Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АВТСМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, содержащий пульт преподавателя, включающий блок задания программы обучения и информационное табло, и пульпы рбучаемых , состоящие каждилй из блока ввода ответов, блока памяти кодов вопросов, блока сравнения и региётраций оценки, счетчика сигналов правильности ответов и распределителя тактовых импульсов, причем первые и вторые входы блока памяти вопросов соединены соответственно с первьвл и вторьм выхоДс1МИ 1бл6ка. задания программы обучения.,а пёр ;вые выходы - с первыми входами блока сравнения, вторые выходы которого подключены к третьему выходу блока .задания программы обучения, перв.ые выходы распределителя тактовых импульсов соединены с первьми входа .ми счетчика сигналов правильности -ответов, первые и вторые выходы которых подключены соответственно к пе1Ьвым входам информационного табло и блока регистрации оценки, о т личаюцийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей и упрощения класса, в нем пульт рбучаемого содержит первый и второй коммутаторы, формирователь импульсов и блок памяти неправильного ответа, первый, второй li третий входда которого соединены соответственно с первым выходе первого коммутатора, третьим выходом счётчика сигналов правильности ответов и четвертым выходом блока задания программы обучения , a первый, второй и третий выходы .- соответстве.нно с первым входом формирователя импульсов и вторыми входами блока регистрации оценки и информационного табло, второй выход первого коммутатора подключен к второму входу счетчика сигналов правильности ответов, первый вход - к выходу блока сравнения, a второй вход ко второму выходу блока памяти кодов вопросов, третий и четвёртый выходы которого соединены с первьми входами рторого коммутатора и блока ввода отцветов соответственно, второй вход блока ввода ответов подключен ко второму выходу распределителя тактовых импульсов, a выход - ко второму ю входу второго.коммутатора, выход коОд торого соединён с третьим входом блока сравнения, a третий вход - с выходом формирователя импульсов, 00 второй и третий входы которого подключены соответственно к третьему выходу распределителя тактовых импульсов и пятому . выходу лока задания. програ1У1мы обучения, шестой выход которого соединен с третьим входом счетчика сигналов правильности ответов.

„.SU„„1012318 А

СООЗ СОВЕТСКИХ

Ц

РЕСПУБЛИК

ЗСМК) 609 В 7 07

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ - -.:,: :

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3374157/18-24 (22) 30. 12. 81 (46) 15. 04. 83. Бюл. р .14 (72) A.M.Кишинец, С.N.Åðåìååâ, Т.В.Иванова, Б.С.Сурин и A.М.Кобыдин (71) Харьковский ордена Трудового

Красного Знамени институт радиоэлектроники (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР, Р 301730, кл. Gi09 В 7/00, 1 971.

2.Авторское свидетельство СССР

В 423161, .кл. G09 В 7/02, 1974.

3. Авторское свидетельство СССР

В 367449, кл. 609 В 7/02, 1974 (прототип) . (5.4) (5 7) АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ДЛЯ

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, содержа- щий пульт преподавателя, включающий блок задания программы обучения и информационное табло, и пульпы обучаемых, состоящие каждый из блока ввода ответов, блока памяти кодов вопросов, блока сравнения и регистрации оценки, счетчика сигналов правильности ответов и распределителя тактовых импульсов, причем пер-. вые и вторые входы блока памяти кодов вопросов соединены соответственно с первььс H вторьм выходами блока задания программы обучения.,апер :вые выходы - с первыми входами блока сравнения, вторые щсоды которого подключены к третьему выходу блока .задания программы обучения, первые выходы распределителя тактовых импульсов соединены с первьми входами счетчика сигналов правильности .ответов, первые и .вторые выходы которых подключены соответственно к первьм входам информационного табло и блока регистрации оценки, о т л и! ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей и упрощения класса, в нем пульт рбучаемого содержит первый и второй коммутаторы, формирователь импульсов и блок памяти неправильного ответа, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с первым выходом первого коммутатора, третьим выходси счетчика сигналов правильности ответов и четвертыа выходом блока эадайия программы обучения, а первый, второй и третий выходы, — соответственно с первым входом формирователя импульсов и вторыми входами блока регистрации оценки и информационного табло, второй выход Я первого коммутатора подключен к второму входу счетчика сигналов правиль. ности ответов, первый вход — к выхо" ду блока сравнения, а второй вход — С ко вторсиу выходу блока памяти кодов вопросов, третий и четвертый выходы - Я которого соединены с первьми входами

