Шагомер для гребных винтов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАГОМЕР ДЛЯ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ, содержащий центрирующий элемент , колонку, две радиальные направляющие , установленные на колонке с воэможнос1ъю поворота в плоскости, перпендикулярной ей, и установленные на направляющих две каретки с мерными 1цупами, кинематически связанные между собой, отличающийся тем, что, с целью повыщения производательности контроля, он снабжен наклонной направляющей , один конец которой С1бязан с колонкой с возможностью, перемещения по ней, другой связан с одной из радиал гньк направлякших посредством щарнирнокулисного механизма, дсотолнительной кареткой, установленной v& наклонной направляющей, и поворбтвым держателем, установленным На дополнительной карет ке , а радиальные HanpaionHKiiunte устаиОАлены с возможностью изменения угла меж-g 9 ду ними. (Л 9 i Iff и
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1010444 (д)G01 В 5/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3253793/25-28 (22) 16.02.81 (46) 07.04.83. Бкп. % 13 (72) Л. Я. Боровков и Ю. Г. Кулик (71) Горьковский ордена Трудового Красного,Зйамени ин:титут инженеров водного транспорта (53) 531.717.14 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N 329369, кп. 501 В 5/16, 1972 (прототиц) . (54) (57) ШАГОМЕР ДЛЯ ГРЕБНЫХ
ВИНТОВ, содержащий центрирукеций элемент, колонку, две радиальные направляющие, установпенные на колонке с воэможностью поворота s ппос кости, перпенцикупярной ей. и установленные на направляющих две каретки с мерными црпами, кинематически связанные между собой, отличаюшийся тем,что,с целью повышения производительности конгроля, он снабжен наклонной направmimeR, один конец которой связан с колонкой с возможностью, перемещения по ней, другой связан с одной из радиальныс направпякицих посредством шарнирнокуписного механизма, дополнительной кареткой, установленной на. наклонной направляющей, и поворбтным держателем, установленным на дополнительной каретке, а радиальные направляющие установлены с возможностью изменения угла меж о ду ними.
1010444 2 между ними, две каретки 5 и 6, которые установлены на направляющих З.и 4 и связаны между собой тягой 7, установленной шарнирно нв каретке 5 и скользящей в поворотной опоре 8, расположенной нв каретке 6. Перемещение кареток
5 и 6 осуществляется ходовым. винтом
9 и поворотной штурвальной гайкой 10, связанной.с тягой 7.
В каретках 5 и 6 установлены с воэможностью перемещения мерные щупы
11 и 12. С колонкой 2 через отводной бугель 13 шарнирно связана наклонная направляющая 14, второй конец которой посредством шарнирно-кулисного механизма 15 связан с радиальной направляющей
3. На наклонной направляющей 14 установлена дополнительная каретка 16 с поворотным держателем 17, в котором закрепляется стопором 18 мерный црп
11 каретки 5. На радиальной направляющей 5 установлены горизонтальная 19 и вертикальная 20 угловые шкалы.
Ходовой винт 9 соединен с колонкой
2 шарнирно при помощи кольца 21. Фиксацйя взаимного положения направляющих
З.и 4 осуществляется гайкой 22, Фиксация бугеля 12 на колонке 2 осуществляется гайками 23. На мерном щупе 11, установлены гайки 24, определяюцше предельное отклонение. шага.
B случае установки шагомера на хво стовик гребного винта колонка 2 может быть выполнена в виде удлиненной ступицы, устанавливаемой на центрируюший элемент.
Шагомер работает следукацим образом.
Перед началом измерений шагомер настраивают по конструктивным размерам гребного винта: шагу Н, радиусу.К
d и масштабу измерения М =. 360, где
cL- центральный угол между радиальными направляющими. Масштаб М выбирается в зависимости от формы лопасти, а также характера и цели измерений. По выбранному масштабу определяется значение ординатор.шага tl «Н, харвктери:М зующее угол Р, который является reoMer рической характеристикой гребного винта и определяется по удвоенному значению и шагового отношения H то есть
3 АР= г — = —. н
Э R
Изобретение относится к измеритель. ной технике и может использоваться в судостроительной и судоремонтной промышленности для измерения шага гребных винтов.
