Способ управления электродвигателем постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, по которому задают величину уставки скорости вращения на рег.улято / скорости. J измеряют скорость вращения электродвигателя и по результатам измерения формируют величину уставки тока на; регулятор тока якоря, измеряют ток якоря электродвигателя и по результатам измерения формируют управляющее напряжение для управления напряжением электродвигателя, формируют задающее напряжение на регулятор ослабления магнитного потока электродвигателя , отличающийся тем, что, с целью повьаиения энергетических показателей путем ограничения перерегулирования по. ЭДС электродвигателя , дополнительно измеряют выходное напряжение регулятора тока якоря, сравнивают его с задающим напряжением на регулятор ослабления магнитного потока электродвигателя и по результатам сравнения формируют управляющее воздействие на контур регулирования тока возбуждения электродвигателя . Vj 1 Фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 H 02 P 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

f

;; ".1

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

4Р М

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3238206/24-07 (22) 16 ° 12.80. (46) 07.04.83. Бюл. Р 13 (72) В.В.Болотов, И.A.Ãà÷èê, И,A.Янущик и В.П.Перепелицын (71) Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при

Томском институте автоматизированных систем управления и радиоэлектроники и Научно-исследовательский институт

Завода Электромашина (53). 621.316.718.5(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 773212, кл. H 02 Р 5/06, 1980.

2. Электротехническая промышленность. Сер. Электропривод, М., 9 )(81), 1980, с. 7-9. (54).(57) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, по которому задают величину уставки ско- . рости вращения на регулято)У скорости, „„SU„„1010712 A измеряют скорость вращения электродвигателя и по результатам измерения формируют величину уставки тока на. регулятор тока якоря, измеряют ток якоря электродвигателя и по результатам измерения формируют управляющее напряжение для управления напряжением электродвигателя, формируют задающее напряжение на регулятор ослабления магнитного потока электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей путем ограничения перерегулирования по ЭДС электродвигателя, дополнительно измеряют выходное напряжение регулятора тока якоря, сравнивают его с задающим напряжением на регулятор ослабления магнигного потока электродвигателя и по результатам сравнения формируют управляющее воздействие на контур регулирования тока возбуждения элект. родэигателя.

1010712

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к электроприводу постоянного тока, и может быть использовано н электроприводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости с зависимым управлени" ем потока нозбухсцения.

Известен способ управления электродвигателем постоянного тока путем зависимого управления током возбуждения н функции ЭДС электродвигате- 1О (13 °

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ управления электродвигателем постоянного тока, по которому задают величину уставки скорости вращения на регулятор скорости, измеряют скорость вращения электродвигателя и по результатам измерения формируют величину устанки тока на регулятор 70 тока якоря, измеряют ток якоря электродвигателя и по результатам измерения формируют управляющее напряжение для управления напряжением электродвигателя, формируют задающее напря" жение на регулятор ослабления магнитного потока электродвигателя (23.

Недостатком известных способов является то, что н пусковых режимах не учитывается перерегулирование по ЭДС двигателя, что при ограниченном запасе по напряжению преобразователя приI водит к недоиспользованйю электродвигателя по мощности и ухудшению показателей переходного процесса.

Цель изобретения — повышение энергетических показателей путем ограничения перерегулирования по ЭДС электродвигателя. 40

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления электродвигателем постоянного тока, по которому задают величину уставки скорости вращения на регулятор ско- 45 рости, измеряют скорость вращения электродвигателя и по результатам измерения формируют величину устанки тока на регулятор тока якоря, измеряют ток якоря электродвигателя и по результатам измерения формируют управляющее напряжение для управления напряжением электродвигателя, форми" руют задающее напряжение на регулятор ослабления магнитного потока электродвигателя, дополнительно измеряют выходное напряжение регулятора тока якоря, сравнивают его с задающим напряжением на регулятор ос. лабления магнитного потока электро" двигателя и по результатам сравнений.60 формируют управляющее напряжение на контур регулирования тока возбуждения электродвигателя.

На фиг. 1 приведена схема устройства, осуществляющего предлагаемый способ на фиг. 2-4 — временные графики.

Устройстно (фиг. 1) содержит пос" ледовательно соединенные якорь 1 электродвигателя, преобразонатель 2, регулятор 3 тока якоря, узел 4 сравнения, регулятор 5 скорости, узел б сравнения и датчик 7 скорости, при этом выход регулятора 3 соединен с последовательно соединенными узлом 8 сравнения и регулятором 9 ос,лаблений магнитного потока, кроме того, устройство содержит также контур 10 регулирования тока возбуждения и обмотку 11 возбужцения электроднигателя °

Второй вход узла 4 соединен с датчиком 12 тока якоря электродвигателя.

Способ осуществляется следующим образом.

Задают величину уставки скорости вращения на регулятор 5,измеряют.датчиком 7 скоростью вращения электродни. гателя и по результатам измерения формируют величину устанки тока на регулятор 3, измеряют датчиком 12 ток Ig якоря электродвигателя и по результатам измерения формируют управляющее напряжение U для упранления напряжением U преобразователя электродвигателя. Формируют задающее напряжение U на регулятор 9 ослаб" ления магнитного потока электродви" гателя, измеряют напряжение U регулятора 3, сравнивают его с задающим напряжением Uy и по результатам сравнения формируют регулятором 9 управляющее напряжение Ug на контур 10 регулирования тока возбуждения электродвигателя, Напряжение задания Б9 соответствует номинальному потоку возбуждения, При работе устройства в первой зоне (до момента времени t<) напряжение

U< не превышает задающее напряжение

Uy и выходное напряжение регулятора

9 постоянно — электродвигатель работает при номинальном потоке.

В момент времени t напряжение

U >U и регулятор 9 уменьшает напряжение U - ослабляет магнитный поток электродвигателя, ЭДС электродвигателя Е при этом стабилизируется не прямо, а косвенно..Устройство, стабилизируя пусковой ток якоря Х элек. тродвигателя, не дает увеличиться

ЭДС электродвигателя сверх допустимого (номинального значения) за счев опережения начала ослабления магнитного потока электродвигателя при увеличении темпа разгона. Из фиг. 3 и 4 видно, что при интенсивном разгоне, когда темп увеличения ЭДС электродвигателя увеличивается регулятор 3 тока якоря, стремясь поддержать ток якоря Х9=-?9, также увеличит темп увеличения выходного напряжения О,(1010712

l4 пм и

llew, и

l/g

Составитель Ю.Воробьев

Редактор lO.Êîâà÷ Техред М.Тепер Корректор А,дзятко

Эаказ 2501/42 Тираи 685

Подписное

ВНИИПИ Государственного Комитета СССР по делам изобретений к .открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.уигород, ул.Проектная, 4 и, следовательно, момент равенства

0 =0 произойдет раньше, а именно в момент времени t() когда Uj и, следовательно, ЭДС электродвигателя не достигнут номинальных. значений. Прк этом перерегулирование ЭДС не пре высит допустимого значения, т.е.. запас по напряиению преобразователя

2 не, сократится. Поэтому пусковой . ток якоря Igq при переходе из первой эоны во вторую (зону ослабления магнитного потока) не уменьшается до окончания разгона электродвигателя.

Таким образом, предлагаемый сподоб позволяет повысить эйергетичеС-. кке показатели управления электродвигателем путем ограничения перерегулирования по ЭДС электродвигателя при ограниченном запасе по напряжению преобразователя в цепи яко 0 ря электродвигателя.