Каркас промышленного здания,сооружения,возводимого на локально проседающих основаниях
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КАРКАС ПРОМЫШЛЕННОГО ЗЛАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ВОЗВОЛИМОГО НА ЛОКАЛЬНО ПРОСЕЛАЮЩИХ ОСНОВАНИЯХ , включающий колонны, установленные на фундаменты, разрезные подкрановые балки из прокатного профиля, траверсы и тросы, отличающийся тем, что, с целью предотвращения предельных оседаний колонн за счет изменения статической схемы подкрановых балок, каждый узел соединения балок с колоннами снабжен рычагами , верхний из которых выполнен с фиксирующим элементом в виде пластины со скосами в верхней части, установленной по оси колонны и шарнирно прикрепленной к стенке левой балки, а нижний Юл рычаг прикреплен к колонне под левой балкой , и вертикальным стержнем, выполненным с прорезью на нижнем конце и щарнирно прикрепленным к верхней части колонны и нижней полке правой балки, при этом траверса выполнена с уширением на конце, которым прикреплена к стенке правой балки посредством пружины и к другому концу верхнего рычага посредством овала, щарнирно прикрепленного к стенке правой балки , и стержня, щарнирно прикрепленного к верхнему рычагу, а другим концом траверса прикреплена к нижней полке левой балки , причем балки установлены с зазором между ними, выполнены со скощенной в вертикальной плоскости верхней полкой, взаимодействующей со скосами фиксирующего элемента, и снабжены фиксатором, установленным на нижней полке правой балки и взаимодействующим с ущиренным концом траверсы, а нижний рычаг выполнен с горизонтальным упором, взаимодействующим с колонной, снабжен вертикальной замкнутой проущиной, свободно надетой на рычаг и соединенной верхним концом с верхним рычагом посредством троса, и грузом , подвещенным к нижнему концу проущины , соединенной с вертикальным стержнем посредством троса, заведенного в прорезь вертикального стержня. ю J JIj.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з (51) Е 04 В 1/18; Е 04 В !/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3360804/29-33 (22) 07. 12.81 (46) 15.04.83. Бюл..№ 14 (72) И. С. Дубянский, В. Н. Виноградов и А. Н. Чухнов (71) Макеевский инженерно-строительный институт (53) 624.016 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 594264, кл. Е 04 В 1/18, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР № 735722, кл. Е 04 В 1/18, 1980 (прототип). (54) (57) КАРКАС ПРОМЫШЛЕННОГО
ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ВОЗВОДИМОГО НА ЛОКАЛЬНО ПРОСЕДАЮЩИХ ОСНОВАНИЯХ, включающий колонны, установленные на фундаменты, разрезные подкрановые балки из прокатного профиля, траверсы и тросы, отличающийся тем, что, с целью предотвращения предельных оседаний колонн за счет изменения статической схемы подкрановых балок, каждый узел соединения балок с колоннами снабжен рычагами, верхний из которых выполнен с фиксирующим элементом в виде пластины со скосами в верхней части, установленной по оси колонны и шарнирно прикрепленной к стенке левой балки, а нижний
„„Я0„„1011805 A рычаг прикреплен к колонне под левой балкой, и вертикальным стержнем, выполненным с прорезью на нижнем конце и шарнирно прикрепленным к верхней части колонны и нижней полке правой балки, при этом траверса выполнена с уширением на конце, которым прикреплена к стенке правой балки посредством пружины и к другому концу верхнего рычага посредством овала, шарнирно прикрепленного к стенке правой балки, и стержня, шарнирно прикрепленного к верхнему рычагу, а другим концом траверса прикреплена к нижней полке левой балки, причем балки установлены с зазором между ними, выполнены со скошенной в вертикальной плоскости верхней полкой, взаимодействующей со скосами фиксирующего элемента, и снабжены фиксатором, ф установленным на нижней полке правой балки и взаимодействующим с уширенным концом траверсы, а нижний рычаг выполнен с горизонтальным упором, взаимодейст- (., вующим с колонной, снабжен вертикальной замкнутой проушиной, свободно надетой на рычаг и соединенной верхним концом с верхним рычагом посредством троса, и грузом, подвешенным к нижнему концу проушины, соединенной с вертикальным стержнем посредством троса, заведенного в прорезь вертикального стержня.
Ф б
1011805
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при защите преимущественно одноэтажных каркасных промзданий и сооружений от локальных проседаний основания, в частности, возникаю-. щих в карстовых районах.
Известен каркас сооружения, возводимого на подрабатываемой территории, включающий ригели и колонны, установленные на фундаменты, соединенные между собой связями (1) .
Наиболее близким техническим решением к изобретению является каркас промышленного здания, сооружения, возводимого на локально проседаюших основаниях, включающий колонны, установленные на фундаменты, разрезные подкрановые балки из прокатного профиля, траверсы и тросы (2).
Недостатком данных решений является возможность проседания при деформациях основания элементов каркаса, что может вызвать нарушение эксплуатации конструкций и оборудования.
Цель изобретения — предотвращение предельных оседаний колонн за счет изменения статической схемы подкрановых балок.
