Судовой водометный движитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3 @ В 63 Н 23 24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3381505/27-11 (22) 15.01.82 (46) 15.04.83. Бюл. Р 14 (72) Е.В. Данилов, Е.Н. Чернов, Э.-М.Д. Мамедов и В.A. Хвостов (53) 629.12.532.582.5..035.2(088.8) (56) 1. Патент Англии М 1345517, кл. В 7 Ч, ойублик. 30.01.74.
2.. Куликов С.В. и Храмкин М.Ф.
Водометные движители. Л., "Судостроение", 1980, с. 39 (прототип). (54)(57) СУДОВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ:, содержащий корпус, водозаборник и установленные последовательно рабочее колесо, закрепленное на
„„SU„„101 1 457 А гребном валу, спрямляющий аппарат с обтекателем ступицы, в которой установлен опорный подшипник со стаканом, и сопло, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повыаения КПД движителя путем обеспечения равномерного радиального зазора между рабочим колесом и корпусом, ступица спрямляющего аппарата выполнена с клиньями, посредством которых в ней с радиальным зазором установлен упомянутый опорный подшипник, на на- ружной поверхности стакана которого выполнены наклонные к оси гребного вала лыски для сопряжения их с клиньями.
И ф
1011457
11
1Ф
Фиг.1
ВНИИПИ Заказ 2656/20 Тираж 458 Подписное
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород,ул.Проектная,4
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым водометным движителям.
Известны судовые водометные движители, содержащие водоэаборник, рабочий орган, закрепленный на гребном валу, корпус, спрямляющий аппарат со ступицей, сопло обтекатель и опорный подшипник 1 .
Недостатком такой конструкции является невозможность обеспечения рав- П номерного радиального зазора между рабочим органом и корпусом, что ведет к снижению эффективности движителя.
Наиболее близким к изобретению 15 является судовой водометный движитель, содержащий корпус, водозаборник и установленные последовательно рабочее колесо, закрепленное на гребном валу, спрямляющий аппарат с обтекателем ступицы, в которой установлен опорный подшипник со стаканом,, и сопло j2 g.
Однако при значительных размерах рабочего органа величина. допусков на изготовление корпусных деталей становится соизМеримой с величиной радиального зазора между рабочим колесом и корпусом движителя, что также ведет к невозможности обеспечения равномерного радиального зазора по периметру рабочего органа и вызывает необходимость увеличивать этот зазор, тем самым снижая КПД движителя.
Цель изобретения — повышение КПД движителя путем обеспечения равномерного радиального зазора между рабочим колесом и корпусом. Поставленная цель достигается тем, что в судовом водометном движителе, 40 содержащем корпус, водозаборник и установленные последовательно рабочее колесо, закрепленное на гребном валу, спрямляющий аппарат с обтекателем ступицы, в которой установлен 45 опорный подшипник со стаканом, и сопло, ступица спрямляющего а шарага выполнена с клиньями, посредством которых в ней с радиальным зазором установлен упомянутый опорный подшипник, на наружной поверхности стакана которого выполнены наклонные к оси гребного вала лыски для сопряжения их с клиньями.
На фиг. 1 схематически изображен предложенный движитель, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез A-А на фиг. 1.
Судовой водометный движитель содержит водозаборник 1, гребной вал 2 с закрепленным на нем рабочим колесом 3, корпус 4, спрямляющий аппарат
5 со ступицей 6, опорный подшипник 7 со стаканом 8, сопло 9 и обтекатель
10. На наружной поверхности стакана
8 выполнены четыре наклонные к оси гребного. вала лыски 11. В ступице выполнены направляющие пазы 12. Опорный подшипник смонтирован в ступице с радиальным зазором 13 относительно последней с помощью четырех клиньев
14, установленных в направляющих пазах 12 и прилегающих наклонными поверхностями 15 к лыскам 11. Между рабочим колесом 3 и корпусом 4 имеется радиальный .зазор 16. После установки клинья фиксируются от перемещения относительно ступицы 6 и стакана 8 любым известным способом, на пример штифтами (не показано). При необходимости количество клиньев может быть большим или меньшим четырех, а направляющие пазы могут отсутствовать.
Для получения равномерного радиального зазора по периметру рабочего колеса во время монтажа движителя необходимо произвести соответствую-щую подвижку клиньев 14 вдоль оси движителя.
Обеспечение равномерного радиального зазора между рабочим органом и корпусом движителя позволяет повысить эффективность работы последнего.