Источник сейсмических сигналов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ по авт. св. № 721789, о тличающийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем улучшения согласования источника с грунтом, якорь двигателя выполнен в виде концентрических шигащфов, размешенных с воетложностью поступательного перемешения друг относительно друга, и снабжен средствами; взаимно и фиксации соседних цилиндров. Фиг. /
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН..Вр„„дшд79 А
3 5@ G 01 Ч 1/133; 6 01 Ч 1/047
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ св
° ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д - " .
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. 1 (61) 721789 (21) 3283915/18-25 (22) 28.04.81 (46) 07.04.83. Бюл. % 13 (72) Н. П. Бахарев (71) Тольяттинский политехнический институт (53) 550.83(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
¹ 721789, кл. 901 Ч 1/133, 1974 (прототип) . (54} (57) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ
СИГНАЛОВ по авт. св. ¹ 721789, o r л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности путем улучшения согласования источника с грунтом, якорь двигателя выполнен и виде концентрических цилиндров, размещенных с возможностью поступательного перемещения друг относительно друга, и снабжен средствами взаимной фиксации соседних цилиндров.
1010579
Изобретение относится к устройствам возбуждения сейсмических сигналов при геофизической разведке, а также к вибрационной технике.
По основному авт. св. % 721789 известен источник сейсмических сигналов, состоящий из импульсного электрического двигателя возвратно-поступательного движения, трансформатора сил и линейных перемещений, передающего усилие от двигателя к опорной плите, и инертной массы, в котором трансформатор сил и линейных перемещений выполнен в виде герметичного заполненного жидкостью бака с подвижным основанием, к корпусу которого прикреплен индуктор двигателя, причем с одного торца якоря двигателя расположена полость, заполненная сжатым газом, а с другого — жидкость бака. В модификации устройства индуктор двигателя прикреплен к баку с внутренней стороны 1 1) .
Недостатком этого устройства является невозможность регулирования параметров сейсмического импульса и как следствие, снижение его эффективности при изменении условий излучения сейсмического сигнала.
Hemь изобретения — повышение сейсмической эффективности путем улучшения З0 согласования источника с грунтом.
Указ нная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов якорь двигателя выполнен в виде концентрических цилиндров, размещенных с возможностью поступательного перемещения друг относительно друга, и снабжен средствами взаимной фиксации соседних цилиндров.
Это позволяет просто и надежно изменять коэффициент трансформации линейных перемещений и обеспечить согласование источника с грунтом.
На фиг. 1 по азан источник сейсмических сигналов; на фиг. 2 — фиксация двух соседних концентрических цилиндров якоря двигателя от взаимного перемещения.
В корпусе 1 помещен индуктор индукционно-динамического привода, состоя50 ший из шихтованного магнитопровода 2 и катушки 3 возбуждения. Якорь двигателя состоит из соосно расположенных ферромагнитных цилиндров 4 — 6, размещенных с воэможностью поступательного перемещения друг относительного
55 друга. Взаимная фиксация цилиндров осуществляется, например, с помощью
Т образных стопоров 7. На внешнем цилиндре 6 якоря установлен короткозамкнутый виток 8, являкяцийся вторичной обмоткой индукционно-динамического привода. Снизу к корпусу 1 источника прикреплена эластичная диафрагма 9 с помощью нажимного кольца 10. Внутренная полость трансформатора 11 сил и линейных перемещений заполнена жидкостью, передающей давление от якоря на диафрагму 9, излучающую плиту 12 и грунт. Якорь вместе с индуктором составляет цилиндропоршневую гидравлическую пару. К внутреннему цилиндру 4 якоря жестко прикреплен шток 13, перемещение которого вниз может бьггь ограничено установкой шпонки 14 в отверстие 15.
Устройство работает следующим образом.
Минимальное значение коэффициента трансформации получается при условии, что стопоры 7 установлены в пазу на якоре по несколько штук на каждый паэ.
Шпонкн 14 в отверстии 15 нет. При подаче импульсов тока в катушку 3, возникает импульсное магнитное поле, которое приводит к возникновению тока в короткозамкнутом кольце 8 и электромагнитной силы, действующей между якорем и индуктором привода. Индуктор сверху погружен инертной массой 16
I для ограничения его движения вверх и увеличения доли механической энергии, идущей на формирование сейсмической волны. Якорь двигателя состоящий иэ ферромагнитных цилиндров 4 — 6, перемещаясь вниз, создает в гидротрансформаторе давление, передающееся на мембрану 9, излучающую плиту 12 и грунт.
Коэффициент трансформации сил и линийных перемещений s этом случае равен отношению начальной плошади диафрагмы 9 к суммарной плошади торцов цилиндров 4 — 6 якоря двигателя.
Для увеличения коэффициента трансформации необходимо убрать стопоры
7 иэ паза между цилиндрами 4 и 5, а в отверстие 15 штока 13 установить шпонку 14. При подаче импульса тока в катушку возбуждения теперь будут перемешаться лишь цилиндры 5 и 6 якоря — поршня, а цилиндр 4 штоком 13 удерживается в начальном положении.
Поскольку суммарная площадь нижнего торца цилиндра 5 и 6 меньше ойцей площади всех цилиндров коэффициента трансфорации увеличивается.
Для дальнейшего увеличения коэффициента трансформапии необходимо устаСоставитель Н. Чихладзе
Редактор Ю. Середа Техред М.Гергель Корректор Л. Бокшан
Тираж 70.8 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2483/35
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 3 1010870 4 повить стопоры 7 в паз между цнлинд- индукционно-динамического привода 20 рами 4 и 5 и убрать стопоры из паза -30 мм при их осевой длине более между цилиндрами 5 и 6. При возбуж- 150 мм. денни привода будет перемещаться толь- Предлагаемая конструкция источника ко внешний цилиндр 6, а-цилиндры 4 и сейсмических колебаний, работающего
5 останутся неподвижными. в импульсном режиме, позволяет достаточКоличество ступеней регулирования но просто регулировать параметры сейсмич коэффициента трансформашии перемеще- ческого сигнала изменением коэффипиенний определяется количеством пилиндров, та трансформации, что является важным составляющих якорь двигателя. 1ф при проведении сейсморазВедочных работ
Относительное перемещение пилиндров в различных сейсмогеологических усло4 — 6 якоря обычно соизмеримо с вели- виях и при изменении физико-механичесчнной рабочего хода и составляет для ких свойстВ грунта.