Указанная цель достигается тем, что в каркасе промышленного здания, сооружения, возводимого на локально проседающих основаниях, включающем колонны, установленные на фундаменты, разрезные подкрановые балки из прокатного профиля, траверсы и тросы, каждый узел соединения балок с колоннами снабжен рычагами, верхний из которых выполнен с фиксирующим элементом в виде пластины со скосами в верхней части, установленной по оси колонны и шарнирно прикрепленной к стенке левой балки, а нижний рычаг прикреплен к колонне под левой балкой, и вертикальным стержнем, выполненным с прорезью на нижнем конце, шарнирно прикрепленным к верхней части колонны и нижней полке правой балки, при этом траверса выполнена с уширением на конце, которым прикреплена к стенке правой балки посредством пружины и к другому концу верхнего рычага посредством овала, шарнирно прикрепленного к стенке правой балки, и стержня, шарнирно прикрепленного к верхнему рычагу, а другим концом траверса прикреплена к нижней полке левой балки, причем балки установлены с зазором между ними и выполнены со скошенной в вертикальной плоскости верхней полкой, взаимодействующей со скосами фиксирующего элемента, и снабжены фиксатором, установленным на нижней полке правой балки и взаимодействующим с уширенным концом траверсы, а нижний рычаг выполнен с горизонтальным упором, взаимодействующим с колонной, снабжен вертикальной замкнутой проушиной, свободно
55 надетой на рычаг и соединенной верхним концом с верхним рычагом посредством троса, и грузом, подвешенным к нижнему концу проушины, соединенной с вертикальным стержнем посредством троса, заведенного в прорезь вертикального стержня.
На фиг. 1 схематически изображено здание, продольный разрез; на фиг. 2 — узел опирания подкрановых балок на колонну; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5— узел опирания подкрановых балок íà Колонну при предельной просадке основания.
Каркас промышленного здания, сооружения, возводимого на локально проседаюших основаниях, включает колонны 1,. установленные на фундаменты 2, разрезные подкрановые балки 3 и 4 из прокатного профиля, прикрепленные к колоннам 1. Между торцами балок 3 и 4 предусмотрены зазоры 5. В месте стыка балок 3 и 4 шарнирно прикреплен к стенке балки 3 верхний рычаг 6, вращающийся вокруг шарнира 7. К этому рычагу 6 с одной стороны свободно прикреплен трос 8, с другой стороны при помощи шарнирного стержня 9 эксцентрично присоединен овал 10, а в середине шарнирно прикреплен. фиксатор в виде вертикального листа 11. Овал 10 прикреплен к стенке балки 4 шарнирно и упирается в траверсу 12, которая прикреплена на нижней полке балки 3 посредством шарнира 13 и входит в плотный контакт с фиксатором 14, приваренным к нижнему поясу балки 4. Траверса 12 удерживается в наклонном положении при помощи пружины 15, прикрепленной к стенке балки 4.
Фиксатор 11 имеет скосы и может входить в зазор 5 между торцами верхних поясов балок 3 и 4. Стенки балок 3 и 4 соединены листами 16, а торцы верхних поясов скошены. Под балкой 4 размещены шарниры
17 и 18, закрепленные соответственно к колонне 1 и нижнему поясу балки 4 для крепления вертикального стержня 19, имеющего внизу горизонтальную прорезь 20. Под балкой 3 прикреплен к колонне 1 с помощью шарнира 21 нижний рычаг 22, на верхней части которого закреплен упор 23, взаимодействующий с колонной 1, и имеется полуоткрытое гнездо 24. В этом гнезде 24 по вертикали свободно размещена замкнутая проушина 25, к которой подвешен груз 26. Второй конец троса 8 присоединен к верхнему концу проушины 25, а нижний конец рычага 22 снабжен тягой 27, заведенной в прорезь 20 вертикального стержня 19.
При обычной эксплуатации каркаса незначительные угловые перемещения концов балок 3 и 4 относительно колонны 1, вызванные, например, работой кранов, уплотнением грунта, приводят к небольшим отклонениям от вертикали нижнего конца вертикального стержня 19, при этом тяга
1011805
27, перемещаясь вдоль прорези 20, не касается ее края, а вся система остается незадействованной.
При локальных оседаниях, близких к предельным, например в случае проявления карстового процесса, угловые перемещения балки 4 относительно колонны 1 вызывают такое опускание шарнира 17 относительно шарнира 18, при котором отклоняющийся от колонны 1 стержень 19 потянет за собой тягу 27. В этом случае нижний рычаг 22, ранее прижатый к колонне 1 упором 23 под действием груза 26, начинает поворачиваться вокруг оси шарнира 21.
При дальнейшем отклонении ускоренный поворот рычага 22 происходит уже под действием груза 26 до тех пор, пока проушина
25 не выпадет из гнезда 24. При этом груз
26 повисает на тросе 8, который заставляет повернуться рычаг 6 вокруг оси шарнира 7.
Поднимающаяся часть рычага 6 вгоняет в зазор 5 между верхними поясами балок 3 и 4 фиксатор 11, а через стержень 9 передает вращательное движение овалу 10, который, поворачиваясь на своей оси, отжимает, преодолевая сопротивление пружины 15, траверсу 12 вокруг оси шарнира 13 вниз до полного контакта с фиксатором 14.
Таким образом обеспечивается сплошность поясов балок 3 и 4: верхнего — за счет листа 11, нижнего — за счет траверсы 12 и фиксатора 14. Балки 3 и 4 превращаются в неразрезные, в которых изгибающий момент на опорах воспринимается сплошными поясами, а поперечная среда — соединительными листами 16. Такие балки теперь
t0 используются,для предотвращения дальнейших оседаний колонны I. Прочность балок
3 и 4 и их креплений к колоннам должна корреспонднроваться с весом колонны 1 и опирающихся на нее при просадке основан и я эл ем енто в.
Предложенный каркас предназначен для работы, когда исключено проседание смежных колонн.
Изобретение позволяет в обычных ус20 ловиях эксплуатации реализовать преимущества разрезных подкрановых балок, а при просадках колонн, близких к предельным, превратить балки в неразрезные, предотвращая дальнейшие. оседания колонн.
1011805
1011805
Составитель P. Полоновский
Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 2709/38 Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4