Импульсный источник сейсмических сигналов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ИМПУЛЬСНЫЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛСе, соцержаший упарник с направляющей трубой, жес ко закрепленной на транспортном с репс IN ве, упругий элемент с механизмом ежа тиямювобоисаения, шслючаюшим привоа с валом, и излучающую плиту, о т л к ч а ю щ и и с я тем, что, с пелью упрсяце ння конструкции, механизм сжатия-освобождения упругого элемента снабжен жестко закрепленными на валу привода кулачками с эвольвентным профилем {МИ бочей поверхности в концевым закругле ннем, при этом в ударнике выполнено сквозное поперечное отверстие и в нем размешен стерясень, на котором в плоо кости вращения кулачков закреплены под шшшики качения.

a9> au

СОКИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А.

> .e 01Ч 1/147

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3265809/18-25 (22 ) 27.0 3. 81 (46) 07.04.83. Бюл. Ж 13 (72) Ю. А. Строкин (71) Казахский филиал Всесоюзного научно-исслецовательского института разведочной геофизики (53) 550.83(088.8) (56) 1. Патент Франции 34 1406410, «л. g 01 С, опублик. 1965.

2. Патент США М 3302744, кл. G 01 Ч 1/04, опублик. 1967.

З.,Патент США М 3277977, кл. 181-05, опублик. 1966 (прототип). (54) (57) ИМПУЛЬСНЫЙ ИСТОЧНИК

СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержа ший уцарник с направляющей трубой, жестко закрепленной на транспортном средств ве, упругий элемент с механизмом сжа тия-освобождения, включающим привод с валом, и излучающую плиту, о г л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью ynpomeния конструкции, механизм сжатия-осво- бакцения упругого элемента снабжен жестко закрепленными на валу привоца кулачками с эволъвентным профилем ра бочей поверхности и концевым закругле» пнем, при этом в ударнике выполнено сквозное поперечное отверстие и в нем размещен стеркень, на котором в плос кости вращения кулачков закреплены поц шипники качения.

1010580 .

Изобретение относится к импульсным механическим источникам сейсмических сигналов и может использоваться при проведении сейсмических работ на поверхности. земли, преимущественно с регистри- 5 руюшей аппаратурой, работающей в режиме накопления многократных ециничных уцаров.

Известно устройство воэбужцения сей»

10 смических сигналов, содержащее груз, ударяющийся о грунт под принудительным действием давления воздуха, сжатого

: no 14,2 МПа. Достигаемая большая скорость груза (цо 20 м/с) в момент соуца-, 15 рения, обеспечивает значительную энергию удара при малом хоце (цо 0,3 м) груза (13 .

Недостатками известного устройства являются сложность его изготовления и повышенные требования к технике бе20 зопасности.

Известно также устройство для возбуждения сейсмических колебаний, включающее пацаюший груз, изготовленный из маг» нитного материала и ускоряемый so вре- FS мя пацения системой электромагнитов, расположенных вдоль пути его падения f2)

Недостатками данного устройства являются высокая стоимость и сложность его изготовления, Наиболее близким к предлагаемому является импульсный источник сейсмических сигналов, содержащий ударник с З5 направляющей трубой, жестко закрепленный на транспортном средстве, упругий элемент с механизмом сжатия-освобожце- „ ния, включающим привод с валом, и излучающую плиту t 3) .

Недостатком этого источника является сложность конструкции.

Бель изобретения - упрощение конструкции источника. 45

Поставленная цель достигается тем, что в импульсном источнике сейсмических сигналов, содеркашем ударник с направляющей трубой, жестко закрепленной на транспортном средстве, упругий элемент с механизмом сжатия-освобождения, включающим привод с валом, и излучающую плиту, механизм сжатия-освобождения упругого элемента снабжен жестко закрепленными на валу привода кулачками с эвольвентным профилем рабочей поверхности и концевым закруглением, при этом в ударнике выполнено сквозное поперечное отверстие и в нем размещен стержень, на котором в плоскости вращения кулачков закреплены поцшипники качения.