-Известен шагомер для гребных винтов, содержащий центрируккций элемент, колонку, две радиальные направляющие, установленные на колонке с возможностью доворота в плоскости„перпендикулярной ей, и установленные на направляющих две каретки с мерными и упами, кинематически связанные между собой. Радиальные направляющие известного шагомерв жестко связаны между собой (13
Недостатком известного шагомера является необходимость при каждом измерении перемешать шуп, визуально определять значения разности высот щупов и арифметически определять отклонения отконструктивного шага гребного винта, на что затрачивается дополнительное время.
Белью изобретения является повышение производительности контроля.
Указанная цель достигается тем, что шагомер для,гребных винтов, содержа щий центрирующий элемент, колонку, две радиальные направляющие,. установленные 30 на колонке с воэможностью поворота в плоскости, перпендикулярной ей, и установленные нв направляющих две каретки с мерными щупами, кинематически связанные между собой, снабжен наклонной и нап- З5
: авляюшей, один конец которой связан с колонкой, с возможностью перемещения по цей, другой связан с одной из радиальных направляющих посредством шарнирно-куписного механизма, дополнительной карет- 4р кой, установленной нв наклонной направляющей, и поворотным держателем, установленным на дополнительной каретке, а радиальные направляющие установлены с воэможностью изменения угла между 45 ними.
На фиг. 1 представлен шагомер, установленный на гребной винт, вид сверху; нв фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (повернуто); на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1 (повернуто) .
Шагомер для гребных винтов содержит центрирующий элемент 1, удлиненную колонку 2, две радиальные направляющие
3 и 4, установленные нв колонке 2 с воз. можностью поворота B плоскости, перпендикулярной к ней, и с возможностью изменения и фиксации центрального угла 4По расчетным значениям шагомер настраивают HB постоянный конструктив1010
444
ЬУд 4 лОЯ)ифлРО.
Ю-Ю лобернуяф
Ùâ
Фиг 7
ВНИИПИ Заказ 2465/29 Ти р аж 600 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 ный размер ординаты шага },, устанавливы радиальные направляюшие 3 и 4 под B0M < HO IIIKMIe 1 9 > H&lUIOHH направляюшую 14 под углом Р по шкале 20, и закрепляют элементами крепления 18, 22, 23. Кроме того, гайками 24 на мерном шупе 11 устанавлива,ют допускаемые отклонения (+1) от конструктивного шага.
При измерении на разных радиусах сечений лопасти гребного винта синхронное. перемешение мерных шупов 11 и 12 . осушествляется поворотом штурвальной гайки 10, которая через тягу 7 перемешает каретки 5 и 6 по напрввлякицим 11
3 и 4. Одновременно через мерный и уп
11, закрепленный в поворотном держателе 17 стопором 18, производится перемещение дополнительной каретки 16. При этом наконечник мерного шупа 11 сколь- 20 эит по образукщей поверхности лопасти винта и дополнительно перемешается в ка4 ретке 5. Если перемешениешупа 11 осу- . шествляется в гранипах, зафиксированных гайками 24, то шаг винта будет соответcTBosBTb техническим условиям его им о%. товления и ремонта и дальнейшие измерения не производятся, так как ордината шага ч. зафиксирована при настройке. ,При превышении значений + появится зазор "иежду наконечником мерного ярда и поверхностью лопасти, чго свидетелм
mayer о несоответствии шага текничео ким условиям. В этом случае стопором .
18 освобождают мерный нрп 11 гайки
24, смешают и по перемешению мерного шула 11 (по нанесенным на нем делениям) опреде яют действительное значение шага лопасти гребного винта.
Изобретение позволяет проиэвщ@ють контроль шага винта без непосредственного измерения и, в отдельньк случаях, определять величину этого шага.