Планетарная зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, размешенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное на ведущем валу, два центральных колеса с Н1утренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между собой венцов со шпоночными пазами на наружной поверхности, и взаимодействую щие с последними шарнирно установленные рычаги, отличающайся тем, чго, с целью упрощения конструкций и увеличения нагрузочной способности передачи, зубчатые колеса выполнены косозубы ми , оси шарниров рычагов установлены радиально на ведоме валу, шпоночные ifeзы наклонены к образующим вейцов под углом,, выбранным из условия равновесия рычагов и двух венцов центрального колеса с внутренними зубьями в осевом на (п правлении. с О СА О)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ЗОИЛА 16Н 1 48

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3373780/2 5 28 (22) 31.12.81 (46) 15.04.83. Бюл. № 14 (72 В. B. Антонов (71) Ивановское специальное конструкторское бюро расточных станков (53) 621.833.6(088.8) (56) 1. Заявка Великобритании

¹ 1283777, кл. F 16 Н 1/36, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 815357, кл. F. 16 Н 1/48, 1878 (прототип). (54) (57) ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ

ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с

„„SU„;, 3Î11936 А внешниьы зубьями, установленное на ведущем валу, два центральных Kosreca c внутренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между . собой венцов со шпоночными пазами на наружной поверкности, и взаимодействую;щие с последними шарнирно установленные: рычаги, о т л и ч а ю щ а и с s тем, что, с целью упрощения конструкции и увеличения нагрузочной способности передачи, зубчатые колеса выполнены косозубы . ми, оси шарниров рычагов установлены радиально на ведомом валу, шпоночные dhзы наклонены к образующим венцов пад углом, выбранным из условия равновесия рычагов и двух венцов центрального коле- gc са с внутренними зубьями в осевом направлениии.

1 10

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных механизмов в качестве редуктора, Известна планетарная зубчатая передача, содержашая корпус, размещенные в нем входной и выходной валы, центральное колесо с наружными зубьями, распо.ложенное на входном валу, центральные колеса с внутренними зубьями, два из кото° l» рых подвижны и связаны между собой устройством, выравнивающим нагрузку между ними (1 ).

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сушности является планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное, на ведущем валу, два центральных копеса с внутренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между собой венцов со. шпоночными пазами на наружной поверхности и взаимодействующие с последними шарнирно уста- новленные рычаги. Оси tuapHHpoB закреплены в корпусе в радиальном направлении, а пазами направлены параллельно образующим венцов (2 ).

В известных передачах зубчатые копеса выполнены прямоэубыми, а подшипники валов — радиально-опорными. Применение же косозубого зацепления для повышения нагруэочной способности требует переделки подшипниковых узлов для восприятия осевых усилий, что усложняет конст» рукцию, технологию изготовления и сборки планетарной передачи.

Цель изобретения — упрощение конструкции и увеличение нагрузочной способ ности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в планетарной зубчатой передаче, содержащей корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное на ведущем валу, два центральных колеса с внутренними зубьями, одно из которых выполнено иэ двух контактирующих между собой венцов со шпоночными пазами на наружной поверхности, и взаимодействующие с последними шарнирно установленные рычаги, зубчатые колеса выполнены косоэубыми, оси шарниров рычагов установлены радиально на ведомом валу, шпоночные пазы наклонены к образующим венцов под углом, выбранным иэ условия равновесия рычагов и

11930 двух венцов центрального колеса с внутренними зубьями в осевом направлении.

На фиг. 1 изображена планетарная зубчатая передача, продольный разрез; на, g фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, с наклонным пазом на одном из венцов; на фиг. 3 — то же, но с наклонными пазами на обоих венцах; на фиг. 4 — сечение

Б-Б на фиг. 1.

10 Планетарная зубчатая передача содержит размещенные в корпусе 1 на подшипниках 2 и 3 ведущий 4 и ведомый 5 валы. На ведущем валу 4 установпено центральное колесо 6 с внешними зубьями, зацепляюшееся с сателлитами 7, которые в свою очередь входят в зацепление с двумя центральными колесами с внутренними зубьями. Из них центральное колесо

8 закреплено в корпусе 1, а другое центр0 ральное колесо выполнено иэ двух контактирующих между собой венцов 9 и 10, на наружных поверхностях которых выпапнены шпоночные пазы, в которые входят рычаги 11, шарнирно установпенные на

25 ведомом валу 5 на осях 12, ориентированных в радиальном направлении.

Губчатые колеса выпопнены косоэубыми, а шпоночные пазы — наклонными к образующим венцов 9 и 10. Углю накло30 на выбраны из условия равновесия в осевом направлении рычагов 11 и венцов 9 и 10. B частном случае при малых углах наклона зубьев паэ на венце 10 может быть выполнен прямым (фиг, 2).

Передача работает следующим образом.

При вращении центрального колеса 6 с наружными зубьями сателлиты 7, обкатывая неподвижное центральное колесо

40 8 с внутренними зубьями, приводят во вращение венцы 9 и 10, которые через рычаги 11 передают вращение ведомому валу 5.

При этом передача вращающего момента осуществляется только через, венец

10 (расположенный ближе к осям 12), который воздействует на рычаги 11 в направлении своего вращения, а последние прижимают венец 9 к противоположным

50 профилям зубьев сателлитов. Тем самым венец 9 является опорным, как и неподвижное центральное колесо 8, Выбором соотношения плеч рычагов

11 добиваются отсутствия перекашиваюшего момента s тангенциальной плоскос ти сателлитов 7, При расположении венцов 9 и 10 в соответствии с фиг. 1 усилия в зацеплениях венцов 10 примерно вдвое превышают усилия в зацеплениях

3 1011956 ф венцов 9. Поскопьку венцы 9 и 10 взаимодействуют с противоположными про1-У филями зубьев сателлитов, то осевые . усилия в зацеплениях направлены навстре- «(2-У )+р асЬ-Я друг другуе

Если. углы наклона шпоночных пазов +, Ч выбраны близкими (с учетом сил тренич) где Е - коэффициент трения в зацеплек углам наклона зубьев pi, то осевые ниях и в шпоночных пазах. При сравни- усилия с венцов 9 и 10 передаются на тельно малых углах р можно применять

1 рычаги 11 и воспринимаются только ими. щ прямые шпоночные пазы на венце 10

Увеличением угла наклона jgLg шпоночного (см. фиг. 2). паза на венце S rio суавнению с Ы„ на В результате наиболее нагруженные венце 10 можно добиться взаимной ком- подшипники 3 разгружены от осевых уси-. пенсации осевых составляющих усилий на лий, что сушественно упрощает конструкрычагах 1 1. - цию выходного подшипникового узла.

Уюты наклона шпоночных пазов к обра- Применение косозубого зацепления пеззуюшимо(и о „О соответственно для веи- воляет повысить нагрузочную способность цов 9 и 10 в этом случае можно опреде-, и улучшить виброакустические показатели лить согласно зависимостям: передачи.

12

f0 тР7.2

Составитель В, Апархов

Редактор Н. Горват Техред О.Неце: Корректор(C. Шекмар

Заказ 2729/44 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4 ф