Второго коммутатора и блока ввода отВетов соответственно, второй вход блока ввода ответов подключен ко (© второму выходу распределителя тактовых импульсов, а выход — ко второму входу. второго.ксммутатора, выход ко- Я торого соединен с третьим входом ©р блока сравнения, а третий вход - с выходом формирователя импульсов, второй и-. третий входы которого Оо подключены соответственно к третьему выходу распределителя тактовых импульсов и пятому выходу лоКа задания. программы обучения, шестой выход которого соединен с третьим входам счетчика сигинлов правильности ответов.

1012318 служивает только шесть рабочих мест учащихся, в силу этого имеется возможность осуществлять только четыре варианта решаемых задач и практически отвечать только четырем учащимся из двадцати четырех, остальные должны были ждать освобождения каналов ответа. В силу тех же причин нельзя увеличить количество рабочих мест учащихся, так как это влекло за собой увеличение количества логических устройств, а, следовательно, и еще большей- громоздкости и усложнению и без того большого количества оборудования, поэтому в группе учащихся, как правило, не хватало рабочих мест.

Наличие большого количества разно родной элементной базы делает этот класс громоздким, дорогим и малонадежным в работе. Это снижает эффективность работы указанного автоматизированного класса ..

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей и упрощение класса, а также обеспечение полной индивидуальности в работе каждого обучаемого, что позволит осуществлять контроль знаний всей группы одновременно, неограниченное увеличение числа вариантов решаемых задач, сохранение в памяти класса информации о результатах контроля при. выключенных рабочих местах учащихся, исключения подбора ответа без фактического знания материала в режиме контроля, простоты устройства, надежности в работе, при достаточно эстетическом оформлении рабочих мест..

Цель достигается тем, что в автоматизированном классе для контроля знаний обучаемых, содержащем пульт преподавателя, включающий блок. заданий программы обучения и информационное,табло, и пульпы обучаемых, состоящие каждый из блока ввода ответов, блока памяти кодов вопросов, блока сравнения и блока регистрации оценки, счетчика сигналов правильности ответов и распределителя тактовых импульсов, причем первые и вторые входы блока

IIBMHTII кодов BollpocoB соединены соответственно е первыми и вторыми входами блока задания программы обучения, а первые выходы — с первыми входами блока сравнения, вторые входы которого подключены к третьему выходу блока задания програм-, мы обучения, первые выходы распределителя тактовых импульсов соединены с первыми входами счетчика правильности ответов, первые и вторые выходы которых подключены соответственно к первьм входам информационного табло и блока регистрации оценки. Пульт обучаемогосодержит первый и второй коммутаторы, формирователь импульсов и блок памяти неправильного ответа, первый, второй и третий входы которого соединены соИзобретение относится к техничес-, ким средствам обучения, предназначенным для группового контроля знаний учащихся на различных этапах учебной работы при проведении лекционных, практических и других видов занятий в учебных заведениях любого типа..

Известен класс, содержащий блок ввода ответов, блок. управления, блок кодирования ответов, блоки памяти, 10 коммутатор режимов работы учащихся, блок выдачи вопросов, блок оценки,. блок разрешения выдачи оценки, блок задания интервалов времени, формирователь изображений, индикаторы и 15 демонстрационное табло 1).

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции и обслуживания в процессе наладки и смены кода, необходимость ожидания учащимся подключения к пульту преподавателя, где происходит непроиз. водительная трата времени.

Известен также класс, содержащий блок задания вопросов, блок ввода ответов, счетчик правильных ответов и блок индикации 12).

