Двухзвенное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТ-НОЕ СРЕДСТВО, состоящее из тягача с прицепом , в котором тягач с передним и задним ведущими мостами оборудован муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста, и содержащ.ее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и заднихколес тягача, увеличитель сцепного веса тягача, вы-, полненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и дополнительного цилиндра, разй(ещенных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно-соединенного с гидроцилиндром , установленным на тягаче, при этом гидроцияиндры и управление гидромуфты связаны между-собой и с распределителем гидросистемы трубопроводами , отличающееся тем, что, с целью обеспечения оптимальных режимов эксплуатации в различных дорожных условиях, прицеп (Л снабжен ведущим мостом с автоматической системой его включения, свя занной с увеличителем сцепного веса тягача через распределитель. со со 00

„„Я0„„1011398 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН у о В 60 В 39/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3230087/27-11 (22) 04. О1. 81, (46) 15. 04. 83. Бюл. Ю14 (72) Н. В. Богдан, А. M. Расолько и Е.А. Романчик (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.114 3 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 785099, кл В 60 В 39/00, 1978 (прототип). (54) (57) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО, состоящее из тягача с прицепом, в котором тягач с передним и задним ведущими мостами оборудован муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста, и содержащее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и задних колес тягача, увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и дополнительного цилиндра, размещенных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно-соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче, при этом гидроцилиндры и управление гидромуфты связаны между;собой и с распределителем гидросистемы трубопроводами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения оптимальных режимов эксплуатации в различных дорожных условиях, прицеп снабжен ведущим мостом с автоматической системой его включения, свя" занной с увеличителем сцепного веса тягача через распределитель.

1011398

Изобретение относится к автотракторному машиностроению и связано с решением задачи повышения проходимости транспортных средств.

Известно двухзвенное транспортное средство, состоящее из тягача с прицепом, в котором тягач с передним и задним ведущими мостами оборудован. муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста и содержащее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и задних колес тягача, увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и. дополнительного цилиндра, размещен- 2О ных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче, при этом гидроцилиндры и управляемые гидромуфты связаны между собой и с распределителем гидросистемы трубопроводами 1 1 .

Недостатком данного транспортного средства является то, что не обеспечиваются оптимальнЫе режимы эксплуаЗО тации двухэвенного транспортного средства в различных дорожных условиях. Например, при выезде тягача на дорогу с пониженными тягово-сцепными качествами, его колеса пробуксовывают, в то же время колеса прицепа находясь в лучших сцепных условиях, повышают проходимость и тяговую способность транспортного средства, при подаче на них крутящего момента, однако вертикальная нагрузка с них передана на тягач..

Цель изобретения - обеспечение оптимальных режимов эксплуатации в различных дорожных условиях. 45

Поставленная цель достигается тем, что в двухзвенном транспортном средстве, состоящем из тягача с прицепом, в котором тягач с передним и задним ведущими мостами оборудован 5О муфтами включения переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста, и содержащее распределитель гидросистемы, управляемый датчиком, фиксирующим угловые скорости у вращения передних и задних колес тягача; увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом связанного с прицепом при помощи ползуна и дополнительного циЛиндра, размещенных на дышле прицепа, а другим концом шарнирно. соединенного с гидроцилиндром, установленным на тягаче, при этом гидроцилиндры и управляемые гидромуфты связаны между со бой и с распределителем гидросистемы трубопроводами, прицеп снабжен ведущим мостом с автоматической системой его включения, связанной с увеличи" телем сцепного веса тягача через распределитель.

На чертеже изображена конструкционная схема транспортного средства.

Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 и активный прицеп

2. Тягач 1 оборудован муфтой 3 включения блокировки дифференциала (не показан) заднего моста и муфтой 4 включения переднего ведущего моста, гидроцилиндром 5 увеличителя сцепного веса.

На дышле 6 прицепа 2 установлен полэун 7 и дополнительный гидроцилиндр 8, связанные между собой подпружиненным штоком 9 При этом полость 10 управления муфты 4 соединена трубопроводом через двухпозицион ный управляемый золотник 11 со штоковой полостью 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса и посредст вом трубопроводов и распределителя

13 гидросистемы с рабочей полостью

14 муфты 3 включения блокировки дифференциала заднего моста. В свою очередь распределитель 13 связан со сливом и трубопроводом 15 с источником давления, а трубопроводом 16 с датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения колес тягача 1 и прицепа 2. Кроме того, штоковая полость 12 гидроцилиндра 5 связана трубопроводом и регулируемым дросселем 17 с бесштоковой полостью 18 дополнительного гидроцилиндра 8.

Шток гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса через рычажный механизм 19 и упругодеформируемый элемент 20 соединен с ползуном 7.

Активный прицеп 2 содержит ведущий мост 21, соединенный с трансмиссией тягача 1 посредством муфты 22, включаемой краном 23, получающим сигнал управления по трубопроводу

24 от датчика; фиксирующего угловые скорости вращения колес трактора и прицепа. Муфта ?2 содержит полость сигнал на распределитель 13 и он соединяет полость 14 со сливом, т.е. разблокируется дифференциал заднего моста.