На фиг. 1 прецставлен источник, вид спереди; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг, 1, Источник содержит уцарник 1, имеющий съемный наконечник 2 и стержень 3 с подшипниками 4 и 5 качения и помещенный с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющую трубу 6, в которой выполнены прорези 7.

Ударник 1 центрируется в направляющей трубе 6 с помощью шайб 8 и 9 и упруго связан с ней через упругий элемент 10 в вице цилиндрической пружины, установленной между съемным наконечником 2 и шайбой 9. Стержень 3 жестко закреплен в ударнике 1 с возможностью переме щения в прорезях 7 таким образом, чтобы подшипники 4 и 5 качения находились снаружи направляющей трубы 6, которая жестко прикреплена к станине транспортного средства 11. На станине 11 установ» лен привод 12, который взаимоцействует с ударником 1 через вал 13, снабженный жестко закрепленными на нем кулачками 14 и 15, имеющими эвольвентный профиль рабочей поверхности с концевым закруглением, и подшипники 4 и 5 каче» ния. Механизм сжатия-юсвобожцения упругого элемента 10 включает привод 12 с валом 13 и излучающую плиту 16.

Эвольвентный профиль рабочей поверхности кулачков 14 и 15 рассчитывается известными способами, причем за параметр эвольвенты окружности принимается радиус, равный расстоянию от оси вала 13 цо точки начального соприкосновения кулач» ков 14 и 15 с подшипниками 4 и 5 каче» ния. В приведенном устройстве для улучшения центрирования и уменьшения трения ударника 10 шайбы 8 и 9 использовано два кулачка.

Устройство работает следующим образом.

В исхоцном положении с помощью станины 11 направляющую трубу 6 и ударник 1 устанавливают таким образом, чтобы съемный наконечник 2 поц действием упругого элемента 10 опирался на плиту 16. Кулачки 14- и 15 находятся в произвольном положении, не соприкасаясь с подшипниками 4 и 5 качения.

Привод 12 вращает вал 13.с кулачками 14 и 15, которые поворачиваясь, вхоцят в соприкосновение с поцшипниками 4 и 5 качения и поцнимают их, а вмеэ3 101

re с ними сгержень 3 в прорезях 7 и ударник 1 в шайбах 8 и 9 направляющей трубы 6. При этом упругий элемент 10 сжимается между шайбой 9 и съемным наконечником 2. Подъем ударника 1 происходит до тех пор, пока подшипники 4 и 5 качения, перемешаясь по эвольвент

- ной рабочей поверхности кулачков 14 и 15, не цойцут цо концевых закруглений послецних. Эвольвентный профиль рабочей поверхности кулачков 14 н 15 .обеспечивает строго постоянное направление передачи усилия ог кулачков 14 и 15 на подшипники 4 и 5 качения, вцоль оси ударника 1 и. направляющей трубы 6.

Прн дальнейшем повороте вала 13 происходит практически мгновенное со0580 4 скальэывание поцшипников 4 и 5 качения с кулачков 14 и 15 и ускоренное перемещение уцарника 1 вниз под. цейсг» вием собственного веса и упругого элемента 10 до ygapa s плиту 16, которая передаег упругий импульс в грунт. Вал 13 процолжает вращение кулачки 14 и 15 поворачиваются и опять вхацят в соприкосновение с поцшипниками 4 и 5 каче

fO ния. Далее процесс повторяется цо тех пор, пока не.выключаег привод 12.

Предлагаемое устройство просто в изготовлении, безопасно и надежно в ра» ,боте. Заменой упругого элеменга легко

>s изменить энергию единичного импульса, а применив несколько кулачков с разным количесгвом лопастей или изменив ско» рость их вращения - частоту уцаров.

1010580

Составитель Н. Чихладзе

Рецактор Ю. Сереца Техрец А.Бабинец Корректор А.Ильин

Заказ 2484/36 Тираж 708 Поцписное

ВНИИПИ Госуцарственного комитета СССР по целам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгороц, ул. Проектная, 4