Указанное устройство обеспечивает только выборочный ввод ответа, причем правильные ответы закреплены за одними и теми же контактами блока ответов, что создает условия для под- бора правильного ответа без фактического значения материала..

Наиболее близким к изобретению является автоматизированный класс, со- З5 держащий блок управления, один из выходов которого подклю -ен к одному из входов элемента И, выход соединенный с блоком оценки и с одним из входов счетчика правильных ответов, вы- 40 ходы которого подключены к табло индикациИ, другой выход блока управления соеди нен со вторым. входом счетчика правильных ответов, с первым входом запоминающего регистра сдвига и через 45 линию задержки — с блоком ввода эталонных ответов, блок ввода ответов и кодирующий блок, второй блок запоминающего регистра сдвига соединен с одним из выходов блока ввода ответов, третий через кодирующий блок соединен с другим выходом блока ввода ответов; четвертый вход подключен к выходу блока эталонных ответов, а выход блока запоминающего регистра сдвига соединен с другим входом элемента ИГ33.

Конструктивно автоматизированный класс выполнен в виде рабочего места преподавателя, двадцати четырех мест учащихся и кодирующей приставки.

Вся схема .класса выполнена из трид60 цати шести блоков, которые размещены в столе рабочего места преподавателя.

С целью уме ныне ни я оборудов а ни я . класса схЕма его выполнена таким обра- зом, что одно логическое устройство об1012318 ответственно с первым выходом первого ксымутатора, третьим выходом счетчика сигналов правильности ответсм и, четвертым выходом блока задания программы обучения, а первый, второй и третий выходы — соответственно с пер- 5 вым входом формирователя импульсов и вторыми входами блока регистрации оценки и информационного табло, второй выход первого. коммутатора подключен ко второму входу счетчн- 10 ка сигналов правильности ответов, первый вход — к выходу блока сравнения, а второй вход — ко второму выходу блока памяти кодов вопросов, третий и четвертый выходы которого 15 соединены с первыми входами второго коммутатора и блока ввода ответов соответственно, второй вход блока ввода ответов подключен ко второму выходу распределителя тактовых им1 20 пульсов, а выход — к второму входу второго коммутатора, выход которого соединен с третьим входом блока сравнения, а третий вход — с выходом формирователя импульсов, второй и третий входы которого подключены соответственно к третьему выходу распределителя тактовых импульсов и пятому выходу блока задания программы обучения, шестой выход которого соединен: с третьим входом счетчика сигналов правильности ответов.

На чертеже приведена структура предлагаемого автоматизированного класса для контроля знаний обучаемых, содержащего пульты преподавателя 1и 35 обучаемого 2, блок 3 задания программы обучения, информационное табло 4,. блоки 5 памяти кодов вопросов, блоки б ввода ответов, формирователи 7 импульсов, блоки 8 сравнения, счетчи- 40 ки 9 сигналов правильности. ответов, блок 10 регистрации оценки, распределитель 11 тактовых импульсов., коммутатор 12 (элементов ответа) р коммутатор 13 (сигналов правильности отве- 45 тов), блок 14.памяти неправильного ответа. Блок 3 содержит узел ввода варианта (плавающйй код ), узел- 16 ввода вопросов, узел 17 задания режимов работы.

Рабочие места обучаемых конструктивно представляют собой столы специальной конструкции для двух обучаемых а по середине кнопки блоков 5 °

На пультах 2 размещены панели, на ко.торых установлены кнопки для ввода .ответа, кнопки для ввода ответа, кнопки для ввода номера вопроса, кнопки Результат, Сброс и индикаторные лампочки правильного и неправильного ответов. Ввод ответа обучае- 40 мьм осуществляется по методу Печатания на пишущей машинке путем последовательного нажатия кнопок ™Набор ответа на пульте 2 ° Ввод программы и кода вопроса осуществляется самим 65 учащимся на .своем рабочем месте путем нажатия кнопок (типа кнопок счетных мамин) на блоке 5. Программа вопроса н код представуяют собой набор цифр, которые выдаются учащемуся вместе с вопросами.