В случае, .когда сцепление задних заблокированных колес с почвой недостаточно для преодоления сопротивления движения и они пробуксовывают установленное соотношение угловых скоростей вращения задних и передних колес тягача нарушается. При рассогласовании, достигаеющем 3-53, датчик фиксрует его и подает сигналкоманду по трубопроводу 16 на распределитель 13 гидросистемы. Последний занимает положение, при котором в полость 10 муфты 4 поступает жидкость под давлением из трубопровода 15, т.е. крутящий момент передается на передний ведующий мост, а дифференциал заднего моста остается заблокированным. Одновременно жидкость поступает в штоковую полость 12 гидроцилиндра 5 увеличителя сцепного веса, так как двухпозиционный золотник 11 соединяет полости 10 и 12 между .собой. В результате шток гидроцилиндра

5 перемещается и через рычажной механизм. 9 воздействует на упругодеформируемый элемент 20, перераспределяя вес прицепа 2 на тягач 1. Если и в этом случае буксование колес тягача продолжается, то жидкость под давлением поступает через дроссель

17 в бесштоковую полость 18 дополнительного гидроцилиндра 8, вызывая перемещением штока 9 измвнние положения ползуна 7 по длине дышла 6. Таким образом обеспечивается автоматическое перераспределение веса прицепа

2 на тягач 1. B случае, если буксование увеличивается и достигает 8-104, датчик, фиксирующий угловые скорости вращения задних колес тя1-ача и прицепа 2 подает сигнал по трубопроводу

24 на кран 23. При этом он занимает положение в котором давление масла поступает в полость 25 и блокирует муфту 22. В результате трансмиссия тягача 1 соединяется с ведущей осью активного прицепа 2. Одновременно масло под давлением поступает в полость 26 золотника 11 и он занимает позицию, при которой полость 12 гидроцилиндра сообщается со сливом.

При этом снижается давление в полости

18, что приводит к уменьшению воздействия веса прицепа 2 на упругодефор

3. 1011398

25 управления, которая соединена с полостью 26 золотника 11. Последний выполнен двухпозиционным, в первой позиции соединяющим полость 12 гидроцилиндра 5 с распределителем 3

13„ а во второй - со сливом.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства, когда сопротивление-перемещению тягача 1 .и прицепа 2 не вызывает буксования задних колес тягача 1, их угловые скорости вращения,. а также передних колес звеньев транспортного средства находятся в определенном кинематическом соответствии, при котором сигнал-команда по трубопроводам 1 6 и 24 на распределитель

13 и кран 23 не поступает. В этом случае распределитель 13 гидросистемы соединяет полости 10 и 14 соотвественно муфт 3 и 4 со сливом, дифференциал заднего моста разблокирован, а передний ведущий мост тягача отключен. 23

Поскольку кран 23 соединяет полости 25. и 26 муфты 22 и золотника

11 со сливом, то золотник 11 находится в положении, при котором штоковая полость 12 гидроцилиндра 5 также 30 соединена со сливом. Кроме Этого упругодеформируемый элемент 20" находится в статическом положении, поскольку давление в полостях 12 и 18 гидроцилиндров 5 и 8 отсутствует

3S движение транспортного средства происходит без увеличения сцепного веса тягача 1, т.е. не происходит догрузки ни тягача ни прицепа 2.

При низком коэффициенте сцепления

40 под одним из колес заднего моста тягача 1 оно буксует, установленное соотношение угловых скоростей вращения левого и правого колес нарушается. При определенном рассогласовании, .43 которое фиксирует датчик (не показан) он подает по трубопроводу 16 сигнал на распределитель 13 гидросистемы, который в свою очередь соединяет рабочую полость 14 муфты 3 с источником давления 5 трубопроводом 15) .

Таким образом, муфта 3 блокирует дифференциал задне го моста тя гача, левое и правое колеса этого моста вращаются с одинаковой угловой скоростью. Если рассогласование между передним и задним мостами при этом не нарушилось, то через определенный промежуток времени датчик подае;

Составитель !О. Шурупов

Редактор Н. Воловик Техред К.Мыцьо Корректор И. Шулла

Заказ 2649/17 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 10 мируемый элемент, т.е. ведущий мост

21 прицепа 2 не разгружен и агрегат движется с включенными тремя ведущими мостами, а также рациональным распределением сцепного веса по мостам, что способствует повышению проходимости транспортного средства.

При уменьшении сопротивления давлению тягача 1, когда буксование задних колес уменьшается, датчик, фиксирующий угловые скорости вращения задних колес тягача и передних прицепа, подает сигнал на кран 23. Последний сообщает полость 25 и 26 со сливом, а датчик, фиксирующий угло11398 6

I вые скорости колес тягача, с некоторым запаздыванием подает сигнал на распределитель 13. В результате муфта 22 разблокируется и ведущий

S мост 21 прицепа 2 отсоединяется от трансмиссии тягача, а дифференциал заднего моста тягача 1 разблокируется и передний ведущий мост тягача переходит в режим холостого хода.

Таким образом, обеспечиваются оптимальные режимы эксплуатации двухзвенного транспортного средства в различных дорожных условиях, повышается проходимость тяговосцепных качеств.: