового уплотнения.

На фиг. 1 изображено торцовое уплотнение вращающегося вала, общий вид; на фиг. 2 — то же, с измененными осевыми размерами колец пары трения, на фиг. 3 — разрез A-A на фиг. 2.

Торцовое уплотнение (фиг. 1) состоит из корпуса-обечайки 1, внутри которой расйоложено подвижное коль15 цо 2 с парой 3 трения, установленное на валу 4 через резиновое кольцо 5 и поджатое с торца пружинами 6, упирающимися в кольцо 7 и упорное кольцо 8, закрепленное на валу 4 винтами 9.

20 Корпус-обечайка 1 скреплен по торцовым поверхностям с крышкой 10, в которой установлено неподвижное кольцо пары 11 трения., и корпусом 12 сальника с набивкой 13. Пары 3 и 11 тре25 ния установлены в подвижном кольце

2 и крышке 10 и соединены на клеепрессовой посадке. Вращение подвижному кольцу 2 от вала 4 передается через штифт 14, установленный в упорном кольце 8 и проходящем через отверстие кольца 7 и паза подвижного кольца 2. На наружном диаметре подвижного кольца 2 через реэьбовое соединение навернута компенсацион- ная гайка 15 с продольным упором 16, выполненным по направлению оси вала (фиг. 1-3), напротив которой в корпусе-обечайке 1 через резиновое кольцо 17 установлен выдвижной шток 18, сопрягаемой через упор 16 с гайкой 15.

Для определения взаимного расположения гайки 15 относительно подвижного кольца 2 на наружном диаметре гайки

15 в непосредственной близости от упора 16 выполнен паэ 19 с углом ско45 ca, а в штоке 18 может быть предусмотрено центральное отверстие .для установки датчика, определяющего перемещение гайки 15 Ьтносительно кольца 2.

Для отвода тепла от элементов пар трения в корпусе-обечайке 1 имеются отверстия 0 и о соответственно для подвода и отвода охлаждающей жидкости в камере уплотнения

Уплотнение работает следующим образом.

При износе колец пары 3 и 11 трения и появлении утечки через пару трения необходимо остановить аппарат, 60 выдвинуть шток 18 внутрь в камеру уплотнения и вращать вал по стрелке до соприкосновения штока 18 с упором 16 гайки 15. При дальнейшем враении вала производится отвод гайки

5 с кольцом 7 к упорному кольцу 8

1010369

4-4 auApwymp и сжатие пружин б, благодаря чему осуществляется компенсация износа и регулировка .усилия сжатия пружин с целью увеличения контактного давления в паре трения и устранения утеч-, ки жидкости через пару трения при работе торцового уплотнения. Усилие. сжатия пружин (осевой .размер пружин) определяется в зависимости от числа поворотов вала, его косвенно можно определить по высоте штока над корпу- 10 сом-обечайкой, когда шток упирается в поверхность скоса, а также посредством датчика, устанавливаемого. в отверстие штока по величине зазора, между нижней поверхностью штока и 35 поверхностью скоса, который изменяется в зависимости от перемещения гайки 15 от штока 18, так как профиль паза 19 выполнен в виде скоса р Углом, 20

При переборках уплотнения, прове" .дения ремонтных работ и восстановлении изношенных новерхностей пар трения путем токарной обработки .или шлифовки, а также притирке колец производится сборка торцового уплотнения с работающими ранее кольцами трения с учетом уменьшения их размеров по высоте, осуществляя компенсацию уменьшения размеров установленной в опре деленном месте компенсационной гайки

15 на кольце 2, благодаря чему появляется возможность ремонтопригодности и многократного использования колец пар трения с целью увеличения долговечности торцового уплотнения и

Ъкономии остродефицитных материалов пар трения.

Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении надежности и долговечности уплотнения за счет компенсации износа и регулировки прижатия пар трения в процессе эксплуатации.

ВНИИПИ Заказ 2444/25

Тираж 923 Подписное

Филиал ППП ".Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4