Управление блоком 5. осуществляется

Преподавателем с помощью блока .3. Задавать вопросы обучаемым можно любым. удобным лля преподавателя способом— на листе бумаги, в сборнике задач и . др. Схема класса позволяет обучаемьм работать в режиме контроля или само-:

1 контроля иметь неограниченное число вариантов решаемых задач, ввод ответа может быть .конструктивный, выборочный и др.

Каждое рабочее место обучаемого . является совершенно индивидуальным, что позволяет вести контроль знаний всей группы обучаемых одновременно.

Работа в классе заключается в следующем: обучаемый самостоятельно решает вопрос и составляет ответ на бумаге ° Затем устанавливает программу ответа и код данного вопроса на элементах ввода программы и кодирова. ния блока 5. Введенная программа и код передаются в логическую схему блока 8 и блок б ввода ответов. Далее, обучаемый, используя кнопки блока б на своем пульте, вводит полученный ответ через коммутатор 12 и в блок 8, где код каждого элемента ответа вычитывается из числа, занесенного ранее туда с блока- 5. Если ответ правильный, то блок 8 вырабатывает сигнал, соответствующий программе и коду блока 5, и подает его на вход коммутатора 13, а далее схему кодирования в коммутаторе 13, этот сигнал поступает.через схему. памяти счетчика 9 на табло 4 и блок

10.

Если ответ неправильный, то блок

8 вырабатывает сигнал, ве соответствующий программе и коду блока, 5, в результате чего при нажатии кнопки. результат под действием этого сигнала в коммутаторе 13 сра.батывает схема кода, перекрывает канал прохождения правильного ответа, открывает канал прохождения неправильных ответов и этот сигнал подается через блок 14 на блок 10, а в режиме контроля на формирователь 7 для исключения подбора ответов и необъективных ответов . При неправильном ответе в режиме контроля с блока 14 поступает сигнал в формирователь 7, который вырабатывает напряжение, выдаваемое через коммутатор 12 в блок 8. В логической схеме блока 8 вырабатывается сигнал, который подается на ксимутатор 13, перекрывает канал выхода правильных ответов для данного вопроса и открывает канал выхо1ОЛ318 да только неправильных ответов для этого же вопроса . Причем, если в режиме контроля после неправильного ответа вводится правильный, но повторный ответ, схема выдает результат как неправильного ответа, снятие которого возможно только преподавателем. В режиме самоконтроля блок 8 допускает снятие неправильных ответов самостоятельно учащимся. Для исключения расшифровки ввода программы и кодирования, которую вводит сам учащийся, в блоке

5 предусмотрена возможность изменения этой программы и кодирования по определенному закону, исключающему подбор или расшифровку. При нажатии кнопки Плавающий код в блоке 3 на блок 5 подается напряжение, под действием которого происходит переключение ячеек программы и кодирования блока 5 относительно кнопок ввода программы и кода этого блока по определенному закону, исключающему подбор или расшифровку кода и программы.

Схема блока 5 совместно с логической схемой блока 8 позволяет автоматически учитывать последовательность набора (ввода) элементов ответа. Это достигается путем последовательного включения элементов блока 8 при нажа. тии кнопок ввода программы, причем, эта последовательность при необходимости может изменяться.

Так как для обеспечения индивидуального обеспечения индивидуальности работы каждого обучаемого в схеме класса предусмотрен блок 5, кото" рый расположен на рабочем месте обучаемого и с помощью которого он вво" дит сам программу и код,то без определенных принятых мер с течением вре ° мени имелась. бы возможность установить закономерность ввода програм" мы и кода, а, следовательно, и получения необъективной оценки. Поэтому, в блоке 3 приложена схема управления вводом программы и кодирования, которая предназначена для исключения расшифровки или подбора закономерности ввода программы и кодирования. Это осуществляется следующим образом:

Установка кода.

