Электродвигатель постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

COOS СОВЕТСКИХ

NWMNO

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ь

Р"..Т..ь : ..-;:. !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 33 36 198/24-07 (22)10.09.81 (46)15.04.83. Бюл. 9 14 (72)B. В- Борисов и Е. М. Кузнецов (71)Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприбаров . (53)621.313(088.8) (56)1. Патент Великобритании

9 1231782у кл. Н 2 А, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР .9 301787, Мл. Н 02 K 21/26, 1969. .(54)(57) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий систему воз-—

„.SUÄÄ 1 А ф(Я) Н 02 К 23 54 Н 01 R 39/40 буждения на постоянном кольцевом магните с выемками, дисковый якорь с печатной.-обмоткой, ярмо и траверсы со щеткодержателями, каждая из кото- рых закреплена на ярме, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов, упрощения конструкции и снижения расхода материалов, на внутренней поверхности ярма в зоне выемок постоянного магнита выполнены клювообразные выступы, а на внешней цилиндрической поверхности основания траверсы,рас.положенной под клювообразными высту.пами, выполнена опорная лыска.

1012396

На фиг. 1 изображен разрез A-A на фиг. 2, разрез электродвигателя, на фиг. 2 — вырыв под углом к оси вращения, на фиг. 3 — выемки на постоянном кольцевом магните.

Изобретение относится к электродвигателям с возбуждением на постоянных магнитах и плоским дисковым якорем, обмотка которого выполнена печатным способом.

Известен электродвигатель постоянного тока с возбуждением на постоянных магнитах и плоским дисковым якорем, обмотка которого выполнена печатным способом (l ), Недостатком этого электродвигателя является значительная осевая длина электродвигателя из-за установки щеток и магнитной системы с разных сторон якоря.

Наиболее близким к предлагаемому 15.

rIo технической сущности является электродвигатель, содержащий систему возбуждения на постоянном кольцевом магните с выемками, дисковый якорь с печатной обмоткой, ярмо и траверсы 2П со щеткодержателями, каждая из кото.рых закреплена на ярме двумя крепежными элементами и установлена в полости выемок постоянного магнита непосредственно под его полюсами. >5

Такой электродвигатель имеет меньшие осевые габариты по сравнению с электродвигателем, у которого щетки и магнит расположены по разные стороны относительно дискового якоря (2).

Однако осевые размеры указанного электродвигателя значительны ввиду того, что элементы щеточного узла выступают за ярмо с наружной сторо; ны, в частности траверса располагается снаружи ярма. Кроме того, необходима крышка для защиты от случайных замыканий токоведущих деталей, которая также увеличивает осевую длину электродвигателя, усложня- 40 ет его конструкцию.

Целью изобретения является уменьшение осевых габаритов, упрощение конструкции и снижение расхода материалов. 45

Поставленная цель достигается тем, что в электродвигателе постоянного тока, содержащем систему возбуждения на постоянном кольцевом магните с выемками, дисковый якорь с печат- 5р ной обмоткой, ярмо и траверсы со щеткодержателями, каждая из которых закреплена на ярме, на внутренней поверхности ярма в зоне выемок постоянного магнита выполнены клювообраэные выступы, а на внешней ци5 линдрической поверхности основания траверсы, расположенной под клювообразными выступами, выполнена опорная лыска.

Электродвигатель содержит вал 1 в сборе с дисковым якорем 2, уста новленный в подшипниковом узле, состоящем из втулки 3 с фланцем, оснащенной двумя металлокерамическими втулками.4 и установленной в стальной крышке 5 электродвигателя, которая одновременно служит магнитопроводом, дисковый якорь 2 расположен в торцовом зазоре системы возбуждения, состоящей из неявнополюсного постоянного магнита 6, имеющего чередующиеся полюса и прикрепленного к стальному ярму 7, роль которого выполняет штампованный чашеобразный корпус электродвигателя.

Магнит имеет конусную выемку 8 и цилиндрические выемки 9, в полостях которых расположены элементы щеточ ного узла, который состоит иэ щеткодержателей 10, щеток 11, пружин 12, которые установлены на траверсе 13 из изоляционного материала. На одном краю основания траверсы 13 выполнена опорная лыска 14, располо>кенная под клювообразным выступом

15, расположенным в зоне выемок постоянного магнита и образованным при штамповке непосредственно из материала ярма, а другой край основа.ния траверсы 13 прикреплен к корпусу винтом 16.

Работа электродвигателя заключается в следующем. При подаче напряжения на якорь 2 он начинает вра- щаться относительно корпуса постоянного магнита 6, приводя во вращение детали, соединенные с валом 1 якоря

2, например вентилятор предпускового подогревателя автомобиля или трактора (не показаны).

Крепленне траверсы производится следующим образом. Край основания траверсы 13 устанавливают под клювообразный выступ 15 корпуса, затем крепят траверсу 13 винтом 16 к корпусу. Опорный плоский участок 14 края основания траверсы, примыкающий к основанию клювообразного выступа 15, 1 надежно фиксирует траверсу 13 от углового поворота.

Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом позволяет уменьшить осевую длину электродвигателя, так как все. элементы щеточного узла расположены с внутренней стороны ярма. Кроме того, предлагаемая конструкция проще ввиду отпавшей необходимости в защитной крышке и сокращения числа крепежных элементов для каждой траверсы щеткодержателей. При этом упрощается сборка щеточного узла с корпусом электродвигателя и дополни- тельно уменьшается расход материала за счет того, что элементы фиксации траверсы выполнены непосредственно из материала ярма.

1012396

Я

ff

f6

Фиг.D

Составитель С. Шутова

Техред A. Бабинец.

Редактор И. Петрова

Корректор A. Повк

Заказ 2785/67 Тираж 685 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4