При включении одной из .кнопок номера кода блока 3 запитывается соответствующее реле кода в блоке 5 кодирования и замыкается цепь соответствующих контактов этих реле ° Если код учащимся установлен правильно, то создается прямая цепь выхода сигнала правильного ответа от блока 8 через контакты реле и кнопку кода коммутатора 13;

Таким обарзом, сигнал ответа с бло ка 8 может пройти через коммутатор

13 на счетчик 9 только при правильно установленноМ коде, т.е. если

/. учащийся установит тот код, который он получил вместе с вопросом от преподавателя. изменение ввода программы (включение плавающего кода) .

5 В исходном положении кнопки ввода программы блока 5, логические элементы блока 8 и кнопки ввода ответа блока 6 связанньм между собой таким обра зом, что при вводе информации в блоке

30 б при нажатии первой кнопки срабатывает первый логический элемент блока

8. При включении одной из кнопок Плавающий код в блоке 3 через блок 5 запитывается соответствующее

15 реле изменения ввода программы в коммутаторе 12.

При этом происходит переключение цепи от первой кнопки блока 6 на и-й логический элемент блока 8.

Для правильногб ввода ответа при нажатии первой кнопки на блоке 9

Должна быть введена новая программанажата,". кнопка в схеме ввода программы и кодирования блока 5. То же gpo 5 исходит с и -й кнопкой блока 8 — она переключается на первый логический элемент.

Учитывая, что с блока 3 возможно произвести множество комбинаций введения программы и кода, то становится ясным, что установить закономерность или подобрать .код ввода программы становится практически невозможньм.

В предлагаемом устройстве предусмотрено два режима работы. Режим жесткого контроля, применяется при приеме зачетов, контрольных прове- рок и т.д., т.е. когда требуется получить объективную оценку знаний

4О учащихся. Этот режим характеризуется тем, что если при первом вводе ответа на данный вопрос получен от-. рицательный (неправильный) ответ, то повторные ответы на данный воп45 рос схема формирователя 7 не допус, кает и выдает как неправильный ответ даже при правильном, но повторном вводе. Зто исключает необъективность ответа, т.е. угадывание, 5р подбор, ответ после консультаций с соседом и пр.

Снятие неправильного ответа с памяти возможно только с разрешения преподавателя.

В режиме самоконтроля на формирователь 7 подается постоянное напряжение от распределителя 11 и сигнал неправильного ответа с блока 14 (если ответ был неправильный).

При отсутствии сигнала неправильного ответа схема формирователя 7 никакого воздействия на последующие схемы не имеет. При поступлении сигнала неправильного ответа cpa" батывает блок 14. По сигналу этого

65 блока формирователь 7 подает опреде

1012318

ВНИИПИ Заказ 2773/63 Тираж 486 Поддисное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4 ленное напряжение в коммутатор 12, который через блок 8 подает сигнал в коммутатор 13, вследствие чего перекрывается канал выхода -сигналов правильного ответа с блока 5 на счетчик 9 для данного вопроса ° Одно- 5 временно замыкается канал выхода неправильных ответов (поэтому при повторном вводе всегда ответ будет неправильным) . В таком положении схема находится до тех пор, пока не 39 снимается положительное напряжение, подаваемое с блока ll а это возможно только с разрешения преподавателя (снятие блокировки кнопки Сброс на рабочем пульте учаяегося с псмощью .переключателя Контроль-обучение, находящегося на схеме управления

- вводом программы и.-кодирования блока 3 °

Выполнение данного устройства описанным выше. обраэсм обеспечивает полную индивидуальность работы. каждого учащегося. Это позволяет уменьшить время, затрачиваемое на контроль знаний группы учащихся в несколько раз, по сравнению с времени, затрачиваемым для этих же целей при использовании известных аналогичных устройств .

При этом создается возможность неограниченного числа вариантов решаемых задач, увеличения количества рабочих мест учащихся и упрощения .устройства..

Также исключается подбор ответов -учащимся беэ фактического знания мате-. риала, чем увеличивается объективность оценки знаний. Схема памяти счетчика 9 позволяет храйить информацию о результате контроля знаний учащихся и проводить анализ ответов по табло 4 совместно с группой при выключении рабочих местах.